Апр 12 2001

Основные этапы разработки программы управления отходами для городов

Опубликовано в 08:31 в категории Утилизация отходов

Основные этапы разработки программы управления отходами для городов

А.П. Мадяк, И.П. Железко

ЗАО институт «Днепрокоммунпроект», г. Днепропетровск, Украина

В статье изложены основные положения и этапы разработки программы управления отходами для населенных пунктов различной величины. Эти положения являются обобщением разработок ЗАО института «Днепрокоммунпроект», который за более чем 30-летний период работы накопил богатый опыт проектирования объектов в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами.

В частности, по проектам ЗАО построен и эксплуатируется полигон ТБО фирмы «Экология» в г. Днепропетровске, строится полигон ТБО в пгт. Широкое, обустраиваются сортировочные линии МСЗ в г. Днепропетровске, спроектированы полигоны ТБО в городах Кривом Роге и Комсомольске, ведется проектирование полигонов и схем санитарной очистки в городах Кировограде, Кривом Роге, Марганце, Миргороде. Институт «Днепрокоммунпроект» обладает лицензиями, опытом проектирования объектов в сфере обращения с отходами, выполняет также работы по устройству площадок временного хранения отходов на территории предприятий и составлению паспортов мест образования и хранения отходов (в соответствии с постановлением КМ Украины № 1216 от 03.08.98г.).

Проблемы, с которыми сталкиваются местные власти при решении проблемы утилизации отходов, в основном одинаковы для различных городов Украины. Вывозимые отходы обезвреживаются на городских неусовершенствованных свалках, на которых отсутствует отвод и обезвреживание токсичного фильтрата, который проникает в подземные водоносные горизонты и способствуют их загрязнению. Свалки не оборудованы системами отвода образующихся в толще мусора газов и скважинами для мониторинга грунтовых вод. Часть отходов вывозится на стихийные (несанкционированные) свалки, расположенные в обработанных карьерах, в балках и вдоль проселочных дорог. Не разработан механизм вторичной переработки отходов.

Удаление отходов стало не только экологической, но и серьезной экономической проблемой. Отсутствие экономически обоснованных тарифов не позволяет найти финансовые средства на решение экологической проблемы утилизации отходов на современном мировом уровне и привлечь частный капитал для решения этой проблемы, в чем заинтересованы и Городские власти.

Анализируя опыт общения института с заказчиками проектно-сметной документации в сфере обращения с отходами можно сделать выводы:

– часто у заказчика нет ясного представления об объекте проектирования.

– у заказчика отсутствует информация о стоимости реализации проектируемого объекта, или его отдельных частей.

– заказчик не обладает информацией об опыте внедрения отдельных объектов на Украине и в целом в мире.

– отдавая предпочтение импортной технике, совершенно игнорируется имеющаяся отечественная, зачастую более дешевая и простая.

– довольно часто отдается предпочтение в проектировании различным организациям, не имеющим опыта проектирования.

– произошла передача функций заказчика управлениям экологии и природных ресурсов, у которых отсутствуют опыт реального проектирования и строительства.

На наш взгляд основными принципами для реального решения проблемы утилизации отходов является:

1. Проектирование лучше всего начать с составления региональной программы обращения с отходами или схемы санитарной очистки и уборки города, ТЭО инвестиций. Эта программа может включать в себя, в зависимости от реальной обстановки и величины населенного пункта следующие шаги:

– сбор исходных данных по количественному и качественному составу бытовых отходов;

– аудит и паспортизация существующих легальных и нелегальных мест для захоронения отходов.

Разработка программы переоборудования, санации и рекультивации этих свалок. Анализ существующей структуры городских служб, обеспечивающих утилизацию отходов. Разработка предложений по увеличению эффективности их работы. Определение необходимого количества транспортных средств, мусороперегрузочных станций и мест захоронения. Расчет общегородских затрат и определение оптимального тарифа. Выбор экономически приемлемых в условиях Украины методов повторного использования отходов.

2. Последовательная разработка и решение небольших программ, каждая из которых решит определенную проблему с учетом реально возможных объемов финансирования (отказ от «гигантомании»).

3. Привлечение проектной организации для работы на самых ранних стадиях проектирования (выборе площадок, обоснование их размещения). Это существенно снизит стоимость строительства этих объектов.

4. Учет местных особенностей города, поселка; создание региональных полигонов и объектов переработки отходов.

5. Составление бизнес-планов по переработке отходов с привлечением, за счет налоговых льгот, в эту сферу частного капитала.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются городские власти при выработке городских программ, это выбор метода обезвреживания отходов. Дадим краткую характеристику основных из них.

Захоронение на полигонах

– Опыт проектирования, строительства и эксплуатации полигонов, отвечающих экологическим требованиям, (полигон ООО «Экология» г.Днепропетровск).

