Фев 20 2004

Основные направления и перспективы решения проблем г.Одессы в сфере обращения с отходами

Опубликовано в 14:26 в категории Сбор и переработка отходов

Основные направления и перспективы решения проблем г.Одессы в сфере обращения с отходами

Созинов В.А.- начальник управления екологической безопасности Одесского горсовета

Крутенко А.М.- главный специалист

Город Одесса исторически является как культурным, курортным, так и промышленным центром юга Украины. Инфраструктура включает в себя исторические памятники, рекреационные зоны и развитую индустрию. Кроме того, город является большим торговым и транспортным центром на международном уровне. Однако это сочетание не всегда оптимально. В некоторых районах отсутствуют чёткие границы промышленной и жилой застройки. Так, например, одесский торговый порт находится практически в центре города и оказывает влияние на окружающую среду. Так же в центральной части города располагаются и некоторые другие промышленные объекты. Правда, в последние годы их количество заметно сократилось, в основном за счёт перепрофилирования (например, заводы «Эпсилон», «Автоагрегат»).

Учитывая вышесказанное, становится понятным, что перед городскими властями стоят задачи правильной и рациональной организации всей инфраструктуры при строгом соблюдении природоохранных и социально-экологических критериев и нормативов. Однако в условиях затянувшегося переходного периода, сдерживающим фактором остаётся дефицит городского бюджета.

На одном из первых мест сегодня стоит задача оздоровления моря и побережья. В пределах городской территории насчитывается множество благоустроенных пляжей общей протяжённостью до 40 км.

         Регулярные отчеты по мониторингу состояния Черного моря направляются в Минприроды Украины, санитарно-эпидемиологические службы бассейна Черного моря. Химические анализы проводятся в аккредитованных Госстандартом Украины и Минприроды Украины аналитических лабораториях. Исследуются основные показатели химических загрязняющих веществ, таких как взвешенные вещества, нефтепродукты, фенолы, азот аммонийный, нитраты, нитриты, железо, свободный хлор и т.д.

По оценкам специалистов, наибольший вред Черному морю приносит его «переудобрение» соединениями азота и фосфора от сельскохозяйственных, бытовых и индустриальных источников. Это загрязнение вызывает т.н. эвтрофикацию – чрезмерный рост биомассы водоема, приводящий к его «цветению», гибели ряда представителей флоры и фауны, значительному снижению растворенного в воде кислорода.

Одним из основных компонентов, загрязняющих морскую среду, остаются нефтепродукты. Постоянное содержание нефтепродуктов в морской воде связано с попаданием их в окружающую среду в результате промышленной деятельности предприятий, портов, потерями во время бункеровочных операций, выносом в море с речными водами и сточными водами коммунально-муниципальных сетей.

Второй вид неблагоприятного воздействия человека на море – микробное загрязнение в результате сброса в море необеззараженных сточных вод. По своим масштабам оно не сравнимо с эвтрофикацией, но по социальным и экономическим последствиям – ничуть ему не уступает. Достаточно вспомнить эпидемию холеры и изоляцию целых городов, закрытие пляжей для купания по санитарным показателям, простои в деятельности бальнеологической и рекреационной инфраструктуры – санаториев, домов отдыха, гостиниц, убытки в сфере туризма и отдыха и все взаимосвязанные с этим потери в сфере торговли, транспорта, строительства, промышленности, чтобы стала понятной значимость этого вида загрязнения моря.

Можно бесконечно говорить о каждом конкретном виде загрязнения экосистемы моря, среди которых и нефтяное, и пестициды, и тяжелые металлы. Радиоактивные отходы, привнесение экзотических видов флоры и фауны, твердые отходы.

В Одессе много делается в вопросе снижения промышленного загрязнения моря. На крупных предприятиях реконструируются или вводятся в строй современные очистные сооружения, постоянно осуществляется контроль за качественно-количественным составом сбрасываемых вод, и это принесло свои плоды.

К нашим берегам уже вернулись некоторые  виды флоры и фауны, которые мы считали утраченными безвозвратно.

К сожалению, микробное загрязнение моря – это беда не только Одессы, но и практически любого прибрежного города. Под микробным загрязнением моря подразумевается наличие в воде патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов, которые в случае превышения нормы их содержания, могут стать опасными для человека. Общий уровень такого загрязнения воды (в т.ч. питьевой) определяется по количеству кишечных палочек  в 1 литре воды.  Кишечная палочка  - бактерия, населяющая кишечных теплокровных животных, в том числе человека, который и является  основным источником поступления  в водоемы  большинства болезнетворных микроорганизмов и вирусов.

