Фев 24 2004

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ  БЕЗОТХОДНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ И САНИТАРНО БЕЗОПАСНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ   ПОЛУЧЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ  6.1 КЛАССА ПО ПРАВИЛАМ МОПОГ

Опубликовано в 14:47 в категории Сбор и переработка отходов

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ  БЕЗОТХОДНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ И САНИТАРНО БЕЗОПАСНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ   ПОЛУЧЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ  6.1 КЛАССА ПО ПРАВИЛАМ МОПОГ

Е.П.Белобров1,5 , Н.И.Голубятников1,2,5, З.В.Островский3 , В.Д. Скибин3, Е.В.Дрозд4,  В.С.Чухраенко3, В.Н.Шкиренко3, Н.З.Стефанькин3, И.А.Шолохова4.   

1 ГП Украинский НИИ научно-исследовательский институт морской медицины,    

  филиала в г.Ильичевске (Украина)              

2 Центральная СЭС водного транспорта Минздрава Украины (г. Ильичёвск),

3 Горловский смолоперерабатывающий завод (г. Горловка, Донбасс)

4 ООО  «ХимЭкс» (г. Донецк)

5 Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности

   (г. Санкт-Петербург, Россия)

Одним из значимых отходообразующих факторов в морских и речных портах Украины был и остаётся железнодорожный транспорт, доставляющий различные навалочные, насыпные, наливные, а также в таре и упаковке  грузы с различной степенью санитарной и транспортной опасности для последующей перегрузки их на суда. При этом основную роль в образовании отходов опасных грузов в виде разливов, россыпи, пыленакопления, разрушенной тары,  упаковки и сепарации играют причины заводского происхождения (1,2).    

Санитарно-гигиеническая и экологическая оценка производственной зоны в портах Ильичёвск, Одесса, Мариуполь, Азовского СРЗ при перегрузке опасных грузов 6.1 класса опасности (ядовитые вещества по Правилам МОПОГ-90) – каменноугольного гранулированного пека  в мягких контейнерах -  показал, что  опасное ухудшение условий труда докеров, контактирующих  с этим грузом  связано с большим количеством случаев россыпи  (особенно пыли) пека в железнодорожных полувагонах, образующейся при их загрузке на Запорожском, Днепродзержинском на других смолоперерабатывающих заводах.  Другой причиной аварийных россыпей пека является неудовлетворительное  санитарно-техническое состояние  самого парка железнодорожных полувагонов  (разрушенные и изъеденные коррозией люки, деформированные с острорежущими краями внутренних поверхностей борты, разорванные бортовые крепёжные скобыи трапы),  которые являются прямой причиной разрезов и разрывов мягких контейнеров и образования россыпи в вагонах, на причалах и в трюмах судов.

Образование россыпи пека переводит груз в разряд  коммерческого  брака и отходов и,   как правило, сопровождается активным пылеобразованием, создавая прямую угрозу острых токсических воздействий пыли на  организм докеров, и при этом делает практически неразрешимой проблему утилизации ядовитых веществ в условиях порта. Следовательно, образования отходов при доставке  и перегрузке из железнодорожных вагонов  опасных (особенно ядовитых) грузов  в портах можно классифицировать  по следующим причинно-следственным  признакам:

1. Пылеобразующие физико-химические свойства гранулированных пеков,  изготовленных  по различным технологиям (мелкоцилиндрический, капельно-пластинчатый, моноцилиндрический, чешуйчатый).      

2. Соответствие ГОСТу, Техническим  условиям и санитарным правилам транспортной тары и упаковки.

3. Степень подготовки внутренних поверхностей и днища  полувагонов перед подачей их под погрузку пека в мягких контейнерах на заводе.

4.  Санитарно-гигиеническое состояние  цеха готовой продукции завода  и  условий тарировки, складирования и хранения отправляемой в порт опасных  грузов.   

5.  Санитарно-техническое состояние железнодорожных полувагонов перед загрузкой их готовой продукцией на заводе, а также груза в мягких контейнерах и сепарации перед    доставкой  его в порт.

