Мар 01 2004

РЕКОМЕНДАЦИИ

Опубликовано в 10:53 в категории Сбор и переработка отходов

РЕКОМЕНДАЦИИ

по приведению Существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние и возможности преобразования свалки

в полигон ТБО

А.Г. Шевченко, В.П. Демчук

Проектное бюро «Экосервис», г. Донецк

Согласно данным, приведенным в [1], в Донецкой области до 40% твердых бытовых отходов образуется в малых городах и поселках, при этом удаляется на свалки ТБО около 60% от нормативного объема образования.

Анализ этих данных, исходя из численности населения, указывает на недостоверность учета удаленных на свалки бытовых отходов и о наличии в области неорганизованных и стихийных свалок.

Неорганизованная свалка отходов поселка городского типа (пгт) Мироновское города Дебальцево Донецкой области является примером подавляющего большинства свалок промышленных городов и поселков Донецкого региона, которые практически стихийно создавались в послевоенный период восстановления и строительства промышленности в Донбассе.

Сбор и хранение твердых бытовых отходов (ТБО) пгт Мироновское осуществляется на существующей неорганизованной свалке ТБО и промышленных (в основном строительных) отходов, расположенной на землях несельскохозяйственного назначения в черте земельного отвода Мироновской ТЭС.

Проведенная топографическая съемка района свалки позволила уточнить местоположение собственно свалки твердых бытовых отходов и её площадь, которая составляет 63705,8м2 (6,371га) из 14,193 га, а также объем складированных твердых бытовых отходов - 127 410 м3, что при плотности слежавшейся и уплотненной смеси отходов равной 700 кг/м3, составляет 89187 тонн.

Кроме того, обследование состава отходов, в том числе по данным буровых работ, проведенных на участке свалки ТБО, показало, что отходы в основном (более 60%) являются строительными отходами (в том числе грунты, содержащие суглинки) и завезены в период строительства промышленных жилых и других объектов пгт Мироновский и г. Светлодарска, а затем и от ремонта зданий и сооружений.

Свалка промышленных отходов эксплуатируется с 1949 года, т.е. уже  более 50 лет, а участок, занятый под складирование твердых бытовых отходов без разработки проекта места складирования ТБО и санкции санитарно-эпидемиологических органов, -  с 1964 года, т.е. около 40 лет. Основная масса накопленных твердых бытовых отходов прошла период интенсивного гниения и выделение  метана, сероводорода и  водорода из  этой массы складированных ТБО незначительно, что подтверждается органолептическим обследованием территории участка и расчетом.

Наличие фильтрата в складированных твердых бытовых  отходах, на момент обследования участка, не обнаружено. Кроме того, строительные отходы и суглинки в количестве, превышающем 60%, смешаны с твердыми бытовыми отходами и эту смесь отходов следовало бы, наверно, именовать техногенными грунтами.

Кроме того, Мироновский завод железобетонных изделий в течение всего периода своего существования вывозил на эту свалку бракованные железобетонные изделия.

Таким образом, на существующей свалке осуществляются неконтролируемый и безучетный прием и складирование ТБО и строительных отходов.

Согласно санитарным и природоохранным требованиям, эксплуатация места складирования твердых бытовых отходов должна осуществляться в соответствии с нормативами и правилами, изложенными в документах [2], [4] и [5].  Существующая неорганизованная свалка твердых бытовых отходов не соответствует перечисленным выше санитарным правилам и природоохранным нормативам и эксплуатируется с их нарушением, не числится на балансе ни у одного из предприятий пгт Мироновский, хотя и расположена на территории Мироновской ТЭС.

Перечень ограничений, которые не выполняются при эксплуатации неорганизованной свалки ТБО:

а) на свалке не контролируется прием химических и эпидемически опасных отходов, которые должны складироваться в специальных сооружениях;

б) не контролируется прием на свалку жидких и пастообразных отходов;

в) не выполняется запрет на складирование всех видов металлических отходов;

г) не выполняется запрет на сбор вторичного сырья населением;

д) отсутствует постоянный обслуживающий персонал и охрана.

