Авг 16 2001

Возможности и перспективы

Возможности и перспективы

использования шахтных вод в хозяйственном водоснабжении Донбасса

Е.С. Матлак, Е.Л. Беляева, В.Ю. Романова, Н.Н. Долгорукова ,

ДонГТУ, г. Донецк

В Донбассе сложилась критическая ситуация с питьевой водой. Так, в Донецкой области дефицит воды составляет примерно 500млн.м3/год, а 60 – 70 % проб воды, берущихся на анализ из малых рек, показывают их полную непригодность для хозяйственно – питьевого водоснабжения.

Наибольшее отрицательное воздействие на водные объекты региона оказывают сбрасываемые в огромных количествах (примерно 900млн.м3/год) недостаточно очищенные минерализованные шахтные воды. Проблема деминерализации шахтных вод многие годы не находит своего практического решения и остается важнейшей экологической проблемой угольной промышленности. И это притом, что технологические схемы опреснения шахтных вод предложены еще в конце 80-х – начале 90-х – годов ИКХ и ХВ НАН Украины, Донгипрошахт, ОАО"УкрНТЭК".

Их анализ показывает, что чисто технические вопросы решения проблемы деминерализации шахтных вод, несмотря на сложность, могут быть успешно решены. Вопрос заключается в том, в состоянии ли угольная промышленность экономически осуществить полномасштабную деминерализацию шахтных вод в пределах региона?

Как известно, в настоящее время эта отрасль находится в глубочайшем кризисе, ее финансовые ресурсы ограничены, в связи, с чем экологическая политика Минтопэнерго не может соответствовать в полной мере требованиям природоохранного (в том числе водоохранного) законодательства страны. Поэтому можно прогнозировать, что проблема охраны малых рек Донбасса от их засоления шахтными водами силами угольной промышленности не будет решена, видимо, даже в ближайшие десятилетия.

Проблема деминерализации шахтных вод является в настоящее время в большей мере экономической, нежели технической проблемой.

С учетом прогнозных выводов можно заключить, что обществу (нооценозу) необходимо осознать глубину возникшего в угольной отрасли кризиса и искать новые экономические подходы для решения проблемы деминерализации шахтных вод.

Специфической особенностью Донбасса является то, что в нем сложилась парадоксальная ситуация: регион испытывает острый дефицит питьевой воды, а попутно - добываемые в огромном количестве шахтные воды не используются для его преодоления и вызывают значительные негативные экологические последствия в окружающей гидрографической сети.

Анализ сложившейся ситуации в регионе подсказывает, что стратегия поиска выхода из нее должна быть рациональной и проявляться в решении одновременно двух задач:

– охрана местных водных ресурсов от загрязнения путем очистки шахтных вод;

– рациональное использование очищенных шахтных вод в качестве ресурса промышленного водоснабжения региона.

Определим подходы для эффективного решения поставленных задач. При этом отметим в начале: работами ДонГТУ, ДонУГИ, ОАО "УкрНТЭК" доказано, что по качественным (санитарно – гигиеническим и техническим) показателям около 80 % шахтных вод после их очистки и кондиционирования могут быть использованы в качестве источника технического, а также хозяйственно – питьевого водоснабжения.

Анализ современной мировой идеологии природопользования позволяет сделать вывод о том, что поставленные задачи должны решаться, прежде всего, на основе "рыночного" подхода, т.е. коммерческой необходимости применительно к водохозяйственной сфере Донецкого ТПК.

Предложенный подход является основополагающим. Ни одна, даже наиболее развитая в экономическом отношении страна мира, не может позволить себе опреснять с помощью дорогостоящих методов минерализованную воду (т.е. получать полезный продукт) и за бесценок сбрасывать ее в гидрографическую сеть. Целесообразно такую воду максимально вовлекать в хозяйственное водоснабжение, продавать потребителям, компенсируя произведенные затраты. Но необходимо задаться вопросом: окажется ли достаточной компенсация, чтобы не только покрыть затраты, но и получить прибыль, т.е. является ли сформулированный подход экономически выгодным в условиях современной экономической обстановки Донбасса?

