Апр 28 2003

Соколов Ю.Н.

Опубликовано в 00:03 в категории Чистота воды и здоровье

Соколов Ю.Н.

Одесский государственный экологический университет Водные объекты и потребности здорового человека.

Походы, туризм, рыбалка, фотоохота понятия которые в любом возрасте вызывают ощущение приятности, благодушия, радости. Это связано с внутренними человеческими потребностями.

Потребность – это не только то, чего хочу иметь, но прежде всего каким хочу стать. Потребность реализуется за счет способностей. Потребности – это мотивы, осознания и последующего действия, то есть это цели жизни. Спрос, нужда, надобность, состояние напряженности для адаптации к среде и предотвращения опасности со стороны стрессоров, отношения к грядущему, движущая сила существования и жизни – все это потребности.

Реализация потребностей начинается с осознания мотивов, затем формируется цель и лишь после этого осуществляются действия по их реализации.

Мотив – это конкретизация материальной или идеальной потребности, “узнавание”, постепенное осознание причин выделения, опредмечивания потребностей. В качестве мотивов выступают идеалы, интересы, ценности, которые формируются в процессе воспитания и самовоспитания.

Цель – это желание, обязательно осознанное влечение, мыслимый образ нужного, предвосхищаемого результата, на достижение которого будет направлена деятельность человека. Блаженство, восторг, экстаз наступает не после удовлетворения потребностей, на что обычно надеются, а в процессе реализации устремленности к цели. Потребности всегда неосуществленные. По мере их удовлетворения появляются новые мотивы, устремленности, нацеленность на неосознанные ранее потребности. При полном отсутствии духовных целей стимул жизни стремится к нулю. Если переход на пенсию совпадает с невостребованностью, с отсутствием целей, то это ускоряет уход из биологической жизни.

Часто потребности личности, общества и человечества могут не совпадать и даже быть противоречивыми. Инстинкт продолжения рода и свобода выбора личности может для общества обернуться нежелательным увлечением численности населения и “демографическим взрывом” для человечества.

Потребности человека могут быть подразделены на материальные или нематериальные. Иногда материальные называют биологическими или низшими потребностями особи. Нематериальные потребности личности относят к истинно человеческим, высшим, сложным или духовным. Э. Фромм [2, 3] эту человеческую устремленность очень точно атрибутирует как “иметь” или “быть”. Важнейший вопрос человека и человечества – жить это иметь или быть? Если на первом месте биологическое, то - иметь, если – человеческое, то – быть.

Духовные потребности в большей мере соответствуют отклику, отбору целесообразных качеств, атрибутов для приспособления, “пресуществления” [1], адаптации человека к жизни. Психические потребности, прежде всего, ответственны за антиэнтропийное направления деятельности человека для устранения, недопущения дефицита (хотения) или избытка (отвращения). Именно от процесса удовлетворения психических потребностей зависит ощущение осмысленности собственного бытия, удовлетворенность жизнью и, наконец, счастье, которое включает бесконечный спектр таких качеств как свобода, красота, добро, любовь, справедливость, нежность, радость, разумность.

Психические потребности по направленности отбора могут быть подразделены на внутренние, личностные или индивидуальные с одной стороны и на внешние, межличностные или надиндивидуальные с другой. Если индивидуальные потребности в большей мере направлены на гомеостазис, сохранение, поддержание жизни в неизменности, то надиндивидуальные или межличностные потребности обеспечивают познание, рост, изменение. Гармония в разумном сочетании эгоизма – получать наслаждения (гурман, эстет) и альтруизма – дарить наслаждения (повар, музыкант).

Физически и духовно человек индивидуален, самостоятелен и самодостаточен. В силу своих психических способностей он может и имеет желание не только почувствовать, но и осознать свою индивидуальность.

Внутренние, личностные, индивидуальные потребности человека заключаются в необходимости почувствовать и/или осознать себя, свое “Я”. Иногда эту же духовную надобность называют потребностью сохранения, так как она непосредственно направлена на поддержание собственной жизни. Для самоактуализации и самореализации прежде всего человеку необходимо взглянуть на себя со стороны. Это совершенно удивительная способность. Таким талантом не обладает ни одно даже самое высокоорганизованное животное. Но просто взглянуть со стороны человеку недостаточно.

В процессе самопознания у личности возникает более углубленная потребность выяснения своего несовпадения с другими людьми, своей отделенности, отдельности не просто от кого-то, но ото всех.

Примером неистребляемых индивидуальных, внутренних, психических потребностей являются граффити (дословно в переводе с древнегреческого - выцарапывание). Граффити – это современные бытовые и древние магические надписи. От античных колонн и победного Рейхстага до столов в студенческих аудиториях. Не зависимо от выцарапанных знаков смысл написанного – самоутверждение: “Я – есть”. Не “Я – личность”, а “я – существую”. Если творчество требует большой духовной работы, то для фиксации факта собственного существования достаточно расписаться. Самое приятное имя – твое собственное. Если к Вам обращаются уважительно да еще с отчеством, то Вы конечно же уже расположены к общению с визави. Не случайно в восточнославянских языках специальная, уважительная форма обращения, отсутствующая в языках европейских, на “Вы” и с отчеством, которое прибавляется к имени. Почтительное “сан” у японцев выполняет туже функцию.

