Мар 28 2001

ОПЫТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, КОНСТРУКторскиХ

Опубликовано в 15:03 в категории Утилизация отходов

ОПЫТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, КОНСТРУКторскиХ

И ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМы ОБРАЗОВАНИЯ НЕКОНДИЦИЙ И ОТХОДОВ

ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

В МАРИУПОЛЬСКОМ МОРСКОМ ПОРТУ

А.В. Сидоров1, Ю.В. Балан1, И.В. Величко1, О.В. Губенко1,

Е.П. Белобров2, Т.Г. Привалова2, О.В. Ершова2, Л.Н. Сазонова2

1Мариупольский морской торговый порт, Украина )

2Украинский научно-исследовательский институт морской медицины,

филиал в г. Ильичёвске

Анализ логистической системы Мариупольского порта по прогнозу «доходы/расходы» и удельного веса основных видов грузопотока показал, что при имеющихся производственных мощностях оптимальным по перегрузке грузов является объём порядка 10,5 млн. т. При этом рекомендуемое системой соотношение перерабатываемых грузов должно быть таковым: металл – 37 %, уголь – 25 %, навалочные грузы (кроме угля - сера, минеральные удобрения, магнезит, руды и др.) – 20 %, прочие грузы – 18 %. Среди навалочных же грузов ведущее место принадлежит газовой сере, грузооборот которой в 2000 году достиг более 2 млн. т (М.М. Дергаусов, 1999).

Увеличение объёмов перегрузки опасных грузов в порту связано, прежде всего, с интенсификацией грузовых работ, что неминуемо приводит к нетехнологическим потерям опасных грузов (сбрасывание груза из грейферов просыпание его через челюсти грейферов, и др.), накапливанию их на причалах и, как следствие, образованию некондиций грузов и их отходов. Этот в свою очередь приводит к экономическим потерям порта, значительно ухудшает условия труда докеров, создаёт напряжённую эколого-гигиеническую обстановку и потому ставит вопросы образования, накопления, сбора, хранения и утилизации отходов опасных грузов в разряд проблемных на водном транспорте (Е.П. Белобров с соавт., 1997, Д.И. Мавров с соавт., 1998).

Одним из наглядных примеров решения этих вопросов на современном уровне явилась разработка комплексной программы порта по изуче-

нию причин образования отходов опасных грузов, поиска соответствующих технологических, конструкторских и эколого-гигиенических решений.

В порту Мариуполь при перегрузке опасных навалочных грузов используют как традиционные, так и современные технологии по прямому варианту «ж/д полувагон - трюм судна»; например, для перегрузки серы применяют грейфера, а для перегрузки других химических грузов (сода, удобрения, концентраты ) в биг-бэгах применяли обычный портальный кран.

Перегрузка серы обычно сопровождается накоплением большого количества россыпи груза, количество которой достигало в смену от 380 до 630 кг. Это требует больших затрат на её сбор, транспортировку и складирование. При этом кондиционные остатки серы в период сбора активно загрязнялись пылью, элементами причального мусора, фрагментами других грузов, что переводило их в разряд отходов с созданием больших проблем по их вывозу за территорию порта и утилизации.

Результаты поэтапного исследования показали, что к основным причинам формирования отходов опасных грузов при их перегрузке навалом, а также в таре и упаковке можно отнести следующее:

– физические свойства и транспортные характеристики (агрегатное состояние, склонность к пылеобразованию в соотношении пылеобразной части груза и твёрдых конгломератов и т.д.). К примеру, пыль серы постоянно сопровождает процесс перегрузки и накапливается как отходы в больших количествах;

– технологическое несоответствие грузовых характеристик груза и транспортного средства (в основном ж/д полувагоны);

– неудовлетворительное техническое состояние ж/д полувагонов, которые имеют конструкционные особенности, препятствующие работе грейфера при разгрузке навалочных грузов и работе крана при извлечении биг-бэгов, что в итоге приводит к россыпи груза;

– неудовлетворительное техническое состояние челюстей грейферов, когда по причине неплотного смыкания образуются просыпи груза на причалах и палубах судна;

– неквалифицированная или небрежная работа докера-крановщика во время захвата и наполнения грейфера, его поднятия и переноса груза из полувагона в трюм судна, что сопровождается сбросом груза и россыпью на причалах и палубах судна;

– нарушение требований РТК, запрещающих проведение перегрузочных работ в ветреную погоду, когда из-за сильного ветра происходит сбрасывание груза и его интенсивное выветривание на причал;

– проведение «зачистных работ» в ж/д полувагонах с выбросом остатков опасных грузов на причал;

– неправильный выбор на причале места перегрузки опасных грузов в непосредственной близости с другими грузами, когда происходит взаимное загрязнение грузов с потерей товарных качеств и образование отходов;

– неудовлетворительное техническое состояние покрытия причала как места накопления остатков груза, приводящее его к загрязнению;

– отсутствие организованных мест сбора, складирования, перетарировки и хранения остатков опасных грузов.

Ликвидация проблемы некондиционных грузов и отходов серы в порту осуществлялась путём решения организационных, технологических, технических и конструкторских задач по следующим направлениям:

1. частичная замена поставки комовой серы партиями груза гранулированной серы, отличающейся физическими свойствами, которые предупреждают или полностью устраняют образование отходов груза;

2. проектирование, разработка и создание силами специалистов порта установки для пылеподавления с использованием водной защиты;

3. замена обычных ж/д полувагонов для перевозки серы на «глуходонные ж/д полувагоны», которые не имеют нижних разгрузочных люков;

4. ремонт или замена технически не восстанавливаемых грейферов на новые, причём отечественного производства;

5. тотальный ремонт всей площади причалов, что позволило обеспечить сбор остатков груза серы в кондиционном состоянии (без перевода их в отходы) как в период перегрузки, так и при проведении зачистки вагонов и последующую отправку на Константиновский завод по утилизации серы;

6. разработка «Установки по перетарировке некондиционных биг-бэгов с опасными грузами внутри ж/д полувагона, исключая их извлечение», которая позволяет практически свести к минимуму россыпь груза и предупредить перевод груза в отходы, значительно ослабить процесс пылеобразования, сократить время перетарировки в 3-5 раз и сократить число докеров, контактирующих с опасным грузов, в 2 раза.

Таким образом, современное решение проблем, связанных с образованием, накоплением и утилизацией отходов опасных грузов в морских и речных портах, должно предусматривать комплексные технологические, инженерные и конструкторские подходы, что в свою очередь предупредит образование отходов, значительно улучшит условия труда докеров и будет способствовать оздоровлению эколого-гигиенической ситуации в портах и прилегающей к порту селитибной зоны.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.