Авг 22 2001

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБ

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБ

ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА

В.И. Крутякова

Государственное управление экологии

и природных ресурсов в Одесской области

Современное состояние канализационного хозяйства страны характеризуется как крайне неудовлетворительное. Из-за отсутствия финансовых ресурсов невозможно наладить соответствующую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.

Уровень обеспеченности населения централизованными системами водоснабжения и канализации выглядит следующим образом:

Тип

населенного пункта

Всего

в Украине

Обеспечено

водоснабжение

канализация

количество

%

количество

%

города

445

445

100

417

93,7

поселок

городского типа

911

829

91

519

57

села

28564

5610

19,5

912

3.1

В отрасли наблюдаются серьезные проблемы, включая неудовлетворительное техническое состояние, частые перебои в обслуживании потребителей, высокий уровень потребления воды по сравнению с другими странами, ухудшение качества воды и значительные потери в водопроводных сетях. Если не будут предприняты согласованные действия, направленные на модернизацию и реформирование водохозяйственной отрасли, деятельность в этой сфере будет по-прежнему оказывать отрицательное воздействие на здоровье населения, эффективность хозяйственной деятельности и состояние основных экосистем, причем эти негативные тенденции будут углубляться с течением времени.

Несмотря на несомненную потребность в инвестициях, эти проблемы нельзя решить только за счет увеличения объема финансирования

из государственного бюджета. Такой подход не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе, и будет способствовать закреплению существующей неэффективной практике работы. Во всяком случае, финансовых ресурсов, необходимых для решения столь крупномасштабных проблем, просто не существует.

Опыт показывает, что для управления реформами в сфере городского водоснабжения и канализации необходима новая институциональная структура. Такая структура должна сыграть ключевую роль в предотвращении дальнейшего ухудшения и полного развала систем водоснабжения и канализации, что чревато тяжелыми последствиями для здоровья населения и окружающей среды. Целью реформ должно стать решение этих проблем и обеспечение высокого качества услуг в сфере водоснабжения и канализации и их стабильного предоставления по минимальной цене для населения. В число ключевых элементов таких реформ входят:

– реорганизация водоканалов с предоставлением им автономии, управленческого потенциала и средств, обеспечивающих эффективность их деятельности по обслуживанию потребителей в сфере водоснабжения и канализации на основе оценки реальных потребностей и под строгим контролем со стороны органов государственной власти;

– привлечение общественности к непосредственному участию в процессе реформ;

– создание устойчивой финансовой базы водного хозяйства, обеспечивающей покрытие затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание и осуществление необходимых инвестиций, с учетом интересов малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения;

– создание системы стимулов, способствующих эффективности использование воды потребителями и повышению эффективности работы водоканалов.

Столь необходимые коренные преобразования в сфере водоснабжения и канализации зачастую не проводятся из-за опасения, что они отразятся на малообеспеченных слоях населения. Однако именно эта группа граждан больше других страдает от перебоев в работе служб водоснабжения и канализации и, в конечном счете, вынуждена нести более значительные расходы, обеспечивая себя водой из других источников.

Планирование мероприятий, связанных с обслуживанием населения, должно сопровождаться расширением социально-экономических объемов услуг, которые население хочет и может оплатить. Также нужно собрать необходимую информацию о потребностях малообеспеченных и социально незащищенных слоев общества.

Кроме всего, повседневная деятельность водохозяйственных служб осложнена тем, что в решении вопросов установления тарифных ставок, выделения инвестиционных средств и т.п., принимает участие большое количество внешних организаций и ведомств, что существенно затягивает процесс принятия решений.

Мировой опыт реализации программ развития коммунального хозяйства свидетельствует о том, что децентрализация данной отрасли, предполагающая передачу функций по обслуживанию соответствующей инфраструктуры местным органам власти, при активном участии потребителей, может способствовать повышению эффективности функционирования инфраструктуры.

Эффективной формой организации водоснабжения, электроснабжения и отопления, в особенности в небольших городах и районах, в некоторых странах Западной Европы зарекомендовали себя потребительские кооперативы. Такие кооперативы способны заставить потребителей принять на себя всю ответственность за свои собственные затраты относительно предоставления услуг и при этом уменьшить бремя политических и финансовых проблем, которые лежат на местных и центральных органах управления.

Водоканалы не имеют необходимого опыта и организационных возможностей для эффективного взаимодействия с потребителями в условиях рыночной экономики. Но местные органы власти имеют все возможности для конструктивного сотрудничества с общественными объединениями или группами пользователей. Это поможет убедить пользователей в важности мер по экономии воды и сокращению загрязнения. Неправительственные организации также могут оказывать влияние на действия загрязнителей и вносить вклад в разработку политики и принятие решений.

Существенным психологическим препятствием для проведения реформы водохозяйственного сектора является то, что вода по-прежнему воспринимается как "общественное благо", а не "товар" в экономическом смысле слова. Такая точка зрения подразумевает, что все члены общества должны иметь равный доступ к воде, которую они могут потреблять без каких-либо ограничений. Как следствие, нынешняя политика в сфере водоснабжения и канализации приводит к экономической недооценке воды и связанных с ней услуг, которые не рассматриваются как ресурс с ограниченными запасами.

Более того, подход к воде, как к общественному благу, ведет к тому, что зачастую, при принятии таких решений, как установление тарифных ставок, соответствующие органы руководствуются, главным образом, соображениями политического и социального характера. Несмотря на то, что социальные аспекты, безусловно, должны учитываться при проведении реформы водного хозяйства, программы предоставления малообеспеченным слоям населения необходимых средств для оплаты услуг водоснабжения должны осуществляться соответствующим государственным органом социальной защиты, причем эти вопросы должны быть отделены от финансовой деятельности предприятий водного хозяйства.

Тот факт, что общество не рассматривает воду как товар в экономическом смысле, приводит к нерациональному использованию воды, поступающей по водопроводным сетям. Отсутствие индивидуальных счетчиков расхода воды, показания которых должны служить основой для расчета платежей, приводит к тому, что платежи пользователей рассчитываются не по объему реального потребленной воды, а начисляются по фиксированной ставке. Такая система никак не стимулирует потребителей к экономии воды.

Следует разработать новую политику ценообразования, основанную на реальном потреблении воды и учитывающую экономическую эффективность различных вариантов введения системы счетчиков. Стоимость установки индивидуальных счетчиков необходимо сопоставить с потенциальными выгодами от снижения потребления воды.

Водоканалы должны разработать программы для потребителей по стимулированию более экономного использования воды, которые стали неотъемлемой частью мероприятий, направленных на повышение надежности и качества услуг по водоснабжению и канализации.

Для успешного реформирования необходимо внедрить новую культуру управления водоканалами, основанную на четком распределении обязанностей, стимулах к управлению, инициативе и улучшении показателей работы.

Политика в области управления персоналом должна включать соответствующие мероприятия по подготовке кадров и оптимизации штатного расписания при участии самих работников. К числу областей, где проблема укрепления кадрового потенциала стоит наиболее остро, относятся: бизнес-менеджмент, экономика, право, методы работы с клиентами, анализ потребностей и организация диалога и сотрудничества между водоканалами и общественностью. Пересмотр вузовских программ подготовки по инженерным специальностям также требует первоочередного внимания.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.