Фев 26 2004

Отходы упаковки – чья проблема ?

Опубликовано в 16:19 в категории Сбор и переработка отходов

Отходы упаковки – чья проблема ?

Вахрушев О.А.

 Одесское областное управление «Одессаэкокомресурсы»

Существующее состояние обращения с отходами как вторичным сырьем на Украине

Анализ проблемы управления отходами в Украине подтвердил необходимость усиления государственного регулирования в области сбора, переработки и хозяйственного использования отходов с учетом рыночной направленности проводимых Правительством реформ хозяйственного механизма, положений концепции устойчивого развития, а также достижений отечественного и зарубежного опыта по решению этой проблемы без использования механизма прямого финансирования и средств государственного и местных бюджетов. Постановка такой задачи была обусловлена следующими основными факторами:

1. Значительным количеством образования отходов в Украине. Общая масса накопленных отходов превысила 25 млрд. тонн. Только твердые бытовые отходы, значительную часть из них составляет использованная тара и упаковка, ежегодно увеличивают эту цифру еще на 11 млн. тонн. Площади, занятые мусорными свалками, сравнимы с территориями некоторых европейских государств. Так, в Одесской области насчитывается боле 600 мусоросвалок, которые занимают площадь около 800 га, с ежегодным накоплением на них около 4 млн.м³ отходов.

2.  Отсутствием в Украине экономических условий для переработки основной массы отходов, в результате чего средний уровень переработки отходов не превышает 20%. В том числе промышленные отходы перерабатываются на 25-30%, ТБО – на 3-4%, остальные отходы практически не перерабатываются,  а негативное воздействие постоянно накапливаемых отходов на окружающую среду, и, следовательно, уровень экологической опасности постоянно возрастают.

3. Возможностью создания в рыночной экономике более благоприятных экономических условий для переработки наиболее распространенных отходов, демонстрируемой развитыми зарубежными странами в последние 5-10 лет, в том числе с использованием опыта функционирования в 70-80-х годах системы вторичных ресурсов в СССР.

4. Финансовыми потерями из-за отсутствия механизма взимания экологических платежей за некоторые  из импортируемых товаров, также за упаковку, поступающую в Украину с импортируемыми товарами.

5. Необходимостью ратификации Украиной Директивы ЕС 1994 года №62 «Об упаковке и отходах упаковки» .

Низкий уровень использования отходов (за исключением их отдельных видов – лома черных и цветных металлов, а также достаточно качественных в сырьевом отношении видов макулатуры, текстильных и полимерных отходов) объясняется, главным образом, не отсутствием технологий, а тем, что переработка большей части отходов в качестве вторичного сырья характеризуется низкой рентабельностью или вообще нерентабельна. В условиях централизованно управляемой экономики бывшего СССР затраты на сбор и предварительную переработку отходов относились на себестоимость продукции отрасли. В новых хозяйственных условиях Минэкономики Украины стало рассматривать вторичные ресурсы в числе объектов, требующих специального государственного регулирования, а природоохранные органы пока не смогли создать эффективные нормативы ограничения и экономические инструменты государственного регулирования в этой области. Из-за отставания индексации платежей за размещение отходов в сопоставлении с индексами инфляции, стимулирующее воздействие платы за размещение отходов снизилось к 2003 году примерно в 6 раз.

Накопленные отходы, как правило,  не перерабатываются в Украине, поскольку, сложившиеся экономические условия не обеспечивают полную переработку даже текущего выхода отходов, характеризующихся более высокими потребительскими свойствами в сравнении с накопленными отходами. Условия размещения накопленных отходов в большинстве случаев не соответствует действующим в Украине экологическим требованиям и принятым стандартам. В итоге, воздействие мест накопления и захоронения отходов на окружающую среду часто превышает установленные ПДК. Имеется немало примеров, когда такое превышение составляет десятки и сотни раз.

