Фев 19 2004

ОТХОДЫ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Опубликовано в 17:20 в категории Сбор и переработка отходов

ОТХОДЫ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

А.Е.Воробьев2, Г.А.Балыхин2, Т.В.Чекушина3

1Российский университет дружбы народов, г.Москва

2Институт проблем комплексного освоения недр РАН, г.Москва

3Министерство образования РФ, г.Москва

В горнопромышленном комплексе мира Россия занимает одну из ведущих позиций: из недр извлекается до 10% нефти, 25-30% природного газа, 6% каменного угля, 14% железной руды, 10-20% цветных и благородных металлов.

Россия обладает самым большим количеством (от 10 до 30%) мировых природных ресурсов, которые сейчас и в будущем будут способствовать  развитию нашей страны.

Однако проблеме утилизации отходов горнопромышленного комплекса как накопленных, так и образующихся в настоящее время, по нашему мнению, не уделяется должного внимания. Поэтому вопросы менеджмента в обращении с отходами горнопромышленного комплекса являются весьма актуальными.

Эффективное управление горнопромышленными отходами должно быть направлено на достижение следующих результатов:

- рациональное использование геогенных месторождений полезных ископаемых;

- эффективное действие систем контроля и управления элементами окружающей среды с ее взаимодействием со службами всех подразделений горнодобывающих объединений и предприятий;

- уменьшение до или ниже регламентированного уровня или полную ликвидацию загрязнения атмо-, гидро-, лито- и биосферы выбросами и сбросами;

- комплексную разработку месторождений полезных ископаемых с полным использованием попутных или побочных продуктов и вторичных материалов в процессах безотходных технологий;

- сокращение (до обоснованного минимума) потерь полезных ископаемых и их разубоживания; соблюдение экологически обоснованных требований к продукции горных предприятий.

Так, плата за занимаемую землю определяется затратами на воспроизводство (замещение) земель. В населенных пунктах - затратами на воссоздание инфраструктуры. Нормативы затрат зависят от численности населения, типа города и составляют.

В сельскохозяйственной местности плата за землю определяется затратами на восстановление биопродуктивного потенциала нарушенных или изъятых из оборота земель.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется на тонну выбрасываемых веществ.

Кроме площадной характеристики в определении размеров оплаты за нанесенный окружающей среде ущерб важное значение имеет величина объемов складируемых и хранящихся отходов.

Базовые нормативы платы за размещение минеральных отходов горных предприятий (разработанные в 1990 г.) учитывают удельные затраты.

В настоящее время имеется значительный дисбаланс по формированию платежей в зависимости от сферы загрязнения: так, анализ доли платежей за сбросы и выбросы токсичных поллютантов и загрязнение территорий (складирование отходов) показывает, что основная масса платежей (до 50%) от общей суммы поступает в экологические фонды в основном за сбросы в воду.

30% платежей за загрязнение приходится на долю выбросов в атмосферу и всего лишь первые проценты - за накопление в почвах и биоте.

Эти данные не отражают баланса фактической нагрузки поллютантов на природные системы и той экологической опасности, которая связана с прогрессивно возрастающим загрязнением постоянной среды обитания человека (природных компонентов ландшафта - почв, биоты, естественных и рекреационных угодий и пр.), контактные взаимодействия с которыми собственно и определяют комфортность условий проживания населения.

Для учета суммарного воздействия размещаемых отходов на природную среду конкретной территории необходимо использование коэффициентов экологической ситуации и экологического состояния почв, которые рассчитываются по данным мониторинга Госкомгидромета.

За основу этих показателей берется степень загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ, в которых размещены те или иные минеральные отходы.

Нормативы предельно допустимых объемов размещения минеральных отходов для горных предприятий различных подотраслей еще не разработаны, поэтому нормативы платы рассчитываются за объемы размещения отходов в пределах установленных лимитов.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением.

В современных условиях совершенствование экономических методов управления минеральными отходами должно идти, по мнению авторов, по следующим направлениям:

1. Оценка природоресурсного потенциала и экологического состояния территорий их хранения (весьма целесообразно осуществлять ранжирование территорий на основе ландшафтно-геохимического подхода, который позволяет оценить способность территории к концентрированию или рассеянию поступающих в их пределы загрязнителей, т.е. дает возможность делать предварительный экологический прогноз этим территориям).

2. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Создание эффективного механизма реализации природоохранных мероприятий и совершенствования финансового обеспечения.

4. Внедрение обязательного и добровольного видов экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов при возможных авариях и катастрофах, путем создания государственных фондов экологического страхования и независимых страховых компаний.

5. Развитие экологических банков федерального и регионального уровней, создание специальных банков для финансирования крупных экологических проектов.

6. Основание на предприятиях экологических и/или инновационно-экологических фондов.

7. Совершенствование экологического стимулирования путем установления налоговых и кредитных льгот предприятиям, экологическим фондам, осуществляющим природоохранные мероприятия, а также поощрительных цен и надбавок для экологически чистой продукции.

8. Введение дополнительного налогообложения на экологически вредную продукцию и технологию.

9. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование, приборы и оказывающим экологические услуги.

10. Введение "купли-продажи" на аукционе разрешений на право выброса или сброса загрязняющих веществ в окружающую среду.

11. Формирование рынка платных экологических работ и услуг, путем создания фирм и внедренческих центров, привлечения иностранных фирм.

12. Совершенствование оплаты природопользования в увязке с налоговой системой введения новых видов платежей.

13. Осуществление экологического воздействия на нарушителей природоохранного законодательства с уточнением методики определения ущерба несанкционированных выбросов от аварий и трансграничных переносов загрязняющих веществ.

14. Совершенствования административных методов природопользования: лимитирования и квотирования природопользования, выдачи лицензий на комплексное природопользование, сертификации и регулирования экспортно-импортных природных ресурсов и отходов.

15. Учет экологического фактора при приватизации через создание экологической санации на приватизирующихся предприятиях.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.