мая 03 2003

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ: ГИГИЕНИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ  ПРОБЛЕМЫ

Опубликовано в 19:10 в категории Чистота воды и здоровье

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ: ГИГИЕНИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ  ПРОБЛЕМЫ

«ДЕТИ  И  ПИТЬЕВАЯ  ВОДА»

Т.В.Стрикаленко, Н.С.Бадюк

ГП Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, г.Одесса

         Здоровье населения отражает совокупное влияние факторов окружающей среды разной природы. С другой стороны, проблема недостаточного качества питьевой воды, как и ее обьективно существующие причины и их последствия для здоровья, высоко актуальны для всех стран в мире [1]. Дети, как правило, являются наиболее чувствительной и чистой моделью при изучении влияния на здоровье населения загрязнения окружающей среды в силу особенностей обменных процессов растущего организма, однотипности условий жизни, отсутствия профессионального анамнеза и вредных привычек и т.д. Вместе с тем, для здоровья детей имеют значение не только сочетание условий, которые значительно повышают возможность утраты здоровья, возникновения, рецидивирования и прогрессирования болезней, но и факторы, обусловливающие угрозу стойкой задержки психического и физического развития ребенка (т.н. факторы риска) [2]. Во многих случаях оптимизация основных факторов окружающей среды, таких как обеспечение достаточного количества чистой воды и пищи для детей, может оказать серьезное и решающее влияние на всю их жизнь. И это должно быть неотьемлемой задачей как родителей, так и системы образования [3, 4]. Поскольку для решения конкретных задач управления необходимо конкретизировать факторы риска с максимальной точностью, в настоящей работе представлены некоторые материалы собственных исследований, полученных при проведении анкетирования школьников младших классов в школах города, и анализ данных литературы о значении качества питьевой воды для здоровья детей. Предпосылками для выполнения настоящей работы были результаты ранее проведенных нами исследований [5-7] и материалы экспертизных исследований так называемых «детских питьевых вод», расфасованных в емкости и реализуемых в торговой сети.

         Методологической основой работы была система гигиенической оценки и анализа материалов о взаимосвязи «водного фактора» и здоровья некоторых потребителей воды – детей. Работа выполнена при поддержке Отдела образования Одесской областной администрации.

         Результаты и их обсуждение. 1. Сравнительный анализ материалов ранее проведенных опросов взрослого населения (1998-2002гг) и школьников города (2003г) показал, что типы воды, повседневно употребляемой респондентами, достаточно  различны (рис.1, Б), однако причины «неупотребления» ими водопроводной воды в качестве питьевой практически идентичны (рис.1, А). Дети употребляют преимущественно дополнительно очищенную водопроводную воду, получая, по-видимому, знания о преимуществах такой воды от родителей и учителей (рис.2Б). Взрослые гораздо чаще используют для питья любую воду, в том числе некипяченую водопроводную, несмотря на наличие знаний, приобретаемых, в основном, из СМИ. Однако,  в оценке источников информации о значении воды для организма значительная часть взрослых респондентов также отметила «школу», что подтверждает данные литературы о значении полученных в детстве знаний и важности  их обьективного формирования. Косвенно свидетельствуют об этом и синонимы  к слову «вода», которые школьники привели в своих ответах на один из вопросов Анкеты (рис.2, А), а также то, что более 90% опрошенных детей хотело бы больше знать «о воде». Около 50% школьников отметили, что употребляют в течение дня молоко, а 60% - сладкие газированные напитки. Всего в течение дня употребляют для питья 8 и более стаканов жидкости практически 80% опрошенных учеников. Те школьники, которые чаще употребляют водопроводную воду (~50%), отмечают усталость днем, тогда как потребители дополнительно очищенной воды «не устают» (~60%) или отмечают усталость только во второй  половине дня, они же, судя по ответам на вопросы Анкеты, реже болеют. Эти данные соотносимы с полученными ответами на такой вопрос у взрослых респондентов [7]. Отмечена тенденция большего количества хорошо успевающих школьников из числа тех, кто употребляет в течение дня достаточное (8 и более стаканов) количество жидкости, однако эти результаты опроса недостоверны и могут быть конкретизированы по завершении исследования.

