Мар 11 2003

Ограждение морских территорий Украины

Опубликовано в 17:03 в категории Отходы и их утилизация

Ограждение морских территорий Украины

от твердых и жидких отходов

и влияние на эту проблему человеческого фактора

А.В. Морозов

Капитан дальнего плавания, автор приоритетного метода вождения судов в тумане без снижения скорости судна с помощью РЛС.

Метод – приоритет Украины, г. Одесса

Проблема охраны морских территорий Украины от загрязнений, несмотря на современные технологии утилизации отходов и наличие регламентирующих документов, остается актуальной по настоящее время, т.к. до сих пор имеет место выброс твердых и жидких отходов в море, разливы нефти и пр.

При оформлении прибывающих судов в порты Украины каждое из судов должно получить "свободную практику", т.е. соблюсти выполнение всех требований, предусмотренных международными и государственными документами, в которых определены нормы, правила хранения, и сдачи на берег твердых и жидких отходов.

Как только судно ошвартовалось, на борт судна вместе с властями (пограничниками, таможенники и т.д.) поднимается врач санитарно-карантинного отдела порта, который заполняет Акт санитарного досмотра судна после проведения этого досмотра. Акт своим содержанием отражает полную картину сбора, хранения, и сдачи отходов на берег. В акте имеются также сведения о том:

– планируется ли откатка балласта, где и в каком районе мирового океана взят этот балласт;

– есть ли Международный сертификат о соответствии служб на судне, обеспечивающих не загрязнение мусором акваторий, дата выдачи сертификата, срок действия сертификата, т.е. действителен ли он на дату прихода судна в порт;

– где на судне накапливается мусор и имеется ли на борту инсениратор;

– есть ли Международный сертификат о не загрязнении сточными водами акватории порта, дата его выдачи, не просрочен ли он на дату прихода судна;

– есть ли на судне установка для обеззараживания сточных вод (УООСВ), ее тип, заводской номер, изготовитель;

– имеется ли сертификат эффективности УООСВ, когда выдан, название страны;

– проводились ли ежегодные анализы работы УООСВ;

– имеется ли на судне фекальный танк;

– оборудовано ли судно международными фланцами, насосом для выдачи на судно-сборщик отходов;

– опломбированы ли клинкеты сброса стоков за борт.

В этом акте отражено и удостоверяется выполнение всех требований, а также предписание капитану в соответствии с режимом работы данного порта. Например, предписание І – сточные воды сдавать на судно-сборщик не реже одного раза в двое суток (или трое), ІІ – мусор и пищевые отходы не реже 1 раз в двое суток (или трое), ІІІ – на отход судна предоставить санитарному надзору документы подтверждающие сдачу с судна стоков и мусора. В акте (на обратной стороне) указывается о допущенных отклонениях, невыполнения конвенции MARPOL 73/78, а также конвенции МОТ и др.

Акт санитарного досмотра выполняет роль определенного фильтра,  который ограждает морскую прибрежную зону (самую ценную зону Чорного моря) от вредных твердых и жидких отходов на конкретном судне при заходе в Черноморские порты Украины при выходе из них.

Международная практика признала, что в содержании одного литра сточных вод число микроорганизмов не должно превышать 900, взвешенных частиц должно быть допустимо не более 50, биологических потребителей кислорода (БПК) – не более 50.

На довольно узкой полосе Черноморского побережья независимой Украины сконцентрировано большое количество портов и портпунктов: Одесса, Измаил, Усть-Дунайск, Белгород-Днестровский, Затока, Каралино-Бугаз, Ильичевск, Рыбный порт, Южный, Николаев, Херсон, Скадовск, Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Бердянск, Мариуполь. Итого 20. Большинство из этих портов и портпунктов через свои тяготеющие районы формирования грузопотоков на территории Украины, отчасти, России и других стран связанных с мировыми портами Европы, портами стран Юго-Восточного региона Азии, с портами США и т.д. Если состав судов Украины резко сократился по вине предыдущего руководства, то порты работают в полную силу, некоторые порты сумели достичь прежнего уровня грузооборота и даже его превзойти.

В данной ситуации нас интересует проблема очистки, и отгруза твердых и жидких отходов, которые, несомненно, имеются на каждом судне, посетившем порт.

Следовательно, опасность сброса твердых и жидких отходов на морскую прибрежную зону не уменьшилась, и даже возросло в количественном воздействии носителей этих отходов, т.е. морских судов.

В настоящее время в портах действуют устройства для приема с танкеров судов загрязненных балластных вод, системы очистки, уборки с судов твердых и пищевых отходов.

Международное законодательство в рамках MARPOL 73/78 далеко продвинулось в вопросах предупреждения загрязнения морских вод. Наши порты в основном посещают иностранные суда, которые по своему техническому состоянию находятся порой на низком уровне и мировая статистика свидетельствует о том, что неоднократно случались разливы жидких отходов и выброс твердых отходов за борт… Это, на наш взгляд, возможно не только из-за недостаточного оснащения судна системами сбора и обеззараживания отходов или низкого технического состояния этих систем, но также из-за недобросовестности экипажа судов, которые в целях экономии валюты сбрасывают отходы в море, чтобы не проплачивать обслуживающие их суда-сборщики.

Таким образом, из 20 едениц портов и порт-пунктов Украины, которые ежесуточно принимают суда и оформляют отходы, создается фронт соприкосновения с иностранными судами. Кроме того, на пляжах Черноморья Украины ежегодно отдыхает десятки и сотни тысяч отпускников и местных жителей, которые тоже способны оставлять после себя загрязнения и в море и на борту…

Для решения сложностей и противоречий во взаимоотношениях между береговыми санитарно-карантинными службами и судами, направляющимися в порт, а также между людьми, пользующимися отдыхом на пляжах Черного моря и санитарными службами города имеет смысл использовать такую форму работы: врач санитарно-карантинной службы должен встречать судно до швартовки в порту, до входа его в акваторию прибрежной зоны для проведения контрольной работы по обеспечению предупреждения загрязнения вод по одной из перечисленных причин. Только после такой проверки должен решаться вопрос о допуске данного судна в порт. Второе решение этой важной проблемы является воспитание патриотического отношения к интересам Украины и воспитание бережного отношения к природе, чувства любви к природе вообще и, в частности, к природе Украины.

Первая задача должна решаться на уровне и силами Министрества транспорта и министерства здравоохранения. Вторая задача должна решаться Министерством образования Украины: разработать программы, охватывающие детей разного возраста (от детсадовского до старшеклассников) и предусматривающие системное продолжение воспитания в этом направлении должно происходить в средних и высших учебных заведения, чтобы каждый специалист любого уровня с детства впитывал эстетику отношений с природой, любовь и бережное к ней отношение. Особенно это касается специалистов, работающих в портах и на морских транспортах.

Казалось бы, мы рассматриваем часть глобальной темы – сохранение окружающей среды, однако, она невольно наталкивает на переоценку причин гибели т/х "Адмирал Нахимов", самолета ТУ 154 с израильскими пассажирами на борту, а также Чернобыльской катастрофы и т.д. Всех их при некотором разнообразии деталей объединяет одна причина – недостаточно ответственное отношение операторов (капитанов судов, капитанов-летчиков, инженеров ЧАЭС, командиров-ракетчиков воинских частей) к безопасности окружающей среды, а через нее безопасности людей.

Без высоких чувств, без любви к своей стране, люди не могут управлять дорогостоящими системами и объектами. Это обязательно приведет к трагедии.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.