Фев 29 2004

к вопросу о создании «центра управления медицинскими отходами»

Опубликовано в 02:13 в категории Сбор и переработка отходов

к вопросу о создании «центра управления медицинскими отходами»

П.С. Опарин, д.м.н,

Т.А. Антонива

ФГУП «ДЕЗИРС», г. Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ: Предложенный вниманию специалистов материал из опыта работы Федерального государственного унитарного предприятия «ДЕЗИРС» предлагает комплексное решение проблемы медицинских отходов, которая сегодня является наисложнейшим вопросом практического здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения медицинские учреждения являются постоянными источниками отходов, несущих угрозу для здоровья человека и окружающей среды. Наличие в составе медицинских отходов инфицированного, токсичного материала определяет их как наиболее опасные в санитарно-гигиеническом, эпидемиологическом и экологическом аспекте. По исследованиям экспертов Агентства по охране окружающей среды (США) доля инфицированных отходов изменяется в зависимости от типа больниц от 5,5% до 23,1%.

Результаты исследования ФГУП ДЕЗИРС (1999 год) говорят о более серьезной ситуации в отношении медицинских отходов. Так, накопление медицинских отходов в больницах Иркутской области (гг. Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск) составляет 1,15 кг на одно койко-место в сутки, что значительно превышает норматив 0,63 кг/койко-место в сутки, утвержденный Министерством жилищно-коммунального хозяйства (Приказ №20 от 18.01.71). Более того, наблюдается устойчивая тенденция к ежегодному увеличению объема накопления медицинских отходов на 2-3% по сравнению с показателями прошедших годов. При изучении микробиологического пейзажа медицинских отходов в 33,1% обнаружена болезнетворная микрофлора,

что позволяет сделать вывод о значительной эпидемиологической опасности отходов здравоохранения и их роли в распространении внутрибольничной инфекции.

Расхождение объема накопления медицинских отходов с утвержденными нормативами, ежегодный прирост отходов, их высокая обсемененность патогенными микроорганизмами указывают на необходимость регулярной корректировки норм накопления, детализации планов сбора и удаления отходов отдельно для каждого лечебно-профилактического учреждения.

Кроме того, обязательным условием нормального функционирования учреждения здравоохранения является обеспечение в нем режима эпидемической безопасности медицинских отходов. Для этого в ЛПУ должна быть организована единая система сбора, хранения и удаления отходов в соответствии с требованиями СанПиНа 2.1.7.728-99. Организация безупречной работы такой системы может только специалист, прошедший высококвалифицированную подготовку в специализированном центре по обращению с медицинскими отходами, и имеющий свидетельство на право организации этих мероприятий.

В настоящее время в лечебных учреждениях сложилась такая ситуация, когда специалисты, ответственные за обращение медицинских отходов, специальной подготовки не имеют и навыками организации необходимых мероприятий не владеют. Это приводит к тому, что требования СанПиНа в обязательном объеме не выполняются. Например, в случае неверного определения потребности мест первичного сбора инвентарем и расходными материалами, существует реальная угроза инфицирования медицинского персонала, пациентов, лиц, связанных с утилизацией и транспортировкой отходов, а также воздуха, воды, почвы, объектов окружающей среды при вывозе отходов на полигоны. А при неправильном выборе дезсредства, которое возможно из-за отсутствия методических указаний по дезинфекции медицинских отходов, обеспечена низкая эффективность дезинфекционных мероприятий, что неизбежно ведет к накоплению и росту болезнетворных бактерий в отходах и объектах окружающей среды. Кроме того, непосредственную угрозу распространения возбудителей инфекционных заболеваний представляют транспортные средства, занятые перевозкой медицинских отходов. Для исключения эпидемиологической опасности транспортной цепи необходимо выполнение ряда требований: выделение специального автотранспорта, занятого исключительно вывозом медицинских отходов, регулярное проведение дезинфекции автотранспорта, обучение персонала автотранспортных хозяйств правилам перевозки больничных отходов и подготовки к дезмероприятиям. Поэтому специалисты должны быть профессионально подготовленные по всем аспектам данного вопроса.

Обучением должны быть охвачены не только все лечебно-профилактические учреждения и организации, занимающиеся сбором, транспортировкой, утилизацией медицинских отходов, эксплуатацией установок переработки, обеззараживания и полигонов захоронения твердых отходов. В связи с необходимостью контроля уровня квалификации персонала, правильности выбора действенных и экологически безопасных дезсредств и качества проводимых дезинфекционных мероприятий (технического оборудования, автотранспорта) представители госсанэпиднадзора так же обязаны пройти обучение.