         2. Анализ данных литературы о значении минерального состава воды для детей различных возрастных групп позволяет говорить о необходимости и важности крайне осторожной трактовки представлений о воде так называемого «специального назначения» - «детской питьевой воде». Не вызывает ни у кого сомнений, что в такой воде недопустимы антропотехногенные загрязнители, даже в минимальных количествах, и она должна быть эпидемически безопасной. Причем, количество регистрируемых микробиологических показателей в таких водах существенно выше перечня, регламентируемого нормативами для питьевых вод, ибо в расфасованных «детских питьевых водах» необходимо определять не только индикаторные (Индекс БГКП, ОМЧ), но и наиболее часто встречающиеся патогенные микроорганизмы, вирусы (антигены вирусов), патогенные простейшие и т.д.  Относительно других  химических компонентов (макросостав) воды  мнение ученых не столь однозначно по ряду причин. Во-первых, нормативы (в т.ч. ПДК) для  макрохимических компонентов воды устанавливают при проведении исследований не менее, чем на трех видах животных, употребляющих «определенную воду» в течение трех поколений жизни, т.е. с учетом их влияния как на беременных самок, так и на новорожденных и т.д. Во вторых, известно, что системы регуляции водно-солевого обмена у человека созревают к 18-25 годам [8]. Наибольшая интенсивность функциональных преобразований почек отмечается в период новорожденности и до 4-5 лет [9-12]. В состоянии относительного покоя организма большинство показателей парциальных функций почек у совершенно здоровых детей 2-3-летнего возраста не отличается от таковых у взрослых. Десинхронизация развития различных почечных функций и функциональных систем, обеспечивающих их деятельность, происходит в период 7-8 и 13-15 лет. У взрослых надежность регуляторного звена системы водно-солевого обмена примерно в 20 раз выше, чем у детей. Именно поэтому во многих странах мира (и в СНГ), наряду с абсолютным запретом употребления для питья дистиллированной воды, для детей рекомендуют (никоим образом не регламентируя это государственными нормативами!) питьевые воды с низким содержанием натрия и достаточным содержанием кальция, магния и фтора [13-15]. Эти рекомендации широко отражены (в развитых зарубежных странах) в популярной литературе, на сайтах государственных и негосударственных организаций, фирм и доступны всем заинтересованным лицам. Одновременно продолжаются и сейчас глубокие научные исследования  проблемы «вода и здоровье», ибо  она усугубляется снижением качества окружающей нас среды [1].

         Таким образом, результаты проведенных нами исследований свидетельствуют об актуальности и сложности проблемы «питьевая вода и здоровье детей», приемлемости использования метода субьективной оценки (анкетирования) для получения первичной информации и  возможности оценки эффективности проводимых мероприятий по оптимизации как водообеспечения населения, так и информированности жителей города по проблеме.

Литература

1. Water for People, Water for Life.: Executive Summary of the UN World  Water  Development  Report. – Paris: UNESCO-WWAP, 2002. – 36p.

2. Якубова И.Ш, Максименко Е.О, Поляшова А.С. Оценка риска возникновения повышенной заболеваемости детей в образовательных учреждениях. // Окружающая среда и здоровье человека: Научные труды Международного Экологического Форума. - CD-Rom. - СПб.: СпецЛит, 2003.

3.Лидер С.Р, Голланд В.В. Влияние окружающей среды на заболеваемость и развитие детей // Медицина окружающей среды: Пер. с англ. / Под ред. А.Е.Беннета. – М.: Медицина, 1981. – С.179-200.

4.Корабельников И.В, Маймулов В.Г, Глушкова Л.И. Эколого-гигиеническое воспитание и обучение – неотьемлемая часть системы образования. // Окружающая среда и здоровье человека: Научные труды Международного Экологического Форума.-CD-Rom.-СПб.:СпецЛит,2003

5.Пахмурный Б.А, Стрикаленко Т.В. К механизму изменения экскреции электролитов почками при гиперволемии.// Клиническая патофизиология почек и водно-солевого обмена: Тез.докл.Всес.конф.– Тула,1978.- С.154-155

6. Бадюк Н.С., Стрикаленко Т.В. Вода и здоровье: к анализу материалов социологического опроса. //  ЭКВАТЭК-2000: Тез.докл. IV междун. конгресса «Вода: экология и технология».-М.:Сибико Инт.,2000.– С.741-742

7. Стрикаленко Т.В, Бадюк Н.С.  Питьевая вода и здоровье: новый аспект проблемы // Вода и здоровье-2002: Сб.науч.ст.- Одесса:ОЦНТЭИ,2002.-С.165-170.

8. Айзман Р.И. Возрастные особенности водно-солевого обмена и функций почек. – Автореф. докт. дис. – М., 1985. – 47с.

9. Increased sodium concentration in drinking water increase blood pressure in neonates. /  Avishalom Pomeranza,  Tzipora Dolfinb, Ze’ev Korzetsc e.a. // J. Hypertension.- 2002.- N20. – P.203-207.

10. Bruce R.C, Kliegman R.M. Hyponatremic seizures secondary to oral water intoxication in infancy: association with commercial bottled drinking water.// Pediatrics. – 1997, N100(6).- P.100-106.

11. Sodium and Potassium metabolism in infancy./ G.Schulz-Lell, K.Dorner, H.D.Oldigs e.a. // Monatsschr Kinderheilkd.- 1992, N 140 (2). –P.117-121.

12.Barbara Levine. Water Consumption is Critical for Human Health, Wellness and Hydratation. // 21.08.2002. -  http://www.ebwa.org.

13. Зуев Е.Т., Фомин Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и европейских стандартов к качеству и безопасности. / М.: Протектор, 2003. – 320с.

14. СанПиН РФ 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, фасованной в емкости. Контроль качества.– М.:МЗ РФ, 2002

15. http://www.bottledwater.org.

А                                                               Б

Рис.1 Распределение ответов респондентов (%) в городе о причинах неудовлетворенности качеством водопроводной воды (А) и типах потребляемой ежедневно питьевой воды (Б)

                                                                          

А                                                                    Б     

Рис.2 Синонимы (%), которые у школьников чаще всего ассоциируют со словом «вода» (А) и ответы респондентов об источниках информации о значении питьевой воды для организма, о ее качестве в городе (Б).

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.