Авг 31 2001

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ РЕСУРСЫ В ОДЕССКОМ РЕГИОНЕ: ФАКТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ РЕСУРСЫ В ОДЕССКОМ РЕГИОНЕ: ФАКТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС

И.И. Каракаш

Одесская национальная юридическая академия

Необходимым условием социально-экономического развития страны и его регионов является обеспечение населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и коммунально-бытовых объектов водными ресурсами в достаточном количестве и определенного качества. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 43 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" и руководствуясь постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года № 188/98 "Об Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности" Одесский областной Совет решениям № 238 – ХХIII от 17ноября 2000 года рассмотрел и утвердил Региональную программу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности в области. В программе особое внимание обращается на фактически сложившееся состояние природных объектов и определяется стратегия их рационального использования и, прежде всего, водных ресурсов.

Географическое положение Одесской области обуславливает дефицит водных ресурсов на преобладающей части её территории. Значительная часть используемых водных объектов приходится на поверхностные воды – реки и озера. Доля поверхностных водных объектов в общем, объеме водопотребления превышает 80 %, и только 10 % составляют подземные воды. На территории области расположены участки бассейнов трех больших рек – Дуная, Днестра и Южного Буга. К водному фонду области относятся также 217 маленьких речек, 55 водохранилищ, 15лиманов и более 800 прудов. За последние годы половина маленьких речек области прекратила свое существование, а речки, которые остались, – заилены, засорены и превращены в свалки. Все это является следствием производственно-хозяйственной деятельности, без надлежащего

выполнения природоохранных требований, которые предписывались действующим законодательством.

Спрямление русел рек, распашка земель до урезов воды, сведение лесов и уничтожение пойменных лугов, размещение животноводческих ферм в водоохранных зонах без соблюдения природоохранных мероприятий, неправильное применение минеральных удобрений и использование ядохимикатов, привело к уничтожению источников жизни – маленьких речек, которые выполняли важнейшую функцию в формировании водных ресурсов области. В настоящее время всё ещё продолжается ухудшение качества воды в Днестре, Дунае и Южном Буге. Так, по качественным показателям вода р. Днестр не отвечает даже III классу воды поверхностных источников. По этой причине очистные сооружения Одесского водозабора на р. Днестр не обеспечивают стабильное качество питьевой воды, которое могло бы отвечать ГОСТу 28-74-82 "Вода питьевая".

В сложной экологической ситуации находятся придунайские озера, которые являются источниками сельскохозяйственного водоснабжения и орошения земель, рыбохозяйственными водоемами и объектами рекреационного назначения, а оз. Ялпуг, кроме этого, является источником питьевого водоснабжения г. Болграда. Вода всех озёр, расположенных в области, за исключением оз. Кагул, непригодна для питьевого водоснабжения, а для орошения может использоваться лишь с применением химических мелиорантов. Хаджибейский лиман превращен в сбросную канаву сточных вод г. Одессы, постепенно деградирует Куяльницкий лиман, большую тревогу вызыват экологическое состояние Тилигульского лимана и многих других водоемов области.

Одесская область по запасам подземных вод занимает предпоследнее место в Украине. В области эксплуатируются более 5 тыс. скважин. Тем не менее, треть из них находится в неудовлетворительном техническом и санитарно-экологическом состоянии, которое приводит к ухудшению качества подземных вод. Под влиянием ежегодного выноса на поверхность почв и водоемов значительного количества минеральных удобрений и ядохимикатов, происходит загрязнение подземных вод области аммиаком, нитратами и пестицидами.

Нерешённой проблемой, с точки зрения ухудшение качества воды в водоемах области, остаётся сбрасывание загрязненных сточных вод в водные объекты. Только в 1998 году предприятиями, организациями и учреждениями Одесской области отведено в поверхностные водоемы 352,0 млн. куб. м сточных вод. Половина этого объема сброшена без очистки или недостаточной очистки. При этом почти 17 млн. куб. м сточных вод сброшено непосредственно на рельеф местности, что является нарушением требований водного и земельного законодательства Украины.