При размолвке Паниковского и Шуры Балаганова из “Двенадцати стульев” И.А.Ильфа и Е.А.Петрова наперебой звучит уничтожающее “А ты кто такой?” Ты – никто и нет страшнее для человека. Главный, хотя и неосознанный вопрос для собутыльника “Ты меня уважаешь?”

С развитием личностных потребностей возникает необходимость сделать “Я” объектом своей собственной познавательной деятельности. Не только ощущение, но и осознанное представление и, главное, воспроизведение своего “Я”, в ребенке, книге, а если не получается, то хотя бы в зарплате, машине.

Почувствовать и осознать свое “Я” – часто важнее самой биологической жизни (герои, самоубийцы), важнее любви (моряки, геологи), важнее свободы (добровольное принятие конфессиональных или партийных ограничений).

Иногда подсознательное утверждение своей значимости осуществляется через любовь, творчество, созидание. Родить и воспитать ребенка, написать книгу, изваять скульптуру, построить дом, сделать шкаф, посадить дерево, выточить болт – все это, кроме прочего, еще и символы самореализации, самоактуализации. “Все это сделал я лично, я не хуже, а может или даже, наверняка, лучше других”. Безмерное счастье родителей почувствовавших и осознавших свое продолжение, свое бессмертие после рождения долгожданного первенца, когда он идет в первый класс, защищает диплом или диссертацию. Создание, творчество, созидание ведет к счастью прежде всего для самого себя и к гуманизму для общества.

Собственное “Я”, своя личная польза могут быть поставлены превыше интересов любого из окружения, над интересами каждого члена общества. При гипертрофированном эгоизме (от латинского слова ego – я) индивидуальные потребности себялюбия могут перерасти в предпочтение личной корысти над интересами окружающих. Фиксация интересов на собственном внутреннем мире, то есть интровертные потребности (латинское intro – обозначает – внутри, внутрь) могут обернуться зацикленностью на себе, социальной пассивностью и затруднениями при адаптации. И, наконец, могут достичь эгоцентризма, при котором через гипертрофировнное “Я” человек ощущает себя центром мироздания [4].

Созидание, творчество – не единственный способ самореализации. Ненависть, разрушение, уничтожение тоже могут быть способом самоутверждения. Герострат еще в IV веке до н.э. чтобы обессмертить свое имя, сжег одно из семи чудес света храм Артемиды, расположенный в древнегреческом городе Эфесе, совершив акт неслыханного вандализма. Напутствуя солдат на восточный фронт А. Гитлер упиваясь собственным величием восклицал: “Я освобождаю Вас от химеры по имени совесть”.

Такое самовозвеличивание, самоизоляция в конечно счете ведут к страданию, деструкции, распаду собственного эго и даже к тоталитаризму в обществе. Обладая неслыханной властью над душами и умами людей был ли И.В.Сталин счастлив, как человек?

Кроме способов реализации собственной значимости очень важным является качество, степень осознания своей индивидуальной востребованности. Крайние притязания колеблются от потребности осознания себя созданием до представления себя создателем. Мыслить себя созданием это обозначает понять свою индивидуальность, отдельность от других. Но при этом человек остается пассивным, ведомым. Создание понимает, что его жизнь случайна, человек брошен в мир, то есть появляется на нашей Земле и покидает ее помимо собственной воли. Бездеятельна, безынициативна, созерцательна жизнь создания в этом мире. Груз ответственности ему не по плечу. Если я болею, то мне не повезло, если не ладится на работе – виноват начальник или подчиненные, если мои дети не воспитаны – виноваты соседи или школа, не важно кто виноват, главное я не виноват никогда. Необходим некто или нечто, чтобы возложить на него вину. Если нет ведущего для меня ведомого, то нужны заступники-виновники в форме родителей, учителей или даже религии.

И другая крайность – человек-создатель, субъект действия, а не объект чей-то воли. При этом человек – это целеустремленная, творческая, свободная, активная личность, ориентированная на поступок, восхождение до тех высот, которые ему посильны. Преодолеть достигнутое, дотянуться до еще более возвышенного. Трансценденция (латинское слово trans – сквозь, через), то есть выход за ограничивающие пределы, желание взять груз ответственности на себя. Самоактуализация, творческий подход, полноценное развитие, созидание в любом деле: воспитание, домашнее хозяйство, столярное дело, экология и тем более поэзия, живопись. Самый высокий уровень созидателя – это миссия, диссидент, пассионарий, импульс поведения которых превышает иногда даже инстинкт самосохранения.

Разумеется, в реальной жизни каждый человек в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации одновременно является созданием и создателем, ведомым и ведущим.

Коллективное взаимодействие с природой удовлетворяет отмеченные духовные потребности человека.

Литература

1. Волошин М.А. Путями Каина. – М.: Правда, 1991.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990.

3. Фромм Э. Человеческая ситуация.  – М.: Смысл, 1995.

4. Фромм Э. Человек для себя. – Минск: Попури, 1998.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.