Опыт зарубежных стран

На фоне снижения в последние 10 лет роли государства в управлении переработкой отходов в Украине в развитых странах мира, наоборот, наращивалась степень государственного воздействия в этой области. С целью снижения себестоимости продукции с использованием отходов введены налоговые льготы. Для привлечения инвестиций в строительство производств по переработке отходов создана система льготных кредитов, в том числе частично возмещаемых и безвозмездных в случае неудачных решений. В целях стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов в ряде стран накладываются ограничения на потребление продукции, изготавливаемой без использования отходов, наращиваются масштабы использования системы городского и муниципальных заказов на продукцию из отходов.

Широкое распространение во многих странах получили экологические платежи на возмещение затрат по сбору и предварительной переработке ряда наиболее распространенных видов продукции, создающей типовые проблемы ее утилизации после использования – батареек, смазочных масел, аккумуляторов, изношенных шин. Особо широкое распространение получили платежи за использование упаковки или лицензионные сборы за использование торговой марки «Зеленая точка», за счет ресурсов которых осуществляется организация сбора и переработки отходов упаковки.

Усилия зарубежных стран по сбору и переработке отходов координируются на международном уровне. Так, для ЕС была подготовлена Пятая Программа действий по охране окружающей природной среды, в которой были установлены следующие требования:

- обязательность наличия в странах ЕС планов переработки отходов и создания рынка вторичного сырья;

- нормирование уровня использования наиболее распространенных отходов (например, для макулатуры, стекла и пластиковой упаковки в 2000 году уровень сбора и переработки был установлен в объеме 50%).

Таким образом, к 2000 году  сложились объективные предпосылки для решения проблемы сбора и переработки отходов в Украине.

Нормативно-законодательная база в Украине в области обращения с отходами

            Основанием для создания существующей нормативно-законодательной базы в области обращения с использованной тарой и упаковкой явился Закон Украины «Об отходах», в статье 17 которого четко определены обязанности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по обеспечению приема и утилизации использованных отечественных и импортных упаковочных материалов и тары, в которых находилась их продукция.

                        Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001г. №915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья»  предусмотрен единственно целесообразный финансово-экономический механизм, дающий возможность наладить систему сбора отходов как вторичного сырья, создать мощности по утилизации отходов и вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что в конечном итоге приведет к улучшению экологического состояния природной среды, сохранению здоровья населения и природных ресурсов, уменьшению импорта сырья и продукции, расширению экспортного потенциала Украины, созданию новых рабочих мест и снижению социального напряжения в обществе. При этом важнейшей задачей, которая решается через  реализацию экономического механизма постановления – это инвестиции в экологическую безопасность государства в настоящем и будущем. При подготовке этого документа учтен зарубежный опыт в системе обращения с отходами, в основу которого положен принцип – «платит тот, кто загрязняет окружающую среду». Фактически «загрязнителями» являются конечные потребители продукции. Поэтому платежи за операции с использованной тарой и упаковкой отнесены на себестоимость продукции. В этом случае предприятие, которое упаковывает и транспортирует продукцию в таре (упаковке), трансформируя  «утилизационные» платежи через себестоимость, не несет дополнительных затрат.

Роль и работа ГК «Укрэкокомресурсы»

            Большая роль в процессе организации и обеспечения функционирования системы сбора и комплексной переработки и утилизации отходов как вторичного сырья  отведена Государственной Компании «Укрэкокомресурсы». В соответствии с Постановлением Кабинета Министров №915 и изменениями к нему предприятия и организации обязаны либо самостоятельно перерабатывать отходы тары и упаковки, либо возмещать Государственной Компании или другим специализированным предприятиям затраты на услуги по сбору, сортировке, переработке и утилизации этого вида отходов в соответствии с установленными тарифами. Тарифы достаточно низкие. Например, сбор по тарифам на единицу товара составляет : одной коробки обуви -  8 коп.,  одной бутылки шампанского – 20 коп., одной бутылки воды в ПЭТ-упаковке – 5 коп.,  алюминиевой баночки от пива – 4 коп., пакета 200г  чая – 5 коп., кофе 100 г в металлической банке – 2 коп.