Обучение вопросам организации системы сбора и утилизации медицинских отходов в настоящее время проводится в центрах обучения обращения с отходами ЛПУ (г. Москва, г.Санкт-Петербург). Но эти обучающие центры не могут выполнять функции специальных служб по обращению с опасными медицинскими отходами. Сегодня необходимы специализированные организационно-методические Центры управления медицинскими отходами. Такие центры должны заниматься не только обучением специалистов, но и вести активную научно-практическую работу по решению ряда вопросов:

1. мониторинг условий образования и скорость накопления медицинских отходов в зависимости от профиля и структуры ЛПУ; определение доли отходов, представляющих эпидемиологическую значимость – класс опасности Б и В, которые требуют особого учета и контроля за их обеззараживанием и удалением;

2. внедрение в практику здравоохранения методов безопасного обращения с медицинскими отходами;

3. организация микробиологического и санитарно-гигиенического контроля каждого этапа обращения медицинских отходов;

4. проведение учета накопления и контроля полноты сдачи учреждениями здравоохранения медицинских отходов для вторичной переработки;

5. проведение качественной дезинфекции специализированного автотранспорта, занятого вывозом медицинских и прочих отходов;

6. обеспечение ЛПУ, транспортных предприятий, перевозящих медицинские отходы, дезинфекционными средствами, материалами для сбора отходов здравоохранения, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

В обязанности специализированного центра по обращению с отходами должны входить следующие основные функции:

1. обучение специалистов ЛПУ, организаций, занимающихся сбором, транспортированием, утилизацией и эксплуатацией установок переработки, обеззараживания и полигонов захоронения твердых отходов правилам безопасного обращения с отходами;

2. корректировка норм накопления медицинских отходов в зависимости от профиля ЛПУ;

3. организация работ по детализации и реализации планов по сбору и удалению отходов отдельно для каждого ЛПУ, включающий качественный и количественных анализ образующихся отходов, с определением величины накопления по классам;

4. оказание практической помощи коммунальным службам города по планированию и организации процесса обращения с отходами с учетом гигиенических требований, обеспечение соответствующей нормативно-правовой документацией;

5. определение необходимости дальнейшего (после сбора в ЛПУ) термического обезвреживания, утилизации, захоронения отходов;

6. учет полноты сбора и удаления отходов ЛПУ.

Как предполагается, центр должен состоять из трех функциональных подразделений:

1. учебного центра;

2. информационно-статистического подразделения;

3. организационного подразделения.

Задача учебного центра – обучение безопасному обращению, транспортировкой, переработкой и захоронением отходов здравоохранения. К обучению необходимо привлечь персонал из всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от формы собственности, занятых процессом сбора и утилизации медицинских отходов (лечебно-профилактические учреждения, органы управления здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора; организации, связанных с транспортировкой и переработкой отходов; коммунальные службы, занятые захоронением отходов). Подготовку специалистов следует вести с учетом их класса опасности, мест накопления и специфики ЛПУ.

Задачи информационно-статистического подразделения:

1. изучение состава, накопления и объема медицинских отходов;

2. определение объема наиболее опасных медицинских отходов;

3. формирование базы данных по медицинским отходам;

4. разработка противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий в отношении обращения с медицинскими отходами на всех этапах.

Задачи организационного подразделения:

1. управления этапами обращения медицинских отходов в ЛПУ (обеззараживание, сбор, перемещение внутри ЛПУ, транспортировка к месту переработки или захоронения)

2. организация противоэпидемических мероприятий на каждом этапе движения медицинских отходов;

3. учет накопления медицинских отходов,

4. организация централизованного сбора и удаления медицинских отходов из ЛПУ;

5. организация переработки медицинских отходов по имеющимся технологиям (переработка изделий медицинского назначения из пластических масс)

6. разработка и внедрение новых технологий переработки медицинских отходов;

7. оснащение ЛПУ и транспортных организаций инвентарем и оборудованием, необходимым для организации системы сбора и удаления медицинских отходов, расходными материалами, погрузо-разгрузочными средствами, средствами дезинфекции, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;

8. контроль за выполнением требований нормативных актов, регулирующих обращение с медицинскими отходами.

Центр управления медицинских отходов необходимо создавать на базе специализированного медицинского предприятия дезинфекционного профиля, имеющего опыт обращения с медицинскими отходами, который способен корректировать и совершенствовать трудовой процесс.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.