– Капитальные затраты на организацию полигона ТБО в 10 раз меньше чем строительство МСЗ, инвестирование растянуто во времени, первоначальные затраты не требуют высокотехнологического оборудования, эксплуатация простейшая. Стоимость создания полигона ТБО для города со 100 тысячами жителей площадью 4 га и сроком эксплуатации до 20 лет составит порядка 1,8млн.грн, при инвестировании в первую очередь строительства не более 500 тыс.грн. Причем дальнейшее его развитие и эксплуатация возможні за счет тарифа на прием мусора, без привлечения бюджетных средств.

Мусоросжигающие заводы (МСЗ)

– Стоимость капитальных затрат порядка 1000 долл./т. годовой производительности (данные ГП «Экотехпром» г. Москва).

– Стоимость сжигания ТБО в различных странах колеблется от 40долл/т до 120 долл/т.

– При сжигании по традиционной технологии до 1/3 от массы отходов образуется шлаков (IV категории опасности) и до 3-4% зол уноса (IIIкатегории опасности).

– Стоимость строительства МСЗ производительностью 20 тыс.т/год составит 50-80 млн.грн. Так в 1995 г для г. Днепродзержинска был спроектирован МСЗ стоимостью около 40 млн. долларов США.

– Срок проектирования и строительства МСЗ на Западе занимает 5-8 лет.

Продукты переработки неразделенного потока отходов в лучшем случае бесполезны, а чаще всего заметно опаснее исходящего материала.

Заслуживает внимание отечественная технология переработки ТБО на основе процесса пиролиза с получением пиролизного газа, затем его сжигание в энергетическом котле с получением пара и электроэнергии.

Установки небольшой мощности для сжигания ТБО (МСУ)

– В США эксплуатируется более 150 МСУ (16% мусора).

– В 1995г в Германии г. Дормаген введена в эксплуатацию установка фирмы «Бауер АГ» производительностью 45 тыс.т. в год, стоимостью 200 млн. марок.

– Установка барабанного типа, с камерой дожигания при Т = 1200 0С и образованием пара в котле 200 тыс.т.

– При этом образуется 4 тыс. тонн отходов газоочистки, которые захороняются на специальном полигоне.

– Из информации МЦ «Эколайн» для МСУ (производительностью 100-300 тонн в сутки капитальные затраты колеблются в США от 80 до 100 тыс. долларов на единицу мощности/тонна сжигания отходов в день).

– Эксплуатационные затраты составляют около 20 долларов за тонну.

– Срок проектирования и строительства до 5 лет.

Сортировочные линии ТБО

На Украине имеется опыт самостоятельного проектирования и строительства опытно-экспериментальной мусоросортировочной линии в г. Харькове мощностью 40 тыс. т./год.

По имеющимся данным ее стоимость составляет порядка 4-5,5млн.грн.

Аналогичные линии фирмы «SAKRIA» (Франция) стоят 5,0 млн. франков или 3,75 млн. грн с транспортными расходами и шеф-монтажем.

Линии голландской фирмы «Болеграф Рисайклин Машинерт» производительностью 100 тыс. тонн/год стоит 1,2-1,5 млн. долларов.

Российский комплекс «Станко-180» стоит порядка 2,8 млн.грн.

Из всего вышеизложенного, по нашему мнению, можно сделать выводы:

1. Приоритетами в обращении с отходами должны стать:

– Предотвращение образования (сокращение).

– Повторное использование.

– Сортировка (первичная и централизованная).

– Рециркуляция (переработка).

– Вываривание (вместо сжигания) органической части отходов.

– Получение топлива и его использование на ТЭЦ.

– Контролируемое захоронение.

2. Местные органы, за счет налоговых льгот и регулирование тарифов, должны привлечь в сферу обращения с отходами частный капитал, не ослабляя экологического контроля.

3. Необходимо учиться на чужих ошибках. Сделать выводы из обвального роста производства одноразовой упаковки на Западе, проблем возникающих в ходе эксплуатации мусоросжигательных заводов и установок. Ни в коем случае не покупать лоббируемые у нас устаревшие технологии мусоросжигания.

4. Необходимо создавать органы и программы управления отходами как общеукраинские так и на местном уровне.

5. Провести полную паспортизацию мест образования и захоронения отходов.

6. В силу экономических причин продолжить создание экологически безопасных полигонов ТБО с организацией раздельного сбора мусора и его централизованной сортировкой, закрывая свалки.

7. По нашему мнению перспективными являются станции прессования ТБО до плотности 1-1,2 т/м3, создание мусороперегрузочных и сортировочных станций, внедрение передовых технологий сбора и транспортировки мусора.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.