В области существует 124 комплекса канализационных очистных сооружений общей мощностью 815 тыс. куб. м, через которые 59 предприятий отводят отработанные стоки. При этом 90 % очистительных сооружений в неудовлетворительном техническом состоянии или вообще не работают. В последние 10-15 лет возникла необходимость соблюдения повышенных международных требований по защите, контролю и снижению неблагоприятных трансграничных влияний сбросов загрязненных стоков в водную среду в бассейнах Днестра и Дуная, нерационального использования их природных богатств, в т. ч. водных ресурсов.

В целях предотвращения загрязнения водных источников и улучшения экологической и водохозяйственной обстановки в области в соответствии требованиями принятой Региональной программы необходимо осуществить ряд технических, организационно-технических и научно-технических мероприятий, в частности: строительство новых и реконструкцию существующих очистных канализационных сооружений; внедрение новых технологий очистки сточных вод; создание прибрежных полос и водоохранных зон рек и водоемов и установление зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения; выполнение агролесомелиоративних и гидротехнических работ по сохранению и воспроизводству водности малых рек; соблюдение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией; защитить водные объекты от вредного воздействия сточных вод; оптимизировать виды хозяйственной деятельности на землях водного фонда; вести специализированный мониторинг водных объектов с учетом бассейновых потребностей качества воды; проведение инвентаризации водных объектов и гидротехнических сооружений на них; развитие и реализацию существующей нормативно-правовой базы; создание единой системы аварийного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций на водных объектах; создание механизма вывода из приватизационного фонда земель водного фонда (прибрежных полос, зон санитарной охраны водных источников).

Наибольшую озабоченность вызовет состояние водоснабжения из водоемов и канализирование городов области с целью предотвращения загрязнения водных объектов. В области эксплуатируется 35 коммунальных, 325 ведомственных и 547 сельских водопроводов, а также 2479 источников децентрализованного водоснабжения. Централизованным водоснабжением охвачено 57 % населенных пунктов, в том числе 37 городов и поселков городского типа, и 582 села. Более чем в 170 сёлах население пользуется привозной водой. За последние годы отмечается определенная стабилизация уровня загрязнения питьевой воды из централизованных систем водоснабжения, хотя оно остается довольно высокой в отдельных районах вследствие неудовлетворительного санитарно-технического состояния большинства хозяйственно-питьевых водоводов области.

Удельный вес нестандартных проб воды по бактериологическим показателям составляет в среднем 7,8 %, а по химическому составу – 14,3%. Наиболее плохое качество питьевой воды продолжает регистрироваться в сельских водоводах. Постоянно регистрируется высокий уровень загрязнения подземных вод, в том числе и тех, которые используются для децентрализованного водоснабжения населения. Превышение гигиенических нормативов обнаружено в 48,5 % исследованных проб по химическому составу и 32 % – по микробиологическим показателям. Уровень загрязнения подземных вод области азотистыми соединениями приобретает угрожающие масштабы. Свыше 1000 химических анализов колодезной воды, проведенных в 14 районах Одещины, показали наличие загрязнения подземных вод нитритами. В среднем вода двух колодцев из пяти по содержанию нитритов непригодная для питья.

Наиболее доброкачественные по химическому составу подземные источники водоснабжения, расположенные в северных и центральных районах области – Савранском, Балтском, Котовском, Березовском, Любашевском и Раздельнянском. В южных районах и межлиманьи, подземные и артезианские воды имеют высокое содержимое химических веществ, в том числе хлоридов, сульфатов, натрия, солей жесткости и сероводорода. В отдельных артезианских скважинах выявлено повышенное содержимое фторидов.

Открытые водоёмы, которые используются как источники централизованного водоснабжения (реки Днестр и Дунай, озера Ялпуг и Катлабух) имеют высокие уровни антропогенного загрязнения. Так, в районах водозаборов по санитарно-химическим показателям в 1998 году не отвечало гигиеническим нормативам 35,4 % исследованных проб (в 1997 – 33,3 % в 1996 – 40,3 %. в 1995 – 5 %). Оказались выше ПДК содержание нефтепродуктов, 1-4 ПДК кадмия, до 1-2 ПДК марганца, до 4 ПДК формальдегидов, до 0,6 мг/куб. дм железа, а в водах Дуная обнаружены следы ядохимиката трефлан (0,0003-0,002 мг/куб. дм).

