Апр 03 2001

рынок вторичных черных металлов и некоторые методы его регулирования

Опубликовано в 00:06 в категории Утилизация отходов

рынок вторичных черных металлов и некоторые методы его регулирования

А.А. Сердюков

ВАО «Керамет», г. Донецк, Украина

Эффективность развития экономики Украины неразрывно связана с рациональным использованием сырьевой базы. Особое значение при этом следует уделять источникам сырья для черной металлургии, поскольку эта отрасль является крупнейшим источником валютных поступлений в страну и, пожалуй, единственной отраслью, в которой с 1997 г. наблюдается непрерывный рост объемов производства и повышение рентабельности. Вместе с ростом объемов производства, соответственно, возрастают и потребности в сырье. Лом и отходы черных металлов (далее металлолом) являются для черной металлургии стратегическим источником сырья.

В течение последних 10 лет в Украине практически не производился учет металлофонда страны. В результате сегодня мы можем сказать что то пристальное внимание, которое уделяла советская плановая экономика такому учету, вполне обосновано. Дело в том, что сегодня все металлургические предприятия Украины испытывают острую нехватку металлолома.

За время существования независимой Украины движение потоков лома в стране практически не регулировалось. В связи с этим огромная часть металлофонда (а он достался в наследство от СССР в довольно большом количестве) была вывезена из страны и реализована на внешнем рынке по ценам ниже мировых на 20-40%.

Сегодня государство начинает вновь создавать систему регулирования рынка вторичных черных металлов. Так, было введено лицензирование деятельности, связанной с металлоломом, квотирование экспорта и пр. Однако все эти меры на сегодняшний день не приносят результатов, которые хотели бы видеть металлурги.

Для того чтобы определить способы регулирования потоков металлолома рассмотрим структуру этого рынка.

Основными источниками вторичных черных металлов являются:

– отходы металлургической промышленности;

– отходы металлообрабатывающей промышленности;

– амортизационный лом;

– металл из шлаковых отвалов и заводских свалок;

– прочие источники.

В данной статье мы не рассматриваем лом, который образуется в процессе металлургического производства. Поэтому основное внимание уделим амортизационному лому и лому, который образуется в процессе металлообработки. В настоящий момент основные субъекты рынка оперируют именно с ломом из этих двух источников. При этом отсутствует система учета источников металлолома.

       

Схема работы рынка и возможности его регулирования показана на рис. 1. Лом от металлообработки и амортизации поступает на приемные пункты предприятий-заготовителей, где и подвергается сортировке и переработке. После этого металлолом отправляется в адрес крупных трейдеров, которые в свою очередь направляют поток лома на комбинаты и на экспорт в соответствии с квотами, выделенными Госкомпромполитики. Лом от разработки шлаковых отвалов поступает либо сразу на метпредприятия, либо проходит через руки трейдеров. Можно сказать, что крупные предприятия-трейдеры сегодня выполняют роль советского "Вторчермета". На первый взгляд перед нами нормальная схема работы рынка. Но необходимо помнить одну особенность: металлургия – одна из немногих отраслей, которые нуждаются в строгом планировании объемов поставки сырья и не может работать в столь популярном во всем мире режиме just-in-time. В приведенной схеме очень сложно предсказать поведение операторов рынка. Поэтому на данную схему наложена строгая система планирования и регулирования рынка. В противном случае металлурги несут существенные убытки из-за срывов поставок лома, что происходило не раз за прошедший 2000 год.

Поскольку в стране отсутствует система учета металлофонда, то мы не можем сказать, какое количество амортизационного лома мы будем иметь через 5-10 лет. Единственное что известно, это объемы продаж металлопродукции для потребления на внутреннем рынке. Но и это не дает возможности подсчитать количество металла поступающего к конечным потребителям, поскольку часть его в виде деталей узлов и машин также идет на экспорт. Но металлургия не может существовать без стратегических и долгосрочных планов поставки сырья.

Нет необходимости разрабатывать систему учета металлофонда, такая система уже существует. Она досталась нам от народного хозяйства СССР. Необходимо, однако, приспособить и переориентировать ее на схему работы рыночной экономики. Рассмотрим некоторые меры, которые уже сегодня могут положить начало построению такой системы учета металлофонда.

В настоящий момент в Украине существует довольно эффективная система учета основных фондов предприятий и организаций. Поэтому имеется возможность подсчитать количество металла находящегося в этих фондах. На основании классификатора основных фондов мы можем узнать объем металлосодержащих фондов. Уже давно разработаны нормы содержания черных металлов в основных фондах всех отраслей промышленности. Госкомстат Украины обладает информацией о степени износа всех основных фондов страны. Используя все указанные источники информации несложно подсчитать приближенно количество металла в основных фондах и ориентировочный срок списания его на металлолом. Однако, несмотря на то, что сталь была и будет основным конструкционным материалом, необходимо все же вновь пересмотреть нормы содержания металла, поскольку во многих отраслях в последнее время его вытесняют материалы из полимеров.

В основном в этих подсчетах более всего заинтересованы металлурги, то эту работу должны выполнять профессиональные объединения металлургов и поставщиков металлолома. Такие, как Украинская ассоциация металлического лома и областные ассоциации и объединения.

Для учета металлолома образующегося в металлообработке было бы целесообразно вернуться к такой форме статистической отчетности как Ф10-СН. Эта форма предоставлялась всеми предприятиями, организациями и хозяйствами, потребляющими более 500 тонн всех видов черных металлов в год. Зная объем потребления и нормы расхода металлов на производство тех или иных видов продукции, мы имеем возможность планировать объемы поступления лома от металлообрабатывающей промышленности.

Кроме того, целесообразно вернутся к строгой системе контроля и учета металлолома образующегося в промышленности. В настоящий момент контроль в основном направлен на заготовителей лома. Однако более разумно осуществлять контроль над объемами металлолома на местах его образования. Для этого необходимо вновь вернутся к таким нормативным документам как «Инструкция по сбору и хранению металлолома на промышленных предприятиях» и «Приказ о мероприятиях по упорядочению заготовки переработки и использования лома и отходов черных металлов на промышленных предприятиях». Эти документы регламентировали все операции с ломом на месте его возникновения, что позволяло планировать поставки на предприятия и избежать безвозвратных потерь металлолома.

Государственные органы не менее чем металлургические предприятия заинтересованы в таких мерах, поскольку металлолом – это такое же богатство страны, как и природные ресурсы. Поэтому такие мероприятия должны быть разработаны и внедрены, при этом основная инициатива должна исходить со стороны Государства, а не потребителей лом. В случае, если сегодня мы не начнем создавать систему учета и регулирования рынка вторичных черных металлов, то через 5 лет нам придется импортировать металлолом.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.