Фев 27 2003

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Опубликовано в 11:21 в категории Отходы и их утилизация

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Б.А. Горлицкий

Государственное научно-производственное объединение

"Экологические технологии и нормативы", г. Киев

Обращение с ТБО является наиболее социально значимой и проб-лемно обособленной частью сферы обращения с отходами, которая по объектам, структуре проблемы и особенностям регулирования коренным образом отличается от сферы обращения с промышленными отходами.

В законодательных актах Украины относительно обращения с отходами, в частности, в Законе Украины "Об отходах", и даже в последней версии проекта Кодекса "Об отходах", главные принципы обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) изложены недостаточно для построения эффективной системы управления обращением с отходами потребления. Проект Программы обращения с ТБО в Украине разработанный Госкомитетом Украины по жилищному и коммунальному хозяйству также не содержит новых идей, которые вывели бы эти вопросы из кризисного состояния. Закон "Об отходах" является базовым и дальнейшее развитие его путем внесения все новых и новых дополнений уже исчерпано, в том числе и относительно специфики обращения с ТБО.

Наиболее важные и требующие законодательного подкрепления решения по проблемам обращения с ТБО изложены ниже.

В сфере обращения с ТБО недостаточно очерчены такие базовые для нормативно-законодательного регулирования понятия как "образователь отходов" и "собственник отходов", которые в "Законе об отходах", полностью адекватны только по отношению к промышленным отходам. Это усложняет в сфере обращения с ТБО применение многих наработанных механизмов правоотношений в существующем нормативно-правовом поле.

Нормативно-законодательная база в этой сфере почти исключительно ориентирована на наземные свалки. В то же время, в странах ЕС уже продолжительный период происходит так называемый "кризис свалок". По

экологическим и экономическим причинам существующие свалки рекультивируются, а на их месте строятся мусороперерабатывающие комплексы, которые обеспечивают использование большей части первоначального объема твердых бытовых отходов. Захоронение остатков происходит преимущественно в виде бесфильтратных брикетов высокой плотности, которые могут использоваться для рекультивации старых свалок, планирования поверхности и в качестве закладных материалов.

Этот путь позволяет коренным образом улучшить экологическую ситуацию, а главное существенно сократить капитальные затраты на сооружение объектов обращения и конечного размещения твердых бытовых отходов в 3-5 раз, и уменьшить или оставить на том же уровне эксплуатационные затраты, что создает положительные условия для привлечения инвестиций в эту сферу.

Но нормативно- правовая база этого наиболее перспективного направления в Украине почти полностью отсутствует. Мусороперерабатывающие объекты или совсем не упоминаются, или упоминаются "через запятую" после полигонов-свалок и мусоросжигательных заводов, хотя коренным образом отличаются от них, как в экологическом, так и в экономическом плане.

Приведем сравнительные таблицы экологических и экономических показателей мусороперерабатывающих заводов (МПЗ), полигонов твердых бытовых отходов (ПТБО) и мусороперерабатывающих комплексов (МПК). Данные приводятся для предприятий с одинаковой мощностью – 300 тыс. м3/год:

Данные, приведенные в таблицах, получены нами совместно с Б.В.Солухой путем обобщения предварительных технико-экономичес-ких обоснований строительства МПК в ряде городов Украины (Кривой Рог, Киев, Севастополь и др.)

Показатель

негативного влияния на:

Единица

МПЗ

ПТБО

МПК

Атмосферный воздух

баллы

4

2

1

Водная среда

баллы

1

3

1

Грунты

баллы

2

3

0

Растительность

баллы

4

1

0

Здоровье населения

баллы

4

2

1

Комплексная оценка

сильный

средний

низкий

Экономический показатель

Единица

МПЗ

ПТБО

МПК

Капитальные вложения

млн. $ US

>50,0

12,0 – 40,0

7,0 – 15,0

Эксплуатационный тариф

грн./м3

>50,0

>=20,0

7,0 – 9,0

Чистая рентабельность

%

нет

нет

>=20,0

Действующая нормативно-правовая база в Украине не учитывает разности стратегий решения, технологические подходы и механизм регулирования обращения с ТБО в больших и малых городах, в сельской местности и в отдельно расположенных объектах  в пределах рекреационных и заповедных зон.

Если для больших городов с объемом образования ТБО от 100 тыс. тонн на год и выше оптимальным решением проблем является переход от свалок к мусороперерабатывающим комплексам, то для других населенных пунктов есть другие варианты комбинированных структурно-технологических решений, которые учитывают в каждом конкретном случае специфику регионов расположения населенных пунктов.

Существует также насущная необходимость перейти в нормативно-правовом поле от термина "твердые бытовые отходы" к термину “муниципальные отходы”, что включает все отходы, обращение с которыми ложится на плечи местных администраций и которые включают отходы городских производств и организаций, которые по морфологическому составу совпадают с фракциями сортировки ТБО.

Это далеко не полный перечень проблем обращения с ТБО, которые до сих пор остаются за пределами нормативно-правового поля, что мешает построению эффективной системы социально-эффективного и экономически рентабельного управления этой сферой.

В нашем НПО выполняются разработки относительно подготовки проекта Закона Украины "О бытовых отходах" и рекомендаций относительно принципов тарификации услуг в сфере обращения с отходами потребления, то есть главных компонентов нормативно-правовых основ эколого-экономической системы управления обращения с отходами потребления. Исследования учитывают современное состояние решения этой проблемы в мире и потребность гармонизации отечественных наработок с нормативно-правовым обеспечением системы обращения с бытовыми отходами в странах ЕС.

Данные разработки могут быть использованы как нормативно-правовая база создания и отлаживания механизма эколого-экономи-ческого регулирования сферы обращения с бытовыми отходами и создать условия:

– ускорения внедрения современных экономически эффективных производств и технологий обращение с отходами потребления;

– стимулирования привлечения инвестиций и, соответственно, уменьшение бюджетных затрат в этой сфере;

– оптимизации эксплуатационных затрат на услуги, связанные с саночисткой населенных пунктов, что должно способствовать улучшению социального положения населения Украины.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.