Апр 06 2002

Улучшение экологической ситуации в г. Одессе – конкретные решения и перспективные направления

Опубликовано в 22:21 в категории Сбор и утилизация отходов

Улучшение экологической ситуации в г. Одессе – конкретные решения и перспективные направления

В.А. Созинов, А.М. Крутенко

Управление экологической безопасности Одесского горисполкома

Как Вы знаете, перед нашим городом стоит очень много социально-экономических проблем. К ним относится и экологическая безопасность. До 80-х и в начале 90-х годов по социологическим опросам экология занимала стабильно 1-2 место в ряду оценки одесситами приоритетности социально-экономических проблем. Уже в последние годы ХХ-го века по понятным причинам люди стали уделять больше внимания криминальной обстановке, безработице, оплате труда и т.д. и вопросы природоохраны переместились на 5-6 место. Это не свидетельствует о том, что буквально за десятилетие так значительно улучшилась экологическая обстановка и не свидетельствует, что одесситы стали меньше уделять внимание состоянию природной среды, просто очевидно, что с плохой экологией еще можно как-то прожить, а вот без куска хлеба – никак.

Изложенное также ни в коей мере не говорит о том, что городские власти и лично городской голова снизили свое внимание к проблемам экологического состояния в нашем городе. Вам известен такой тезис: \’\'без экономики нет экологии\’\', и это понятно – если нет причины, то и не будет следствия, и эта причинно-следственная связь отражается на средствах, поступающих в экологический фонд. Если до 1993 года в бюджетах различных уровней на экологию предусматривалось 3% от общего бюджета, то после выхода Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" такое соотношение было изменено, и деньги поступают теперь непосредственно от предприятий. Нетрудно подсчитать, что при нынешнем бюджете города, 3 % составило бы сумму почти в 15 млн. грн., а с неработающими предприятиями мы, в лучшем случае, собираем 1,5 миллиона, что составляет только 0,3 % горбюджета, и этому есть объяснение – за последние 10 лет объем вредных выбросов от предприятий в нашем городе сократился в 9 раз.

Этим объясняется тот факт, что в своей деятельности мы исходим не только из приоритетности экологических проблем, но и из реальной возможности их решения. Нельзя требовать решить вопрос, например, со строительством мусороперерабатывающего завода, стоимость которого начинается с 30 млн. долларов и выше, не имея на то реальных средств. Как ни печально, серьезные экологические проекты требуют и серьезных затрат. Однако, несмотря на объективные трудности, с которыми постоянно приходится сталкиваться, скажу, что нам есть и чем гордиться.

Соблюдая определенную хронологию, за три с половиной года городскими властями при непосредственном участии нашего управления осуществлены и осуществляются следующие экологические проекты:

Городским советом утверждена \’\'Программа охраны окружающей природной среды г. Одессы\’\', которая впервые позволила четко сформулировать основные принципы и приоритеты в области природоохраны и природопользования в г. Одессе на период 1998-2005 гг.

Завершено строительство и введена в эксплуатацию КНС-10А, которая ликвидировала опасность затопления сточными водами микрорайона \’\'Лузановский\’\', при этом Суворовский район получил перспективу дальнейшего развития жилищного строительства. И хотя результаты деятельности этой станции не видны визуально, тем не менее, резко сократилось количество жалоб лузановцев, а вопросы строительства различных объектов уже не сталкиваются с препятствиями по их согласованию с соответствующими службами.

Проведена экологическая экспертиза микрорайона \’\'Лузановский\’\', по результатам которой было принято решение о закрытии промывочно-пропарочной станции \’\'Одесса-Сортировочная\’\', и оно было выполнено в установленный срок, что резко изменило социально-экологическую обстановку в этом районе. С большими проблемами приходилось сталкиваться, чтобы остановить деятельность предприятия, которое завязывалось на таких гигантах, как НПЗ, Синтез-Ойл, Эксимнефтепродукт, Одесский и Ильичевский порты и т.д.

В настоящее время ведется активная работа по ликвидации основного загрязнителя воздуха, почвы, подземных вод этого микрорайона – прудов-накопителей промывочно-пропарочной станции, и они будут полностью ликвидированы в текущем году.

В этом же районе ускоренными темпами идет строительство канализационной сети пляжа \’\'Лузановский\’\', и она будет введена в эксплуатацию к началу курортного сезона этого года.

Мы надеемся, что все эти мероприятия позволят в ближайшем будущем вернуть "Лузановке" славу одного из самых престижных районов города – для отдыха и восстановления здоровья одесситов и наших гостей.