В "Программе обеспечения экологической безопасности, охраны  и  улучшения состояния окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов города Дебальцево Донецкой области на 2001-2005г.г." мероприятия по приведению в экологически безопасное состояние существующей неорганизованной свалки ТБО или по созданию нового полигона-накопителя ТБО в пгт Мироновское, который входит в состав города Дебальцево, не предусмотрены. "Программа…" или схема регионального развития пгт Мироновское не разработаны.

Альтернативные варианты размещения ТБО пгт Мироновское:

· строительство нового полигона ТБО связано с большими финансовыми расходами и изъятием земель сельскохозяйственного назначения из оборота;

· вывоз ТБО на ближайшие свалки экологически не безопасен, т.к. транспортировка осуществляется автосамосвалами, а не специализированными мусоровозами; пробег автотранспорта составит минимум 40 км (туда и обратно); кроме того, ближайшие свалки не соответствуют действующим нормам и правилам санитарных и природоохранных органов;

· полигон – накопитель ТБО г. Светлодарска, спроектированный Проектным бюро «Экосервис» и введенный в эксплуатацию в 2003 году рассчитан на обслуживание только г. Светлодарска и близлежащих поселков и вывоз на него ТБО из пгт Мироновское возможно только на период приведения собственной свалки в экологически безопасное состояние. 

Однако следует отметить, что давно назрела необходимость приведения существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние и решить вопрос о дальнейшем размещении ТБО пгт Мироновское.

Средняя высота складированных отходов после планировки территории свалки и уплотнения отходов не будет превышать 2 – 3 метров от основания свалки. Отсюда следует вывод о недогруженности свалки и рассмотрении возможности дальнейшей её эксплуатации с условием преобразования свалки в полигон – накопитель ТБО, соответствующий действующим нормам и правилам санитарных и природоохранных органов.

Исходя из выше изложенного, работы на неорганизованной свалке ТБО необходимо выполнить в два этапа:

I этап – приведение существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние;

II этап – создание на базе экологически безопасной свалки ТБО полигона – накопителя ТБО для пгт Мироновское с расчетным сроком эксплуатации не менее 15 – 20 лет.

Мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей

природной среды и экологической безопасности существующей

 неорганизованной свалки твердых бытовых отходов (I этап).

I. Организационные мероприятия:

· определение пользователя свалки ТБО, взятие её на баланс;

· разработка проекта землепользования и получение Государственного акта на право пользования землей, отведенной под свалкуТБО;

· проведение оценки воздействия на окружающую среду существую щей неорганизованной свалки ТБО;

· разработка проекта приведения свалки в экологически безопасное состояние;

· на период проведения работ по приведению свалки в экологически безопасное состояние предусмотреть вывоз и размещение ТБО из пгт Мироновское на полигоне – накопителе г. Светлодарска.

II. Защитные мероприятия:

а) планировочные:

· произвести перемещение складированных отходов с запланированного проектом участка под  создание экологически безопасной свалки и спланировать поверхность под основание свалки;

· для  защиты грунтовых вод от загрязнения фильтратом и поверхностными водами с территории свалки ТБО  предусмотреть создание по спланированной поверхности существующей свалки водоупорного основания из слоя глины толщиной 0,5м с последующим уплотнением до достижения нормативного коэффициента фильтрации воды Кф = 0,0086 м/сутки (10см/сек);

· для предотвращения загрязнения почвы и подземных вод предусмотреть дренажную систему для сбора фильтрата  и  дренажный лоток для сброса фильтрата в специальный железобетонный резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее  удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;

· произвести планировку складированных отходов на территории участка свалки ТБО и их уплотнение до значения 1,5т/м3 с достижением высоты спланированного плоского отвала 2 – 3 м;

· для перехвата стоков ливневых вод с участков, расположенных выше существующей свалки ТБО,  предусмотреть нагорные канавы, отводящие поверхностные воды за границу эксплуатируемого участка;

· для предотвращения стока ливневых и талых вод, а также фильтрата с территории свалки в нагорную канаву произвести обваловку территории свалки по периметру с внутренней стороны естественным или искусственным водонепроницаемым валом высотой 1,5 – 1,7м и шириной 3,0 – 3,5 м;

· внешние откосы свалки спланировать 1 : 4.