В озерах Ялпуг и Катлабух загрязнение солями тяжёлых металлов не наблюдается. Однако озерная вода на протяжении года подвергается значительным колебаниям в минеральном составе и окислению, вследствие её зарегулированности от р. Дунай. Сухой остаток достигает 2,5г/куб. дм, содержимое хлоридов – до 950 мг/куб. дм, сульфатов – до 756 мг/куб. дм, натрия – до 390 мг/куб. дм, общая жесткость – до 15мг/куб. дм, окисленность – до 15 мгО2/куб. дм. Бактериологические показатели в 1998 году ухудшились и не отвечали нормативам – 41,7 % (1997 – 29,9 %, 1996 – 27,6 %, в 1995 – 25,2 %) исследованных пробах. Возбудители инфекционных заболеваний выявлены в 0,9 % исследованных проб.

Водоочистные сооружения водопроводов не обеспечивают необходимые барьерные функции. Такое положение сложилось на всех водопроводах, в т. ч. на Одесском. Строительство новых водопроводов и реконструкция существующих почти не ведется вследствие недостаточного финансирования. Законсервировано строительство 3-х сельских групповых водоводов: Килийского, Днестровского и Татарбунарского.

Проблема питьевой воды и её социальные последствия более обострится со вступлением в действие СанПин Украины "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения". Его требования к качеству питьевой воды, проведению контрольных исследований и необходимости информирования населения существенно строже, чем это имеет место в действующих нормативных документах.

Отсутствие необходимых ассигнований и действенных мер на государственном уровне стали причиной развития в г. Одессе предпринимательской деятельности по применению устройств для дополнительной очистки питьевой воды, которая подается через систему централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, и воды из артезианских скважин. Общая мощность существующей сети таких устройств позволяет обеспечить до 20 процентов населения г. Одессы питьевой водой из расчёта количества потребления 2 л воды в сутки на одного потребителя. Этот опыт частичного решения проблемы питьевого водоснабжения населения города, является уникальным для Украины и свидетельствует о перспективах возможного выхода из сложной ситуации в условиях ограниченного государственного финансирования путем использования предпринимательской деятельности и привлечения средств частного капитала.

Региональной программой предполагаются следующие пути достижения цели улучшения питьевого водоснабжения населения Одесской области: разработка комплексной программы мониторинга, охраны и использования источников водоснабжения населения и обеспечения качества питьевой воды в регионах Одесской области, потребляемой из р.Днестр, р. Дунай и малых рек области, колодцев и артезианских скважин; изучение и внедрение новых современных средств обработки и обеззараживания воды по технологиям, которые используются на объектах водоснабжения области, в частности на станции "Днестр"; изучение ситуации и разработка прогноза обеспеченности регионов области подземными водами, возможности их использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения; внедрение маловодных и водосберегающих технологий на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях Одесской области; разработка и внедрение на территории области региональных нормативных документов с целью усовершенствования санитарного надзора за источниками водоснабжения, состоянием водоочистной техники и качеством питьевой воды; управленческая поддержка усилий предпринимателей области по созданию отечественного водоочистного оснащения, внедрения его в населенных пунктах области, в лечебно-профилактических и детских учреждениях, на других объектах для социально малозахищених слоев населения; мониторинг здоровья население области и его взаимосвязь с качеством питьевой воды, а также изменений состояния здоровье в населенных пунктах, где внедряются мероприятия по улучшению качества питьевой воды; разработка и внедрение комплексной программы информирования по проблеме качества питьевой воды, осуществлению органами государственного управления и местного самоуправления мероприятий по её улучшению и перспективам развития системы водоснабжения в городе Одессе и Одесской области через средства массовой информации, учреждения образования и воспитания.

Состояние канализирования населенных пунктов области значительно хуже, чем водоснабжение. Из 50 городов и поселков канализировано лишь 16, а сельские населенные пункты вообще не канализированы. Предприятиями и организациями эксплуатируются 126 канализационных очистительных сооружений, из которых 65 % не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Практически все сбросы сточных вод в водоёмы не отвечают санитарным требованиям и осуществляются в пределах зон водопользования населения и интенсивно загрязняют их, что подтверждается данными лабораторных исследований качества воды. Превышение гигиенических нормативов по микробиологическим показателям обнаруживается в 30-38 % исследованных проб, а по химическому составу – в 32-78 %.