Следует отметить, что даже в советское время канализование прибрежной зоны не велось такими темпами, как за предшествующий и текущий годы, без которого невозможно развитие инфраструктуры отдыха всего Одесского побережья:

а) полностью завершено строительство ливневого коллектора пляжа \’\'Аркадия\’\';

б) построена и работает система водоотведения пляжа \’\'Отрада\’\';

в) разработан проект и ведется подготовка к строительству такой системы пляжа \’\'Ланжерон\’\';

г) проведена реконструкция ливневой насосной станции в районе Пересыпского моста, что не только предотвратит попадание в море сильно загрязненных ливневых вод, но и значительно улучшит дорожную обстановку в этом районе при обильных осадках.

К этому следует добавить, что была осуществлена реконструкция очистных сооружений городской туберкулезной больницы; введена в эксплуатацию система обеззараживания сточных вод городской инфекционной больницы; выполнена реконструкция городской канализационной системы и водопровода детской городской больницы № 3.

Как Вы знаете, более 20 лет не пополнялась песчаная масса городских пляжей. Из-за этого море ежегодно отвоевывало от 0,5 до 1 метра наших пляжей, а некоторые из них перестали существовать. Поэтому в прошлом году до 1 мая городом завезено на пляжи около 10 тыс. тонн свежего морского песка, что позволило не только выполнить экологическое, эстетическое, но и берегозащитное мероприятие, при этом некоторые, ранее утраченные пляжи, были полностью восстановлены.

Много вопросов и жалоб поступает от одесситов о строительстве различных объектов в прибрежной полосе и, особенно, в пляжной зоне. С целью упорядочения ведения хозяйственной деятельности на этих землях городом разрабатывается проект определения размеров и границ водоохранных зон моря и лиманов в черте города, и он будет завершен уже к курортному сезону этого года.

Одним из самых болевых вопросов города является чистота морской воды. По ранее упомянутым социологическим опросам, в ряду экологической приоритетности наши земляки после питьевой воды на второе место поставили именно эту проблему, а 20 % одесситов посчитало ее наиболее важной.

Ежегодно в преддверии курортного сезона и в его период в республиканских, российских, белорусских и др. СМИ начинается активная антиреклама нашего города, где акцент делается на санитарно-экологическом состоянии морской воды, пляжей, прибрежной зоны. И эта антиреклама дает свои результаты, но, к сожалению, она имеет и определенное основание.

Сейчас мы начали разработку программы \’\'Чистое море\’\', к которой привлекли около 30 организаций города. Осознавая всю сложность и во многом противоречивость ее разработки, мы обращаемся к этим организациям более активно подключиться к работе.

Как Вы знаете, чистая вода – не только залог здоровья, но и жизни. По оценкам ВОЗ более 50% всех заболеваний человека в настоящее время связано с водным фактором.

По социологическим опросам, 70 % жителей нашего города не удовлетворены качеством нашей водопроводной воды. И это вполне объяснимо: река Днестр – одна из самых загрязненных рек Европы, водоочистная станция \’\'Днестр\’\’ – старая и технологически обладает низкими барьерными функциями, системы, как центральных водопроводов, так и городских сетей находятся в аварийном состоянии. Для предотвращения микробиологического загрязнения увеличивается подача хлора, что приводит к ухудшению химического состава воды и ее органолептических качеств.

В связи с этим, по поручению городского головы, управлением при участии целого ряда предприятий и организаций города разработана и городским советом утверждена программа \’\'Чистая вода\’\’ г. Одессы, которая позволила сформулировать основные принципы обеспечения города водой высокого качества и в достаточном объеме, и эта программа имеет свое практическое воплощение – уже около 80 тыс. одесситов бесплатно пользуются чистой артезианской водой из пяти бюветных комплексов, построенных в истекшем году. В первом квартале этого года будут введены в эксплуатацию еще шесть таких бюветных комплексов, и тогда более 150 тыс. жителей всех районов города получат возможность пить чистую природную воду. В будущем, городскими властями планируется значительно расширить сеть бюветных комплексов, ведь помимо источников чистой воды, они служат альтернативой водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций и имеют для города стратегическое значение.

Дополнительно в рамках программы \’\'Чистая вода\’\’ во всех детских домах и интернатах, в больницах города установлены 54 системы доочистки и обеззараживания водопроводной воды, и тысячи детей, больных и обслуживающий их персонал получает питьевую воду повышенного качества.

На повестке дня стоит вопрос полной реконструкции всей системы централизованного водоснабжения города, и у нас есть все основания полагать, что соответствующий инвестиционный договор будет заключен уже в ближайшее время.

В городе существует еще целый ряд нерешенных экологических проблем. Но, несмотря на незначительную финансовую базу, за последние 2-3 года в нашем городе реализовано больше экологических проектов, чем за все предыдущие 20 лет, вместе взятые, и этому приведены конкретные примеры.

Остановлюсь на некоторых проблемах, которые остро стоят перед городом на повестке дня.

