Фев 26 2004

Проблемы и меры по охране окружающей среды и природы

Опубликовано в 02:55 в категории Сбор и переработка отходов

Государственная политика Украины в области обращения с отходами и деятельность Госинспекции охраны Чёрного моря Министерства охраны окружающей природной среды по её реализации

 

Л.В. Фурдуй

Госинспекция охраны Черного моря Министерства охраны окружающей природной среды Украины

L. V. Furduy

Strategic action Ukraine and activity Inspection of protection of the Black Sea in the field of the reference  waste products .

Законодательной основой решения вопроса, связанного с образованием отходов, их сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, уничтожением и захоронением является Закон Украины «Об отходах», который был принят Верховным Советом Украины 05.03.98 года за № 187/98 ВР.

Промышленный сектор экономики Украины характеризуется высокими удельными и абсолютными объемами оборудования и накопления отходов. Это обусловлено масштабами ресурсопотребления, существующей структурой промышленного производства, устаревшими технологиями и основными фондами.

В условиях прогрессирующего загрязнения природной среды проблема комплексного управления жизненным циклом используемых материальных ресурсов и производимой продукции в промышленном производстве с учетом образования отходов и обращения с ними приобрела особую остроту.

Приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами является защита окружающей природной среды и здоровья людей от негативного влияния отходов, обеспечения бережливого использования материально сырьевых и энергетических ресурсов, научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества по отношению образования и использования отходов.

Необходимость решения проблемы переработки отходов зафиксирована в международных документах по устойчивому развитию, а также  в «Программе использования отходов производства и потребления на период  до 2005 года», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.06.1997г. № 668.

Однако практическое выполнение подобных решений и постановлений в нашей стране продвигается крайне медленно.

В последнее время отношение к постоянно обостряющимся экологическим проблемам стало несколько меняться.

особую остроту и актуальность проблема переработки отходов приобрела для Одессы, которая по праву претендует на статус культурного, рекреационного и туристического центра не только отечественного, но и международного значения.

Реализация требований Закона Украины «Об отходах» невозможна без последовательной передачи определенных функций управления непосредственно в сферу обращения с отходами (т.е. на уровень предприятий  производителей, переработчиков отходов,  органов управления и коммунальных служб местной и региональной власти).

К действиям в сфере обращения с отходами, которые контролирует государство, относятся выявление, первичный учет, актирование бесхозных отходов, инвентаризации, отражение отходов в техдокументации предприятий, государственная система классификации, номенклатура определенных видов опасных и ресурсно - ценных отходов, контроль, нормирование, лимитирование, лицензирование, регистрация определенных видов деятельности и объектов обращения с отходами, транспортирование, удаление, статотчетность, и международное сотрудничество. Указанные виды регулирования относятся, в основном, к действиям с различными видами и большими массивами отходов.

Для каждого определенного вида отходов, образуемого в конкретном процессе и виде экономической деятельности существуют свои стандарты ДСТУ «охрана природы. Обращение с отходами».

По мере перехода экономики Украины к рыночным  отношениям меняется и прежнее отношение к отходам как к отработанным ресурсам с практически нулевой ценой. Происходит постепенный переход к стоистным отношениям, определяемым степенью нерациональности процессов, в которых образуются отходы, их опасностью для окружающей природной среды (ОС) и здоровья людей, а также ценностью в качестве вторичного сырья либо иными возможностями утилизации их ресурсно – экономического потенциала. Поэтому современные механизмы управления обращения с отходами сочетают государственное регулирование аспектов обращения с отходами, отражающих общественные интересы (безопасность, сохранение природных ресурсов), со стимулированием хозяйственной деятельности, ориентированной на минимизацию образования и максимальную утилизацию отходов. Уменьшение их негативного воздействия на ОС и предотвращения несанкционированного удаления.

Основные принципы государственной политики государства отражены в Законе Украины «Об отходах». Закон определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности, связанной с предупреждением или уменьшением объемов образования отходов на территории Украины.

Согласно Закону, государственному учету и паспортизации подлежат в обязательном порядке все отходы, образующиеся на территории Украины  и на которые распространяются действие настоящего Закона.

Данная работа проводится согласно классификатору отходов, который  обеспечивает информационную поддержку в решении широкого круга задач государственного управления отходами и ресурсоиспользования на базе системы учета и отчетности, гармонизированной с международными системами, в частности в области экологии, охраны жизни  и здоровья населения, безопасности труда, ресурсосбережения, структурной перестройки экономики.

Использование КО создает нормативную базу для проведения сравнительного анализа структуры и объемов образования отходов в рамках Европейской статистики всех видов экономической деятельности, в том числе Европейской производственной статистики, статистики агрокомплекса, статистики услуг, а также сравнительного анализа услуг, связанных с отходами, на межотраслевом, государственном, межгосударственном уровнях.

Объектами классификации  в КО являются отходы, под которыми понимают любые вещества и предметы, образовавшиеся в процессе производства и жизнедеятельности человека, вследствие техногенных, природных катастроф, не выполняющих своего дальнейшего назначения по месту образования и подлежащих удалению или переработки с целью обеспечения защиты окружающей среды и здоровья людей, или с целью повторного их привлечения в хозяйственную деятельность как материально – сырьевых и энергетических ресурсов, а также услуги, связанные с отходами.