Средства, полученные Государственной Компанией «Укрэкокомресурсы», направляются на разработку и реализацию инвестиционных проектов по созданию материально-технической базы, внедрению новых технологий, созданию новых мощностей в сфере использования отходов во всех регионах Украины. Использование денежных средств прозрачное, четко контролируется Наблюдательным советом, в состав которого входят представители заинтересованных министерств и ведомств, Верховной Рады.

            Однако внедрение государственной системы управления с отходами как вторичным сырьем встречает активное противодействие со стороны некоторых руководителей, в основном крупных предприятий перерабатывающей отрасли, крупных импортеров продукции, что тормозит процесс разрешения в Украине важной государственной задачи.

            Несмотря на сложную обстановку, Государственная Компания последовательно выполняет возложенные на нее задания. Специалистами разработана Межрегиональная программа снижения экологического и социального напряжения путем создания системы сбора, переработки и утилизации упаковки, твердых бытовых отходов как вторичного сырья, уже есть первые практические результаты ее реализации. В частности, запущен мини-завод в Симферополе по переработке ПЭТ-бутылок, готовится к запуску завод этого же направления переработки в Донецкой области, заказано оборудование для мусороперерабатывающего завода в Сумской области.  В 2003 году приобретено порядка 40 современных грузовых автомобилей, 130 передвижных приемных пунктов с весовым оборудованием, смонтировано 50 стационарных приемных пунктов, подготовлено к работе 28 прессов, собрано около тысячи тонн макулатуры, стеклобоя, полимерных отходов.

Деятельность «Одесаэкокомресурсы»

            Одесским областным управлением  «Одесаэкокомресурсы»  начата совместная хозяйственная деятельность с КП «Одескоммунтранс»  по организации на территории Малиновского района г.Одессы системы раздельного сбора отходов как вторичного сырья. Закуплена техника и 1080 контейнеров. В рамках этой деятельности выполняется пилотный проект, основным результатом которого будет определение исходных критериев для распространения системы раздельного сбора на всю территорию Одесской области.

Управлением «Одесаэкокомресурсы» проведена большая организационная подготовительная работа, а именно,

- разработан бизнес-план для внедрения системы раздельного сбора и реализации технических мероприятий в Одесской области;

- подготовлена и направлена на рассмотрение в Одесский горисполком Программа обращения с твердыми бытовыми отходами до 2010 года;

- при активном участии «Одесаэкокомресурсы» совместно с управлениями облгосадминистрации и другими заинтересованными организациями разрабатывается Региональная программа обращения с отходами как вторичным сырьем и твердыми бытовыми отходами.

5. Цели реализации мероприятий Программ и бизнес-плана для Одесской области

В ходе реализации мероприятий, которые запланированы, достигаются следующие цели:

Экологическая:

-  уменьшение нагрузки на полигоны твердых бытовых отходов;

- сохранение природных ресурсов;

- улучшение экологического состояния территории Одесской области;

- повышение экологической культуры населения в сфере обращения с отходами.

2. Социальная:

- создание новых рабочих мест;

- работа для смежных организаций;

- дополнительные доходы граждан.

3. Экономическая:

- обеспечение отечественного производителя дешевым сырьем;

- возвращение в хозяйственный оборот ресурсоценных отходов.

      По расчетам специалистов ГК «Укрэкокомресурсы» раздельный сбор отходов как вторичного сырья позволит уменьшить нагрузку на городские полигоны ТБО на 25-30% уже через полтора-два года после его внедрения на территории города Одессы.