1. Не боясь повториться, можно говорить, что твердые отходы - это экологическая проблема, вызывающая наибольшую озабоченность жителей практически всех развитых стран. Как Вы знаете, вопрос с утилизацией как ТБО, так и токсичных отходов десятилетиями не решается. И для этого имеются и объективные, и субъективные причины.

Ранее строившийся мусоросжигательный завод на 7-м км Овидиопольской дороги уже по тем временам не соответствовал ни техническим, ни технологическим, ни экологическим требованиям.

Городские свалки №1 и №2 уже практически исчерпали себя. При открытии этих свалок около 30 лет тому назад изначально не был выполнен комплекс проектно-строительных работ по созданию в этих карьерах нормативных условий для размещения ТБО, но они продолжают функционировать в связи с отсутствием резервных мест для складирования твёрдых бытовых отходов.

Наши поиски мест строительства нового полигона показали, что в радиусе 60 км от города вся земля распайована, причем на наши запросы в райадминистрации районов, прилегающих к городу, следовал отрицательный ответ.

Следует отметить, что строительство такого полигона с соблюдением соответствующих нормативов – дорогостоящее мероприятие, оцениваемое от нескольких, до 2-х десятков млн. USD.

Аналогичная ситуация складывается и с перспективой строительства мусороперерабатывающего завода, для которого можно найти площадку даже в черте города. Но его стоимость составляет для потребностей города 30-150 млн. USD.

Казалось бы, вопрос тупиковый. Но во многих странах столкнулись с тем, что строительство таких заводов-гигантов зачастую приводит к их нерентабельности, и предпочтительней иметь ряд небольших по мощности заводов, но расположенных вблизи источников мусора. Первенцем в этой области в г. Одессе является комплекс высокотемпературной утилизации отходов ИН-50.4, ООО "Грин-Порт", который позволяет осуществлять экологически безопасное сжигание 1300 т\\год твёрдых бытовых, жидких и твёрдых нефтесодержащих, биоорганических и медицинских отходов.

Инсинератор ИН-50.4 обеспечивает высокую экологичность и соответствие самым строгим требованиям природоохранного законодательства, что подтверждается опытом эксплуатации во многих портовых городах и крупных населённых пунктах России. Двухступенчатая система газоочистки (скруббер и циклон) обеспечивает минимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Конечным твёрдым продуктом сжигания является экологически чистый утилизируемый зольный остаток (5 % от общего веса отходов), который можно использовать в строительной индустрии.

Около 50 % мощности установки будет использовано на нужды Одесского морского порта, оставшаяся половина мощности может быть задействована для предоставления услуг по утилизации отходов, образующихся на предприятиях и организациях нашего города. И хотя мощность установки невелика по сравнению с потребностями города, можно считать, что с её вводом в эксплуатацию будет положено начало позитивным изменениям в сфере обращения с отходами. Практически каждое крупное предприятие, имеющее санитарно-защитную зону, могло бы иметь такие печи.

2. Уже длительное время город стоит перед еще одной серьезной проблемой – чистоты воздушного бассейна. По статистическим данным, более 80 % всех загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу на территории города, приходится на автотранспорт, и необходимость разработки программы \’\'Чистый воздух\’\’ очевидна.

Одним из путей значительного снижения вредных выбросов от автотранспорта является его перевод на газовое топливо. Поэтому городской голова подписал распоряжение о расширении сети автогазозаправочных станций, и оно уже получает свое практическое воплощение. Теперь на повестке дня стоит разработка экономических механизмов стимулирования автовладельцев и переоборудования автомашин на газовое топливо.

Для решения более локального вопроса нашим управлением предложен проект \’\'Порядка ограничения въезда и движения автотранспорта в исторической части г. Одессы\’\’. Как мы и ожидали, он вызвал неоднозначную оценку одесситов, и фактически половина поддержала данное предложение, другая – нет. И это понятно. Во-первых, такой порядок необходимо серьезно доработать, во-вторых, его нужно вынести на широчайшее обсуждение, и в-третьих, нам необходимо принципиально решить – будем ли мы, одесситы, предпринимать какие-либо реальные и конкретные действия, чтобы сохранить наши архитектурные и культурные ценности мирового значения, и будем ли мы идти на какие-либо издержки, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе, или только ждать от городских властей, что они будут делать это только административными методами. Без самого тесного взаимодействия общественности, руководителей предприятий, ученых нам самим такое будет не под силу.

Можно повториться и сказать, что в городе имеется еще очень много нерешенных экологических проблем, но нынешние городские власти прилагают максимальные усилия, чтобы наш город стал чище и безопасней для жизни, а за такой короткий период времени невозможно вернуть природе то, что мы у нее брали десятилетиями и продолжаем брать.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.