Апр 01 2001

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Опубликовано в 20:25 в категории Утилизация отходов

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ

О.В. Лисовский, Н.П. Лошкарева, Л.В. Фурдуй

Госинспекция охраны Черного моря Министерства экологии

и природных ресурсов Украины, г. Одесса

Основными источниками образования отходов на Украине является деятельность предприятий горнодобывающего, химико-металлурги-ческого, машиностроительного, топливно-энергетического, строительного, целлюлозно-бумажного и агропромышленных комплексов. Вследствие неполной утилизации отходов, как в промышленном, так и в бытовом секторах экономики, согласно данным Госкомстата, в Украине из года в год происходит их накопление и на 01.01.2000 года они составляли 897млн. 782,6 тыс. тонн. [1].

Анализ показывает, что состояние хранения и утилизации отходов в Украине остаются критическими, что обусловлено отсутствием надежной инфраструктуры и финансирования. В результате многолетней производственной деятельности огромное количество отходов различных классов опасности накапливается на территориях предприятий (в местах организованного складирования, в золоотвалах, терриконах, шламонакопителях) при этом занимая большие площади, превышающие 160 тыс. га, под токсичными отходами более 28 тыс. га. Масса накопленных отходов в хранилищах организованного складирования составляет более 25 млрд. тонн, что в расчете на 1 км2 площади близко к 40тысячам тонн (из них токсичных 7 тыс. тонн). На одного жителя Украины в настоящее время приходится свыше 400 тонн отходов (из них 87тонн- токсичные отходы) [2]. До сих пор в Украине очень острая проблема хранения и утилизации бытовых отходов. Ежегодно в городах и селах городского типа накапливается до 40 млн. м3 мусора. Большинство мест хранения отходов не соответствует санитарно-экологическим требованиям их хранения, вследствие чего возрастает угроза состоянию окружающей среды и здоровью человека. По данным органов Минздрава Украины и Государственной

санитарно-эпидемической службы Автономная Республика Крым, Николаевская, Одесская области (данные территории входят в зону деятельности Госинспекции) относятся к областям с наибольшим количеством промышленных отходов 1-2класса опасности, а Одесская область входит в перечень областей с наибольшими площадями, занятыми под свалки.

Статьей 23 Закона Украины «Об отходах» определены функции Министерства экологии и природных ресурсов, а также ее органов на местах в сфере обращения с отходами производства. Одной из таких функций является осуществление государственного контроля за соблюдением требований экологической безопасности в сфере обращения с отходами.

Согласно положения об Госинспекции охраны Черного моря, одной из задач службы является осуществление государственного контроля за соблюдением: установленных лимитов использования природных ресурсов, нормативов выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду; экологических требований в процессе сбережения, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения, а также складирования химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных и радиоактивных отходов производства, бытовых и других видов отходов, продуктов биотехнологии в сфере своей деятельности в тесном сотрудничестве с местными органами.

Основными документами, которыми руководствуются госинспекторы нашей службы, при осуществлении государственного контроля за соблюдением предприятиями требований природоохранного законодательства за хранением, удалением, утилизацией и захоронением отходов являются:

1. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991 г.;

2. Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 09.02.95 г.;

3. Классификатор отходов ДК ОО5-96, с помощью которого осуществляется контроль на предприятиях, находящихся на контролируемой территории;

4. Закон Украины «Об отходах» 3117 98-ВР от 05.03.1998 г.;

В соответствии со ст. 17 данного закона производится контроль:

– первичного текущего количества учета, образования отходов производства;

– за обеспечением полного сбора, надлежащего хранения отходов, имеющих ресурсную ценность и подлежащих утилизации;

– за наличием договоров на утилизацию отходов с предприятиями, имеющими лицензию на право деятельности с отходами;

– за эколого-санитарным состоянием мест временного складирования в портах отходов до утилизации;

5. Методические рекомендации по проведению паспортизации отходов», разработанные в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Украины от 01.01.10.99 г № 1823 п. 5.2.17 и от 01.11.99 №2034;

Важным шагом в создании законодательной базы об отходах в Украине и гармонизации его с международным (европейским) законодательством в этой сфере стало принятие Верховной Радой Украины от 1июля 1999 г. Закона Украины «О присоединении Украины к Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением. Сторонами Базельской конвенции на момент принятия Закона в Украине было 117 государств. Конвенция узаконила новые формы, правила и процедуры, регулирующие перевозку, переработку и удаления опасных отходов на международном и национальных уровнях.