6.  Неудовлетворительная ситуация с выполнением постановления КМУ №915 в Одесской области

      В области сложилась неудовлетворительная обстановка с выполнением Закона Украины «Об отходах» и постановления КМУ №915 импортерами, производителями продукции в таре (упаковке).  Около 60% импортеров и 100% товаропроизводителей в Одесской области уклоняются от составления договоров с ГК «Укрэкокомресурсы» и в то же время не осуществляют мероприятий по утилизации использованной тары и упаковки самостоятельно, симулируют выполнение требований вышеназванных законодательных  актов путем подписания договоров с предприятиями, осуществляющими сбор твердых бытовых отходов, фиктивными компаниями, путем занижения объемов тары (упаковки) товаров, выпущенных в свободный оборот на территорию Украины, путем фальсификации предмета договора со специализированными предприятиями, которые фактически не имеют возможностей для  сбора тары и упаковки в регионах Украины, где реализуется продукция конкретного предприятия, у которых отсутствуют мощности по первичной подготовке и обработке использованной тары и упаковки для ее передачи на утилизацию (в первую очередь это касается загрязненной остатками продукции тары и упаковки). Встречаются договоры на сбор и утилизацию тары и упаковки, для которой на территории Украины отсутствуют не только мощности, но и  технологии на ее переработку и утилизацию.

Сложившаяся ситуация не дает возможности для привлечения средств Государственной компании «Укрэкокомресурсы» для решения сложных экологических и социальных проблем Одесского региона, связанных с образованием и накоплением отходов. На сегодняшний день задолженность по платежам только импортеров в Одесской области составляет   22 млн.грн. А это означает, что в Одесскую область не поступило 7 млн.грн., которые планировались на реализацию мероприятий по внедрению раздельного сбора, разработку и внедрение новейших технологий в области обращения с отходами, строительство предприятий по переработке и утилизации отходов.  Недополучает область и часть средств, которые в связи с заключением договоров со специализированными организациями, например, ООО «Юкас», ООО «РАФ-ПЛЮС» и др. переводятся из фонда, предназначенного для реализации общенациональной концепции, в частный капитал.

При таком положении дел гарантированное выполнение каких-либо мероприятий по улучшению экологической и социальной обстановки в Одесской области в сфере обращения с отходами невозможно без активной поддержки со стороны органов исполнительской власти и местного самоуправления, жесткого пресечения контролирующими органами нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производителями и импортерами продукции в таре (упаковке), специализированными предприятиями.

 

Внедрение украинского опыта в странах СНГ

            Украинский опыт развития Закона Украины «Об отходах» не остался незамеченным. Решением Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации от 19 июня 2003 года рекомендовано правительству РФ рассмотреть вопрос использования опыта Украины по созданию единой организации государственного управления отходами, отмечена также необходимость скорейшей разработки закона «О плате за негативное влияние на окружающую природную среду» (по принципу, аналогичному действующему на Украине на основании постановления КМУ №915).

Первоочередные мероприятия по дальнейшей реализации Закона Украины «Об отходах» и постановления КМУ №915

Учитывая объективные сложности при внедрении системы раздельного сбора, ГК «Укрэкокомресурсы» поручено представить Кабинету Министров Украины предложения по совершенствованию законодательства относительно механизма обращения с отходами как вторичным сырьем в части  их сбора, заготовки и утилизации и установления ответственности за нарушения законодательства. В качестве первоочередных мероприятий предлагается:

1. Внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях об ответственности за нарушения порядка сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья, нарушения правил ведения первичного учета импортируемой и отечественной продукции, вследствие использования которой образуются отходы как вторичное сырье, а также за нарушение статей законодательных природоохранных актов прямого действия.

2. Разработка программы мер по совершенствованию инструментов государственного регулирования обращения с отходами как вторичным сырьем, в том числе:

- Минприроды Украины разработать Методику расчета ущерба за ухудшение состояния окружающей природной среды при нарушении порядка сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья и Порядок инспекционных проверок выполнения требований постановления КМУ №915, внести изменения в разрешительную систему образования и размещения отходов с установлением лимитов, в систему взимания платежей за размещение отходов, являющихся вторичным сырьем;

- Госкомстату Украины разработать и внедрить форму госстатотчетности  по импортируемой и отечественной продукции, вследствие использования которой образуются отходы как вторичное сырье;

- Минэкономики Украины создать структуру по координации и управлению  деятельностью предприятий, организаций и учреждений в сфере обращения с отходами как вторичным сырьем.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.