По данным Региональной программы наблюдается катастрофическое ухудшение состояния вод Черного моря. Оно является следствием значительного превышения объемов загрязнителей, которые поступают в морские воды и чрезмерной ассимилирующей способностью морских экосистем. Основными факторами высокого антропогенного воздействия на естественную среду моря являются: сверхнормативное содержание минеральных и органических питательных веществ в речном стоке и сбросах загрязненных вод в точечных и диффузных источниках, расположенных в прибрежной полосе моря, что приводит к эвтрофикационным явлениям и микробиологическому загрязнения морских вод; поступления в морские воды нефтепродуктов из морских судов; нарушения экосистем вследствие дноуглубительных работ и применения несовершенных средств лова рыбы; непреднамеренное занесение вместе с балластными водами судов чужеродных организмов, которые угрожают местной флоре и фауне; волновые абразии морского берега, разрушающие прибрежную полосу. Для снижения поступлений загрязняющих веществ в море необходимо осуществить ряд программных мероприятий, в частности:

По речному стоку – скоординировать действия по защите Черного моря с программами и планами действий для бассейнов Днепра, Днестра, Дуная и Южного Буга; разработать планы оздоровления устьевых участков рек с использованием биомелиоративних функций плавней; инициировать принятие нормативного акта о специальных режимах природопользования в плавнях устьев рек и береговой полосе моря; инициировать введение в действие нормативного акта по контролю за поступлением загрязнителей в море через устьевые створы рек.

По точечным береговым источникам загрязнения – разработать график снижения поступлений загрязнения по "горячим точкам"; осуществить инвентаризацию сбросов коммунально-бытовых вод в пределах прибрежной полосы; обеспечить экологический мониторинг загрязнения в "горячих точках".

По диффузным береговым источникам загрязнения – разработать научно обоснованные оценки объемов поступления загрязняющих веществ из диффузных источников в морскую акваторию; внедрить системы отслеживания поступлений пестицидов и других токсичных веществ в прибрежную полосу Черного моря; внедрить систему отслеживания поступлений загрязнения от воинской деятельности; разработать программу экологически безопасного обращения с отходами почвообработки; вывести свалки мусора и отходов за пределы прибрежной полосы моря; ввести нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в отходах почвообработки и дноуглубительных работ.

По планированию действий и реагированию во время чрезвычайных ситуаций – разработать Национальный план своевременного сообщения и быстрого реагирования; создать подразделения оперативного мониторинга и обеспечения принятия решений.

По сохранению и воспроизводству живых ресурсов моря – провести исследование и инвентаризацию "Поля Зернова"; разработать и внедрить мероприятия по предотвращению привнесения экзотических биологических видов в Черное море.

По оценке состояния и мониторингу загрязнения – разработать научно обоснованную и экономически оправданную систему экологического мониторинга; разработать и осуществлять мониторинг пляжей; провести инвентаризацию и ввести экологическую классификацию пляжей по мировым стандартам.

Рациональное использование и эффективная охрана водных ресурсов Одесского региона требует осуществления и более масштабных мероприятий, в частности: восстановления и поддержания гидрологического режима рек и осуществления мероприятий по борьбе с негативным воздействием сточных вод; создания и поддержания в надлежащем состоянии противопаводковых сооружений, систем предупреждения о гидрологических явлениях на реках, сооружений для регулирования гидрологического режима рек, водохранилищ, прибрежных полос и водоохранных зон; расчистки рек, прудов и водохранилищ и возведения берегоукрепительных сооружений; борьбы с подтоплением, возникшего вследствие изменения гидрологического состояния рек и водохранилищ; паспортизации малых рек и водохранилищ; ведения водного кадастра и осуществления государственного мониторинга вод; разработки и внедрения систем управления водными ресурсами и контроля за качеством вод; обеспечения служб, связанных с выполнением указанных работ, необходимой техникой и оборудованием.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.