В Украине было принято Постановление 1120 от 13 июля 2000 г. Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией / удалением и желтого и зеленого перечня отходов. "Издан Приказ Министерства экологии и природных ресурсов № 165 от 16 октября 2000 года «Об утверждении Перечня опасных свойств и инструкции к контролю за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией /удалением".

Отделом экспертизы Госинспекции охраны Черного моря совместно со специалистами природоохранных служб портов в 2000 году продолжена работа по контролю в сфере обращения с отходами морских торговых портов Украины. В течение года была осуществлена проверка:

– на 20 предприятиях, расположенных на территории Одесского морского торгового порта; на 4 предприятиях, находящихся на территории порта, однако не относящихся к нему, но контролируемых Госинспекцией. Это портовый элеватор «Хлеб- Украина», портовый холодильник, СРЗ-2 и СРЗ "Украина";

– на территории 3-х терминалов Ильичевского морского торгового порта и других его подразделениях;

– в Ильичевском морском рыбном порту;

– на территории 3-х терминалов Ялтинского морского торгового порта (промышленного участка «Дарсан», грузопассажирского комплекса и пассажирского порта);

– в морском торговом порту «Южный»;

– в Белгород-Днестровском морском торговом порту.

Проверка показала, что преобладающими отходами предприятий являются отходы 1-4 классов опасности: люминисцентные лампы, отработанные аккумуляторные батареи, горюче-смазочные материалы (ГСМ), автопокрышки, металлолом (черный, цветной, металлическая стружка, обломки арматуры), древесные, строительные и бытовые отходы, а также судовые отходы: хозяйственно- бытовые и нефтесодержащие воды, пищевые.

В ходе проверки было установлено, что в Одесском порту предприятиями совместно с группой охраны окружающей среды порта в целом ведется полный учет образующих отходов. Своевременно осуществляется их сбор, условия хранения соответствуют установленным требованиям. По мере накопления отходов проводится их отправка на утилизацию на предприятия, с которыми заключены договора. Исключением стал Центр морских исследований. Здесь были выявлены: незаконный сбор и неправильное хранение отходов 1-ого класса опасности - люминисцентных ламп, на что госинспектором был составлен акт и дано предписание на запрещение ввоза в прибрежную зону, т.е. на территорию нефтерайона, где располагается Центр морских исследований, такого вида отходов без наличия лицензии на сбор, хранение и переработку.

В Ильичевском морском торговом порту не на должном уровне ведется работа по первичному учету отработанных аккумуляторных батарей, горюче- смазочных материалов; не заключены договора на утилизацию данных отходов с организациями, имеющими лицензию на все виды этой деятельности. Необходимо ведение полного учета отходов на каждом из 3-х терминалов, завершения строительства площадки для сбора металлолома в целях ликвидации загрязнения грунтов и почвы прибрежной зоны в районе причала № 25.

В Ильичевском рыбном торговом порту на момент проверки не было ответственного должностного лица, занимающегося вопросами отходов производства, но после предписания Госинспекцией данное положение было исправлено. На территории порта при проверке было обнаружено несанкционированное складирование ржавого металлолома (разобранного цементного завода) без соблюдения норм и правил по его накоплению, что приводит к загрязнению почвы и морской акватории.

В Ялтинском морском торговом порту нарушается Закон Украины "Об отходах". Не ведется полный учет отходов, образующихся в порту. Сбор и хранение таких отходов как люминисцентные лампы (1 класс опасности), отработанные аккумуляторные батареи, льяльные воды (2класс опасности), промасленная ветошь (3 класс опасности) соответствуют нормам и правилам природоохранного законодательства, однако утилизация осуществляется с нарушением ст.17 Закона Украины "Об отходах". Горюче- смазочные масла и отработанные автопокрышки (3класс опасности) хранятся в разрешенном месте, однако они находятся на открытых площадках под прямыми солнечными лучами, что является нарушением правил хранения данных отходов производства. Отсутствует контроль за их утилизацией. Имеет место неорганизованного накопления металлолома в грузопассажирском комплексе. Договора на утилизацию также отсутствуют, имеются лишь одноразовые справки. В обращении с такими отходами, как бытовой и строительный мусор, существует порядок- вывозится по талонам строгого учета на место свалки.

Требования в обращении с отходами производства соблюдаются в морских торговых портах "Южный" и "Белгород – Днестровский".