Сегодняшнее состояние окружающей среды приносит потенциальную опасность здоровью людей и всему растительному и животному миру.

Несомненно, первостепенное значение в настоящее время приобретает проблема переработки отходов. Ведь именно отходы производства и потребления загрязняют окружающую природную среду, воздух, почву, воду, продукты питания, ухудшая качество жизни и здоровья населения, препятствуя переходу экономики на путь устойчивого развития.

В то же время отходы могут служить сырьем для многих отраслей производства, сохраняя при этом природные ресурсы от расточительного уничтожения.

Окружающий нас природный ландшафт представляет собой сложный взаимосвязанный комплекс, сложную взаимосвязанную систему. Вторгаясь в эту систему, человек и его хозяйственная деятельность оказывает определенное влияние на эту систему. А поскольку человек есть составная часть природы, то особенно важно, чтобы эта деятельность человека (так называемый антропогенный фактор) не оказывала вредное, губительное влияние на эту очень сложную гармоническую и взаимосвязанную систему.

Основными принципами государственной политики Украины в области обращения с отходами является защита окружающей природной среды и здоровья человека от негативного влияния отходов, рационального использования сырьевых ресурсов, внедрение безотходных технологий.

К основным направлениям реализации этих принципов относятся:

- полный сбор и своевременная утилизация отходов;

- сокращения образования отходов и уменьшения их опасного воздействия;

- комплексное использование материально – сырьевых ресурсов с применением ресурсно- ценных отходов;

- обеспечение безопасного удаления отходов, не подлежащих утилизации, их размещение в окружающей среде;

- контроль за образованием, размещением и утилизацией отходов;

- научно – технические и маркетинговые разработки по выявлению и определению ресурсной ценности отходов;

- обязательный учет отходов на основании их инвентаризации, классификации и паспортизации.

Твердые промышленные и бытовые отходы засоряют и захламляют окружающий нас природный ландшафт. Кроме того, они могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических веществ в окружающую среду.

Это создает определенную угрозу здоровью и жизни человека.

Решение проблемы переработки отходов приобрело за последние годы первостепенное значение. Кроме того, в связи с грядущим постепенным истощением природных источников сырья (нефти, каменного угля, руд цветных и черных металлов), для всех отраслей народного хозяйства особую значимость имеет полное использование всех видов промышленных и бытовых отходов.

Согласно вышеуказанному закону Госинспекцией охраны Чёрного моря проводятся проверки на подконтрольных объектах в сфере обращения с отходами, которые образуются в портах в процессе их производственной деятельности. Во время проверок рассматриваются вопросы усовершенствования системы обращения с бытовыми и промышленными отходами.

В портах образуются отходы 4-ёх классов опасности. В портах и на судоремонтных заводах эти отходы не перерабатываются и не утилизируются, а лишь временно накапливаются с целью дальнейшего удаления или передачи их другим предприятиям, имеющим специальные Лицензии, если это необходимо, на утилизацию. Согласно Закону Украины «Об отходах» и на основании данных исследований за образованием отходов, операции обращения с ними, Госинспекцией охраны Чёрного моря контролируется проведение Паспортизации отходов, которые включает:

· Составление и ведение технических паспортов отходов ( на каждый вид отхода);

· Составление и ведение реестровых карточек объектов образования, обработки и утилизации отходов, согласно Государственному Классификатору отходов ДК-005.

Так же в процессе контроля проверяются следующие виды деятельности в сфере обращения с отходами:

· Заключение договоров на утилизацию отходов с организациями, которые занимаются данными вопросами;

· Обеспечение полного сбора, правильного хранения и недопущение смешивания отходов, которые имеют ресурсную ценность и идут на утилизацию, а также их уничтожение;

· Экологическое состояние мест для временного накопления отходов до момента вывоза их с территории порта, согласно заключённым договорам.

По результатам проверок Госинспекцией охраны Чёрного моря составляются акты, которые фиксируют выполнение подконтрольными объектами Закона Украины «Об отходах», а также выдаются предписания по проведению необходимых мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей природной среды отходами производства.

Учитывая, что на сегодняшний день на Украине сложилось неблагоприятное инфекционное состояние, возникает вопрос уничтожения пищевых и бытовых отходов, которые снимаются с иностранных судов, заходящих в акваторию портов, на территориях самих предприятий без вывоза их на городские свалки для предотвращения переноса инфекционных заболеваний.

Таким образом, на сегодняшний день Госинспекция охраны Чёрного моря контролирует выполнение законодательных требований в сфере обращения с отходами с целью определения и прогнозирования влияния отходов, которые образуются в портах и на судоремонтных заводах в процессе их хозяйственной деятельности, а также определение негативных последствий, которые могут возникнуть в процессе неправильного обращения с отходами. Также Госинспекция проводит систематизацию и анализ Паспортизации и Инвентаризации отходов, которая является неотьемлимой частью государственного учёта за образованием отходов на территорию Украины.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.