 В ответ на возрастающую  потребность  в мировой торговле в пеке и пеко-содержащих товаров   украинских производителей Горловский завод переориентировал сбыт своей продукции на экспорт -  в страны Европы, США, Канады и Бразилии -  на  основе  реорганизации производства и внедрения современных высокоэффективных технологий не только получения, тарировки, складирования и хранения на заводе пека, но и применения безотходных, экологически чистых и безопасных для человека и окружающей среды способов  доставки по железной дороге в морские порты  пека в таре.

                   Пек каменноугольный высокотемпературный для электроугольных  изделий и углеродных тугоплавких материалов  (ТУ У 24.1-00190443-84-2001 срок действия до 01.01.2007г.) марок «В» и «Г», а также пек каменноугольный электродный  (Государственный стандарт Украины ГОСТ 10200 изм.1,2.) представляют  собой  твёрдые  хрупкие продукты  в виде блестящих  гранул  чёрного цвета с  диаметром 1,0 см,  размером 2-4 см с влажной поверхностью, со слабым, практически отсутствующим запахом. Плотность 1, 29-1,33 т/м3. Согласно Сертификату качества  №41 от 14.01.2004 г., температура размягчения пека электродного - 880С, по ГОСТ 102000 – 85-900С, (пека тугоплавкого – 120-1350С). Содержание влаги – 2,8%. Начало выхода летучих газообразных соединений из отгона пека -270-3800С. В воде – нерастворим, а по данным  РД 31.04.23-86 пек включён в категорию «D» и не относится к загрязнителям моря. Пек – горючее,  взрывобезопасное вещество. Температура самовоспламенения – 5700С.

                  С учётом специфических условий работы с пеком в порту и на судах образование  токсических,  летучих компонентов (нафталин, аценафтен и фенантрен) в воздухе производственной   зоны порта в виде  аэрозоля конденсации и  возгона, характерных для  температур  420-4700С, – практически  исключены в обычных эксплуатационных условиях.  В воздух рабочей  зоны докеров может поступать пыль. ПДК р.з. – 2,0 мг/м3, ПДК а.в. – 0,5 мг/м3.  

                  По данным Одесской национальной морской  академии (январь 2004 г.) в гранулометрическом составе пека содержание пыли находится на уровне 1,76%, что по пылевому фактору (классификация Л.М. Шафрана, Е.П. Белоброва, 1990 г.) позволяет отнести пек к разряду  малоопасных навалочных грузов.       

                  По степени транспортной опасности  согласно Правилам МОПОГ-90 ПН 6481,  пек относится к 6.1 классу опасности (ядовитые вещества) без дополнительного вида опасности. По степени опасности пека в таре и расфасовке   (ГОСТ 19433)  пек в  мягких контейнерах относится к грузам с низкой степенью опасности и сопровождается ярлыком в виде равностороннего ромба белого цвета с изображением на нём пшеничного колоса, перечёркнутого чёрными линиями накрест с надписью «Вредно. Размещать  вдали от пищевых продуктов».

                   По степени воздействия на организм пек относится ко 2 классу опасности по ГОСТ 12.1.007-88. Местно раздражающее действие в виде поражения слизистых глаз и открытых участков кожных покровов могут вызываться пылью пека во время активной солнечной радиации с клиническими проявлениями в форме  фотоофтальмии и фотодерматитов только при проведении перегрузочных работ с нарушением санитарно-технического состояния мягких контейнеров типа «МК-1-1,5» и «МК 1410» и ж/д полувагонов с образованием россыпи и пыли пека, а также  в период аварийной россыпи пека в вагоне и в трюме судна.