б) технологические:

· соблюдение технологии складирования ТБО на свалке при проведении планировочных работ должно обеспечивать их изоляцию, а также санитарную надежность в эпидемическом отношении и в плане охраны окружающей среды;

· устройство  вентиляционных скважин для регулирования движения образующихся при гниении газов и предотвращения  их скопления в больших количествах;

· в качестве материала для изолирующего слоя (толщина 0,25м) спланированной поверхности существующей свалки применять золошлак с Мироновской   ТЭС;

· сверху изолирующего слоя предусмотреть экран (толщина 0,5м) из глины.

III. Охранные мероприятия:

· обеспечить круглосуточную охрану свалки;

· для задержания легких фракций отходов, разносимых ветром, выполнить ограждение свалки ТБО по периметру забором из стальной сетки, а на период перемещения отходов при перепланировке участка - предусмотреть переносные защитные щиты из стальной сетки;

· произвести устройство сети контрольных наблюдательных скважин по периметру свалки для мониторинга за состоянием грунтовых вод;

· проведение  ежедневного контроля за поступлением фильтрата в резервуар-сборник;

· один раз в 10 дней проводить осмотр территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ) свалки и,  в случае её загрязнения твердыми бытовыми отходами, производить уборку.

Мероприятия

по созданию на базе экологически безопасной свалки ТБО

полигона – накопителя ТБО для пгт Мироновское

I. Организационные мероприятия:

· проведение оценки воздействия на окружающую среду приведенной в экологически безопасное состояние свалки ТБО;

· произвести расчет нормативного образования ТБО по пгт Мироновское;

· определить расчетный срок эксплуатации полигона – накопителя ТБО при полной нагрузке полигона, согласно нормативам;

· выдать проектной организации задание на разработку проекта полигона – накопителя  ТБО;

· разработать проект полигона – накопителя ТБО, включая сметно-финансовую документацию;

· произвести государственную экологическую экспертизу и согласование проекта, согласно действующего законодательства;

· определить возможность инвестиций по внедрению проекта;

· определить организацию для проведения строительно – монтажных работ при сооружении полигона.

II. Защитные мероприятия:

а) планировочные:

· произвести планирование участка полигона для создания производственной зоны и зоны подсобно – бытового назначения, разделенных полосой не менее 25 м;

· производственная зона, если полигон принимает не только ТБО, должна состоять из карт для раздельного захоронения отходов различных классов опасности, причем размеры карт будут зависеть от количественно – качественной характеристики поступающих отходов;

· устройство зоны подсобно – бытового назначения должно соответствовать [6];

· внешние откосы полигона спланировать 1 : 4;

· производить планировку складированных отходов на территории полигона ТБО и их уплотнение до значения 1,5т/м3 с достижением высоты спланированного отвала 13,5 м;

· для  защиты грунтовых вод от загрязнения фильтратом и поверхностными водами с территории свалки ТБО  предусмотреть создание по спланированной поверхности существующей свалки водоупорного основания из слоя глины толщиной 0,5м с последующим уплотнением до достижения нормативного коэффициента фильтрации воды Кф = 0,0086 м/сутки (10см/сек);

· для предотвращения загрязнения почвы и подземных вод предусмотреть дренажную систему для сбора фильтрата  и  дренажный лоток для сброса фильтрата в специальный железобетонный резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее  удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;

б) технологические:

· соблюдение технологии складирования ТБО на полигоне при проведении планировочных работ должно обеспечивать их изоляцию золошлаком через каждые 2 – 3 м, а также санитарную надежность в эпидемическом отношении и в плане охраны окружающей среды;

· устройство вентиляционных скважин для регулирования движения образующихся при гниении газов и предотвращения  их скопления в больших количествах;

· складирование отходов ТБО производить согласно [7].