В Одессе имеются две станции  биологической очистки сточных вод «Северная» и «Южная», со среднесуточным объемом сбрасываемых в море стоков более 600 тыс. м3 или около 2/3 всех береговых стоков Украины, от устья Дуная до Керченского пролива.

При этом на всех очистных сооружениях городов Украины имеются хлораторные установки, но они предназначены на случаи экстремальных эпидемических ситуаций, поскольку хлорирование канализационных стоков может иметь необратимые последствия для окружающей среды и человека. Поэтому именно заботой о здоровье одесситов и гостей города должно стать внедрение современных технологий по обеззараживанию сточных вод города.

Современные тенденции в методах обеззараживания воды направлены на минимизацию использования химических дезинфектантов, имеющих опасное и длительное воздействие на организм человека и окружающую среду.

Преимущества использования УФ-обеззараживания воды перед другими методами заключается в высокой эффективности, сравнительно низких капитальных затратах, безопасности для окружающей среды, отсутствии влияния на органолептические свойства воды, невозможности передозировки и не требует высокой квалификации и специального персонала. Было бы прекрасно, если бы в бюджете города оказалось достаточно средств на этот проект.

В пределах городской территории насчитывается множество благоустроенных пляжей, протяжённостью до 40 км. На морских пляжах Одессы особый микроклимат. На отдельных участках высокий берег, достигающий 70м и более, защищает их от ветров, поэтому здесь можно увидеть людей и ранней весной, и поздней осенью. В последние годы городские пляжи интенсивно развиваются и застраиваются культурно-развлекательными, оздоровительными комплексами, объектами торговли и общественного питания. Однако существенным препятствием для ввода их в эксплуатацию служило отсутствие централизованного водоотведения хоз-бытовых стоков в пляжных зонах. До сих пор некоторые туалеты здесь функционируют с выгребной ямой.

В настоящее время полностью завершено строительство ливневого коллектора пляжа \’\'Аркадия\’\'; построена и работает система водоотведения пляжа \’\'Отрада\’\'; разработан проект и ведется строительство такой системы пляжа \’\'Ланжерон\’\'; введена в эксплуатацию канализационная система такого привлекательного пляжа как «Лузановка». В начале текущего года введена в эксплуатацию КНС пос. Черноморка. В дальнейшем планируется канализование пляжа «Черномрка», а так же пляжей на 10-й, 13-й, 16-й ст. Большого Фонтана.

Остановлюсь на некоторых проблемах, которые особо остро стоят перед городом на повестке дня.

К сожалению, в нашей стране вопрос с утилизацией как ТБО, так и токсичных отходов десятилетиями не решается. И для этого имеются и объективные, и субъективные причины.

Исторически "на виду" всегда были жидкие и газообразные отходы - промышленные загрязненители воды и воздуха - и они становились объектом первоочередного контроля и регулирования, в то время как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать - попросту тем или иным способом убрать "с глаз долой". Чем жестче было законодательство по контролю воды и воздуха, тем больше производилось твердых токсичных отходов, так как все методы очистки газообразных и жидких сред приводят к концентрации загрязнителей в твердом веществе: в илах, осадках, золе и т.д.

Экологические последствия захоронения мусора - через загрязнение подземных вод и почв - проявлялись иногда через несколько лет или даже несколько десятков лет, однако были от этого не менее разрушительны.

Опыт подобных Одессе крупных городов показывает, что решение такой сложной задачи, как создание и последующий контроль системы обращения опасных отходов и токсичных веществ, невозможен без создания комплексных программ и привлечения специалистов и организаций, работающих в этой отрасли. С целью разрешения такой ситуации и под эгидой Минприроды Украины, по инициативе Национального центра обращения с опасными отходами, создана Корпорация по работе с опасными отходами. Непосредственную работу в данном направлении в г. Одессе выполняет член Корпорации – ООО «Грин-порт».

ООО «Грин-порт» является первым, и пока единственным предприятием на территории города в области высокотемпературной утилизации отходов: твёрдых и жидких бытовых, нефтесодержащих, биоорганических и медицинских.

Система вывоза отходов в другие регионы находится в зачаточном состоянии и не может обеспечить эффективного решения проблемы. Полигон для удаления опасных отходов в Одесской области отсутствует, хотя мы считаем, что такая задача должна быть поставлена.