Следующие соображения, а также результаты некоторых предварительных сравнительных расчетов позволяют ответить на этот вопрос положительно.

Во-первых, при обосновании подхода соблюдается основное условие рыночных отношений: в регионе (как показано выше) велик спрос на питьевую воду.

Во-вторых, в последние годы в Донбассе резко (в 10 раз) возросли цены на питьевую воду. Так, в настоящее время цена 1 м3 питьевой воды, отпускаемой предприятиям, достигла 3,24 грн., а технической – 0,5 грн.

С учетом высокой стоимости и недостаточно эффективного использования питьевой воды, плата за нее стала тяжелым финансовым бременем для большинства предприятий. Поэтому они заинтересованы не только в стабилизации цен за получаемую воду, но, прежде всего в их снижении. Последнее возможно только при появлении в регионе альтернативных и дешевых источников воды.

Таким источником являются шахтные воды. Себестоимость очищенных и кондиционированных шахтных вод, как правило, будет ниже свежей технической (тем более питьевой воды), а срок окупаемости капвложений в большинстве случаев не превысит 1 – 2 года.

Реальность рыночного подхода подтверждается пилотными примерами вовлечения шахтных в хозяйственное водоснабжения региона по шахтам им. Горького ПО Донецкуголь, "Моспинская" и шахтоуправлению "Донбасс" ГХК Донуголь, "Красный Октябрь" ПО Орджоникидзеуголь.

К сожалению, несмотря на очевидные выгоды и интерес, проявляемый промышленными предприятиями к вовлечению шахтных вод в хозяйственное водоснабжение, данное направление практически развивается слабо. Почему? Ответ лежит на поверхности: из-за отсутствия у шахт средств для строительства очистных сооружений. Поэтому необходимо искать дополнительные подходы!

Важным инструментом решения проблемы финансирования может стать ассоциативный подход, основанный на принципе "коллективного бремени", которое общество несет в виде расходов по сохранению и воспроизводству своей жизнедеятельности. Использование такого подхода актуально потому, что максимальное вовлечение шахтных вод в хозяйственное водоснабжение региона – это не только задача угольщиков. Заинтересованными сторонами являются:

– во-первых, местные Советы, исполнительные и распорядительные органы местных Советов, поскольку положительное решение проблемы необходимо для улучшения здоровья населения региона;

– во-вторых, другие отрасли промышленности, поскольку шахтные воды можно рассматривать в качестве потенциального ресурса их промышленного водоснабжения.

Исходя из этого рекомендуется заинтересованным сторонам объединяться на долевых началах с целью накопления "стартовых" финансовых средств для покрытия затрат при решении проблемы использования ШВ в хозяйственном водоснабжении Донбасса.

Для реализации названных подходов, увеличению инвестиционной активности в регионе, превращению проблемы из затратной в прибыльную, очевидно, потребуются новые организационные формы, в том числе рыночного плана, допускающих создание малых предприятий (МП).

В организационном плане для реализации предложенных подходов необходимо:

– создать на региональном уровне координационный Центр по максимальному вовлечению шахтных вод в хозяйственное водоснабжение Донбасса;

– рассмотреть на уровне Министерства здравоохранения Украины комплекс санитарно – гигиенических вопросов, связанных с использованием шахтных вод закрываемых и действующих шахт в качестве источника хозяйственно – питьевого водоснабжения;

– все проекты закрываемых и реконструируемых шахт региона выполнять с оценкой возможного использования шахтной воды.

В качестве первоочередных этапов работ Центра можно назвать три:

– На территориях приоритетного развития Донбасса (ТПР):

- становить водные потребности промышленных предприятий;

- уточнить величины притоков шахтных вод, их химический состав, требования к качеству их очистки, выставляемых потребителями:

– Выделить наиболее перспективные по использованию шахтных вод ТПР и разработать для них ТЭО (ТЭР), в которых определить:

- производительность очистных сооружений;

- технологию очистки;

- капитальные затраты на строительство ОС.

– Разработать на основе ТЭО (ТЭР) программы работ с указанием этапов их выполнения объемов и источников финансирования, сроков реализации программ.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.