Окт 17 2000

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗАЛОГОВО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Опубликовано в 11:16 в категории Утилизация

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗАЛОГОВО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Б.А. Горлицкий

ГНПО “Экологические технологии и нормативы”, г. Киев

Суть залогово-ипотечной системы финансирования вторичного ресурсопользования заключается в следующем:

1. В цену товара включается стоимость работ по сбору и утилизации отходов его потребления.

2. Эта часть стоимости при реализации товаров отчуждается и направляется организациям, выполняющим сбор, утилизацию и/или удаление этих отходов (обезвреживание, захоронение и т.п.).

Такая система успешно применяется на Западе. Первая попытка внедрения ее в Украине потерпела крах: постановление КМУ № 408, вводящее элементы этой системы в сфере сбора и переработки тары было приостановлено через несколько дней после его принятия. Причиной приостановки было то, что проблема сбора и утилизации тары была искусственно выхвачена из общей проблемы вторичного ресурсопользования отходов сферы потребления и услуг, которая, в свою очередь, является всего лишь частью еще более широкой проблемы – проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

Второй причиной было то, что в основу разработки была положена идея механического перенесения к нам системы, достаточно успешно реализованной в Германии. Уместно вспомнить и перефразировать известную поговорку - “Что русскому здорово, то немцу – смерть”. Повидимому, справедливо и обратное. Германия шла к реализации своей системы десятилетия, не говоря уже о том, что бережливость и уважительность к заведенному порядку вообще отличает немцев от всех народов мира (эта черта воспитывалась столетиями). Отметим также, что эффективность этой системы подвергается сомнениям в других “бережливых” странах, где реализуются альтернативные варианты. При этом, конечно, общая направленность на залогово-ипотечные механизмы финансирова

ния вторичного ресурсопользования верна, однако продвижение в этом направлении, в частности в Украине, требует продуманного и поэтапного ее внедрения. Попытка сократить количество этих этапов и нарушить последовательность их осуществления приведет только к дискредитации безусловно хорошей идеи и надолго отбросит ее реализацию.

Мы уже упоминали, что проблема сбора и утилизации тары является важной, но частной подпроблемой сбора и утилизации отходов сферы услуг и потребления (СУОП). Поощряемое Постановлением КМУ №408 развитие системы сбора тары принципиально не решает проблему использования ресурсного потенциала даже самой тары.

Приведем конкретный пример. Украина имеет ныне мощности по переработке макулатуры около 600 тыс. тонн в год. Сейчас при все более возрастающем спросе на их продукцию, особенно картон, эти мощности большей частью простаивают из-за нехватки сырья. Сбор макулатуры через существующую систему сбора макулатуры дает 120 тыс. тонн в год, и чтобы обеспечить загрузку мощностей ее приходится закупать за рубежом. В лучшие годы, когда люди, заинтересованные в редких книгах стояли в очереди, желая сдать макулатуру, ее сбор составлял 200-300 тыс. т. в год. А количество макулатуры, которое можно извлечь из твердых бытовых отходов городов при современных технологиях сортировки составляет 600 – 2000 тыс. т. в год, т.е. способно удовлетворить потребности государства полностью. Уже из этого примера видно, что основные источники макулатуры, тары и других ценных видов вторичных ресурсов остаются вне системы пунктов сбора и закупки вторсырья у населения и мелких организаций - “мусоропро-изводителей”. Это не исключает определенной роли и экономической целесообразности развития сети сбора отдельных видов вторсырья системой типа “Стимул”, особенно в небольших городах и поселках. В крупных же городах проблема должна решаться, главным образом, посредством создания и развития сети мусороперерабатывающих (сортировочных и прессовальных заводов), которые отсортировывают не только макулатуру и тару, но весь спектр ценных вторресурсов (черные и цветные металлы, текстиль, пластмассу и т.д.). Для городов с населением свыше 100 тыс. человек мусороперерабатывающие комплексы являются наиболее экономически целесообразным и эффективным источником вторсырья; особенно продуктивны эти комплексы в сочетании с разделением потоков сбора и транспортировки ТБО от населения и от сферы торговли и услуг.

С нашей точки зрения в условиях Украины наиболее целесообразно следующая этапность введения залогово-ипотечной системы (ЗИС) в сфере обращения вторичного ресурсопользования отходов сферы услуг и потребления:

1. Введение ЗИС в систему товарооборота продукции, которая по истечении срока пользования образует радиоактивные отходы. Этот этап имеет уже в основном завершенное нормативно-законодательное и организационно-технологическое обеспечение в сфере деятельности МЧС Украины: при производстве продукции, являющейся источником радиоактивного излучения (ИРИ) в цену включается и передается специализированному предприятию “Радон” стоимость обезвреживания этих ИРИ. По истечению срока пользования или надобности в них “Радон” должен принимать их от владельцев “бесплатно”.

2. Распространение ЗИС на все виды продукции, образующей после использования отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасноость и т.п.). Методическая и номативно-законодательная база для этого этапа в значительной мере уже создана Базельской международной конвенцией, Законом об отходах и вытекающими из него нормативными актами Минэкобезопасности и Минздрава.

Создание организационно-технической базы только начато – распоряжением КМУ от 13.11.99г., определены внебюджетные источники финансирования создания системы полигонов переработки токсичных отходов.

3. Распространение ЗИС на импортируемую продукцию “без зеленой запятой”. (“Зеленой запятой” в странах ЕЭС маркируется продукция, отходы потребления которой, в частности тара, разлагаются в природных условиях, не требуя специальных средств). Средства на утилизацию продукции без “зеленой запятой” уже заложены как отдельная составляющая цены импортируемого товара и возвращаются покупателю продукции при пересечении границы государства, где находится производитель или продавец-экспортер продукции. Эти средства должны изыматься таможенными органами на границе и направляться соответствующему государственному органу-координатору, а уже им распределяться целевым назначением в сферу сбора и утилизации этой тары в Украине организациям, которые несут ответственность за эту свою деятельность. Это, конечно же, не только система Укртаропереработка (как было предусмотрено в приостановленном постановлении КМУ № 408), но и не в последнюю очередь сфера обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), прежде всего – сфера создания и развития мусоросортировочных комплексов и предприятий утилизирующих вторсырье. Отметим отдельно, что опережающее введение ЗИС по отношению к импортируемым товарам явится положительным действием по повышению конкурентоспособности на внутреннем рынке (пусть временному) отечественных товаров и снижению зависимости от импорта.

4. Введение ЗИС в полном объеме, то есть постепенное распространение ее на разные категории отечественных товаропроизводителей.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.