Определённые проблемы существуют и в области удаления твёрдых бытовых отходов. В Одессе ежегодно образуется порядка 1,5 млн. куб. м ТБО, удаление которых осуществляется главным образом на две городские свалки. При открытии этих свалок около 30 лет тому назад изначально не был выполнен комплекс проектно-строительных работ по созданию в этих карьерах нормативных условий для размещения ТБО. Данные свалки переполнены, но продолжают функционировать в связи с отсутствием резервных мест для складирования отходов.

Наши поиски мест строительства нового полигона показали, что в радиусе 60 км от города вся земля распайована, причем на запросы в райадминистрации районов, прилегающих к городу, следовал отрицательный ответ.

Однако от проблемы не уйти. Объем ТБО непрерывно возрастает как в количественно абсолютных величинах, так и на душу населения. Состав ТБО  усложняется, включая в себя все больше экологически опасных компонентов. Отношение населения  к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным. Принимаются законы, ужесточающие правила обращения с отходами. Все более широко внедряются в жизнь новые технологии утилизации отходов, в том числе современные системы сортировки мусора.

 Сбором вторичного сырья на территории г. Одессы занимаются несколько специализированных организация, такие как ООО «РАФ-плюс», корпорация «Юкос». На некоторых предприятиях налажен выпуск продукции из вторсырья, например ОАО «Черноморполиграфметалл», некоторые другие.

К сожалению, внедрение в городе раздельной системы сбора ТБО пока наталкивается на определённые трудности, хотя такой проект имеется у ГК «Укрэкокомресурсы».

Что касается городских свалок, то по заказу ООО «Союз» институт «Днепрокоммунпроект» выполняет проект реконструкции свалки №1, расположенной в Дальницких карьерах. Проектом предусматривается рекультивация отработанной части свалки, обустройство нового участка полигона ТБО в соответствии с действующими нормативными требованиями (экран, отвод фильтрата, газоотвод, послойная изоляция ТБО) и размещение на полигоне сортировочной линии с первичной переработкой утильных фракций.

         Ориентировочная стоимость выполнения первого этапа проекта (рекультивация отработанной части свалки и разработка грунта в объёме около 1,4 млн. куб. м), который необходимо выполнить в 2004 году – 5,5 млн. грн.

         Городскими властями планируется закрытие и рекультивация свалки ТБО-2 в р-не Цементного завода. На сегодняшний день комиссией, утверждённой распоряжением городского головы, определены границы свалки в натуре. В дальнейшем необходимо оформить акт отвода земельного участка и разработать проект рекультивации.

В нашем городе планировалось строительство мусороперерабатывающего (мусоросжигательного) завода. Ранее строившийся мусоросжигательный завод на 7-м км Овидиопольской дороги уже по тем временам не соответствовал ни техническим, ни технологическим, ни экологическим требованиям.

Следует отметить, что строительство полигона для складирования отходов с соблюдением всех соответствующих нормативов – дорогостоящее мероприятие, оцениваемое от нескольких, до 2-х десятков млн. USD.

Аналогичная ситуация складывается и с перспективой строительства мусороперерабатывающего завода, для которого можно найти площадку даже в черте города. Но его стоимость составляет для потребностей города 30-150 млн. USD.

К сожалению, средств городского бюджета, в т.ч. городского природоохранного фонда не хватает на проведение дорогостоящих мероприятий в сфере обращения с отходами. Кроме того, строительство  заводов-гигантов зачастую приводит к их нерентабельности, и предпочтительней иметь ряд небольших по мощности предприятий, но расположенных вблизи источников образования мусора.

Для решения вопросов в сфере обращения с отходами в настоящее время разрабатывается общегородская программа, в которой мы руководствуемся такими принципами, как последовательная разработка и решение небольших программ, каждая из которых решит определённую проблему с учётом реально возможных объёмов финансирования (отказ от «гигантомании»), а так же разнообразие методов удаления отходов.

Пока непривычный для жителей факт состоит в том, что за вывоз мусора надо платить деньги. На сегодняшний день плата осуществляется из городского бюджета, поэтому проблемы решаются самым дешевым, а не самым лучшим способом. Но, несмотря на объективные и субъективные трудности, городские власти осуществляют непрерывные шаги в направлении улучшения деятельности в сфере обращения с отходами.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.