III. Охранные мероприятия:

· обеспечить прием, контроль и учет поступающих на полигон отходов;

· для задержания легких фракций отходов, разносимых ветром, выполнить ограждение свалки ТБО по периметру забором из стальной сетки, а на период выгрузки отходов из автотранспорта – предусмотреть  переносные защитные щиты из стальной сетки;

· произвести устройство сети контрольных наблюдательных скважин по периметру свалки для мониторинга за состоянием грунтовых вод;

· обеспечить проведение ежедневного контроля за поступлением фильтрата в резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее  удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;

· один раз в 10 дней проводить осмотр территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона и земель, прилегающих к подъездной дороге на полигон, и,  в случае их загрязнения твердыми бытовыми отходами, производить уборку.

IV. Восстановительные мероприятия:

· для уменьшения пылеобразования и предотвращения самовозгорания отходов (особенно в засушливый период) рекомендуется проводить полив ТБО и изолирующего слоя водой из  поливомоечной машины;

· предусмотреть устройство контрольно-дезинфицирующей установки в  виде  ванны с раствором лизола для дезинфекции ходовой части мусоровозов;

· предусмотреть плановое проведение мероприятий по дезинфекции и дератизации территории свалки с целью препятствия размножению мух и грызунов;

· предусмотреть укрепление грунта откосов полигона ТБО путем  их озеленения;

· после окончания эксплуатации полигона ТБО предусмотреть использование его территории под лесопарковые  насаждения.

          Поскольку доклад основан на конкретном примере, то в дополнение к выше сказанному, следует отметить необходимость проведения инженерно – изыскательских работ на участке расположения неорганизованной свалки ТБО (по требованию Госуправления экобезопасности), на предмет изучения влияния существующей свалки на подземные воды. Наличие данных исследований, проведенных Донецким отделением Научно – исследовательского и проектно – изыскательского института «Теплопроект» в 1989 году в рамках работы «ТЭО расширения Мироновской ГРЭС», отделом экспертизы Госуправления экобезопасности в Донецкой области оценены как устаревшие, а, следовательно, и недостаточные.

Проектное бюро «Экосервис», которое определено Заказчиком как Исполнитель проектных работ по приведению существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние, считает такой подход отдела экспертизы не корректеным, т.к. за время прошедшее с момента проведения  инженерно – изыскательских работ на участке не произошло существенных изменений, которые могли бы повлиять на подземные воды. Организация, проводившая изыскательские работы, имела хорошо подготовленные кадры специалистов и авторитет в среде проектировщиков. Проведение же дополнительных изысканий для Заказчика (Мироновского поселкового совета) ляжет тяжким бременем на его мизерный бюджет, а инвесторов, которые оплатили бы изыскательские работы, Заказчик вряд ли найдет.

При таком состоянии дел, вопрос о приведении  существующей неорганизованной свалки ТБО пгт Мироновское в экологически безопасное состояние и возможность  дальнейшего использования свалки уже как полигона – накопителя ТБО, просто повис в воздухе. Отходы продолжают вывозить на закрытую свалку, возможно, и в лесополосы, что отнюдь не способствует улучшению экологического и санитарно – эпидемиологического состояния района.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Земля тривоги нашої”. За матерiалами доповiдi  про стан навколишнього природного середовища в Донецькiй областi у 1999  роцi  (пiд ред. С.Куруленко). - Донецьк:  Новий мир. - 2000.

2. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов. – М.: Стройиздат, 1983.

3. Указания по организации  и  усовершенствованию  контролируемых полигонов для городов УССР. РДМУ 204 УССР 025-81, Киев, МЖКХ, 1981.

4. Санитарные правила устройства и содержания полигонов для ТБО. № 28 II-83 от 16.05.1983г.

5. Государственные  санитарные  правила  планирования и застройки населенных пунктов.  Утверждены Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 19.06.1996г. № 173.

6. СНиП  II-92-76.Нормы проектирования.  Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий.

7. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник.

А.Н. Мирный и др.; Под ред. А.Н. Мирного. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1990.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.