В морском торговом порту "Южный" соблюдаются требования в сфере обращения с отходами. На территории порта функционирует мусоросжигательная печь, соответствующая нормам и правилам работы мусоросжигательных печей. Она служит для сжигания отходов 4 класса опасности- твердых и бытовых отходов, снимаемых централизовано с судов и по специальной заявке.

На момент проверки территория Белгород - Днестровского морского торгового порта находилась в хорошем санитарно- экологическом состоянии. Причалы производственно-перегрузочного комплекса после загрузки судов убираются, а бытовые отходы собираются в специальные контейнера и вывозятся на полигон, согласно договора с ВК "Экология", по талонам строгого режима, обезвреживания бытовых и промышленных отходов. Склад накопления металлолома (причалы №2, №8) находятся в хорошем состоянии. Построены новые блоки для ограждения площадки накопления металлолома специальной конфигурации. На территории автохозяйства имеется специальная емкость для слива отработанных масел. Отработанные от двигателей и агрегатов нефтепродукты по мере накопления сдаются в плаво - сборщик для дальнейшей утилизации. Льяльные воды с судов также собираются плаво- сборщиком и сепарируются до остаточного нефтесодержания в воде (5 мг/л). После этого через канализационную систему вода подается на местные очистные сооружения на доочистку в МП "Сантрос", а нефтеизлишки сдаются как повторный нефтепродукт в ВК "Экология".

Результаты проверок были направлены руководству соответствующих портов для принятия мер там, где необходимо.

С 1995 года подразделениями Госинспекции охраны Черного моря осуществляется экологический контроль грузов и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Как правило, основными нарушениями при транспортировке грузов является нарушение норм экологической безопасности перевозки отходов, металлолома, опасных химических и озоноразрушающих веществ; перевозка грузов с превышением допустимого уровня радиационного излучения. В 2000 году экологический контроль грузов и автотранспортных средств Госинспекцией осуществлялся 24 постами экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины в 20 морских торговых, 2 рыбных портах и на 2 паромных переправах, подконтрольных Госинспекции охраны Черного моря. В прошлом году границу пересекло, и было подвергнуто экологическому контролю 75 млн. тонн грузов и 22 тыс. транспортных средств. В целом сумма сборов за экологический контроль, установленных Кабинетом Министров Украины, составила 9.6 млн. гривен. При этом к административной ответственности было привлечено более тысячи нарушителей, на них был наложен штраф на сумму 568 тыс. гривен. В результате работы экологического контроля на госгранице в 2000 году в государственный бюджет Украины было перечисленно более 10 млн. гривен. Только через Ильичевский морской торговый порт прошло свыше 10 млн. тонн груза при этом радиационному контролю подверглось 3 800 объектов: из них были задержаны 4 объекта, относящиеся к радиактивным источникам и радиактивным твердым отходам, несанкционированно пересекшим границу Украины. Основной задачей радиационного контроля является соблюдение требований, норм и правил при санкционированном провозе радиационных веществ и ядерных материалов.

Так, в феврале при проверке контейнера с ломом цветных металлов на его стенке были выявлены локальные точки гамма- излучения. Выявленный в контейнере источник с мощностью экспозиционной дозы свыше 1100 мкР/ час был определен как радиоактивные отходы и захоронен на объекте «Радон» за счет грузоотправителя (фирма "Опспарк"). В июне инспекторами Госинспекции на складе экспортных грузов Ильичевского порта был обнаружен контейнер, где были баллоны с газом «Криптон» и "Ксенон". Приборы зафиксировали превышение мощности экспозиционной дозы по левому борту контейнера и днищу. Сопроводительные документы, подтверждающие безопасность груза, отсутствовали. В ходе расследования оказалось, что данный груз при закачивании в баллоны под давлением становится объектом повышенного гамма- излучения. По истечении 4 дней гамма- фон стабилизировался до природных значений. В сентябре бурильные конструкции, следующие транзитом из Туркменистана в США, показали превышение уровня гамма- излучения более 3000мкР/ час. Было обнаружено два источника ионизирующего излучения. Экспедирующая фирма "Инфлот" никаких документов по этому поводу не представила. Это является несанкционированным ввозом. В ноябре, при разгрузке теплохода ("Sеа Ріопеек") выявлены одиннадцать контейнеров с превышением гамма- фона на поверхности стенок. Были принято решение о комиссионном, выборочном вскрытии контейнеров и отборе проб для проведения экспертизы. Решение о дальнейшей транспортировке по Украине было принято на основании ее результатов.

Литература

1, 2.Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды Украины в 1999 году. Киев: Издательство Раевского,2000 г.- С.53-56.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.