       Исходя из вышеизложенного и действуя на основе  разработанной классификации причинно-следственной связи специалистами Горловского завода  и ООО «ХимЭкс» согласно  рекомендациям Ильичёвского  филиала  Украинского НИИ морской медицины  была внедрена система безотходных  экологически чистых и санитарно безопасных  технологий  тарирования, складирования и  хранения пека в мягких контейнерах, а также подготовки внутренних поверхностей железнодорожных  полувагонов перед погрузкой и отправкой груза в порт. Система включает комплекс  организационных, санитарно-технических и эколого-профилактических мероприятий, как-то:

        -   переход от рутинных технологий грануляции каменноугольных пеков на технологию мокрой грануляции с получением моноцилиндрических гранул;

         -      структурно-технологическое разделение цеха готовой продукции завода на участок тарирования пека в мягкие контейнеры и участок хранения их перед погрузкой в вагоны перед отправкой в порт;  

-     использование вторичного полиэтиленового мешка при тарировке поверх мягкого контейнера для предотвращения пылеобразования  и ограничения локальной россыпи в момент нарушения целостности тары;                

          -     тщательная ревизия днища и внутренних поверхностей полувагона перед погрузкой пека в таре с зачисткой от остатков предыдущего груза, срезание  и зачистка «турбинкой» остро-выступающих металлических  краев стенок вагона и деформированных частей внутривагонного крепления и трапов,  мойка водой и  высушивания внутренних поверхностей;

         -       проведение целевых сепарационных работ, включающих обёртывание ветошью выступающих частей внутри вагона после зачистки «турбинкой», покрытие  неровных, разноуровневых,  острых  краёв люков полувагона, а также тыловых стенок плотным картоном, покрытие всей поверхности днища  полиэтиленовой пленкой для локального сбора пека на случай аварийной россыпи и предотвращения образования отходов в вагоне.     

Применения  настоящей системы на практике и опыт Горловского смолоперерабатывающего завода  доставки мягких контейнеров в железнодорожных  полувагонах вагонах с последующей  перегрузкой их в портах подтвердила высокую эффективность мероприятий по предупреждению  аварийной россыпи пека и образование отходов ядовитых веществ 6.1 класса опасности по Правилам МОПОГ-90  в портах. Так,  из трёх  проведенных в порту Мариуполь  опытных перегрузок пека в  мягких контейнерах (около 3000 шт.) было отмечено 3 случая  россыпи  пека. В Азовском  СРЗ  из двух перегрузок (более 4000 «биг-бэгов») – 1 случай, в то время как при перегрузке пека других украинских заводов (Днепродзержинска) в порту «Ильичевск – рыбный» количество россыпи пека достигало до 90 случаев на 3500 перегруженных мягких контейнеров

Таким образом, поиск современных решений  проблемы  образования отходов опасных, особенно ядовитых грузов 6.1 класса  в морских портах с внедрением экологически чистых и санитарно безопасных технологий на всех этапах производства  тарирования, складирования и хранения пека  гранулированного каменноугольного пека, а также подготовки железнодорожных вагонов к его перевозке и доставке на причалы порта, предупреждает  россыпь  и образование отходов, значительно улучшает эколого-гигиеническую обстановку     и, что, самое главное, - исключает случаи  неблагоприятного  или вредного  воздействия опасных грузов  на организм докеров и  моряков.          

            

                            Литература

1.  Сидоров А.В., Балан Ю.В., Величко И.В., Губенко О.В. Белобров Е.П. и др.Опыт технологических, конструкторских и эколого-гигиенических решений проблемы образования некондиций и отходов при перегрузке опасных грузов в Мариупольском морском порту// Проблемы сбора, переработки и утилизации отходов/ сб.науч.стат. Одесса 2001.- С. 325-327.

2. Комплексные,  санитарно-гигиенические  исследования условий работы докеров при перегрузке серы в порту Мариуполь и условий проживания населения в жилых районах, примыкающих к порту/ Отчёт  НИР, ГП УкрНИИ морской медицины (филиал) .Рук.темы - Белобров Е.П., 24.06.2002. - Ильичёвск-Мариуполь,2002. - 263 с.

 

 

    

 

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.