Окт 17 2000

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Опубликовано в 01:23 в категории Утилизация

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

И БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

И.И. Каракаш

Одесская государственная юридическая академия

В отличие от существования природы, которая функционирует безотходно, следствием деятельности человека и общества является образование отходов, местом утилизации которых является природная среда. Проблема утилизации отходов давно перешагнула национальные границы и приобрела глобальный характер. Если человечество не научится обращаться с отходами, оно погубит себя в среде своих собственных отходов. Поэтому разрешению проблемы утилизации отходов посвящены не только многочисленные организационные, экономические, технические, биологические и многие другие научные разработки и природоохранные мероприятия, но и правовые меры, предусмотренные законодательными актами.

Социальная ценность правовых средств ограждения природы от загрязнения и засорения отходами заключается в обязательном характере юридических норм. Только их посредством можно добиться внедрения в сферу взаимоотношений общества с природной средой организационных, экономических, инженерно-технических, биологических, физических, химических и других научных достижений в области охраны природной среды от отходных загрязнений.

В соответствии с положениями ст. 55 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [1], предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны применять эффективные меры по снижению объемов образования и по обезвреживанию, переработке, безопасному складированию или захоронению производственных, бытовых и других отходов. Складирование, хранение или размещение отходов разрешается только при наличии специальных разрешений на определённых местными Советами территориях в пределах, установленных ими лимитов с соблюдением санитарных норм и экологических требований способами,

обеспечивающими возможности их дальнейшего хозяйственного использования и безопасность для окружающей среды и здоровья людей.

Эти общие положения природоохранного закона нашли свою детализацию и конкретизацию в Законе «Об отходах» [2], принятом 5марта1998 года. Они относятся к определению отходов, их производителям, обращению с отходами, местам их захоронения и т.д. Так, согласно ст. 1 утилизационного закона к отходам относятся любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту создания или выявления, и от которых их собственник избавляется, имеет намерение либо обязан избавиться путём утилизации или удаления. В этой связи в законе значительное место занимают вопросы правового регулирования отношения собственности на отходы.

Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель признаёт отходы в качестве объектов права собственности. Ими в равной степени могут быть отходы, полученные в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, т.е. производственные отходы, и отходы, образовавшиеся в результате ведения коммунально-бытового хозяйства, т.е. бытовые отходы. Однако в качестве особых объектов закон выделяет опасные отходы, физические, химические или биологические характеристики которых создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья людей, и которые требуют специальных методов обращения с ними.

Особо опасными отходами, требующими специальных средств и методов обращения, в частности являются радиоактивные отходы, представляющие значительную степень опасности для окружающей природной среды и здоровья людей. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами, их сбора, учёта, сохранения, переработки, транспортировки, уничтожения и захоронения предусмотрено Законом «Об обращении с радиоактивными отходами» [3] от 30 июня 1995 года.

Не менее интересно в утилизационном законе обозначены субъекты права собственности на отходы. Ими в соответствии со ст. 9 закона являются все виды физических лиц, т. е. граждане, в т. ч. иностранные и лица без гражданства, юридические лица, т. е. предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, территориальные громады и государство. При этом территориальные громады признаются собственниками отходов, которые образуются на их объектах собственности или находятся на их территории и не имеют собственника либо собственник которых неизвестен.

В последнем случае отходы, не имеющие собственников либо собственники которых неизвестны, считаются безхозяйными. Но, строго говоря, в связи с приведенной редакцией указанной нормы закона, как бы вменяющим бесхозяйные отходы в собственность территориальных громад, без субъектных, т. е. бесхозяйных отходов быть не может.

Несколько иначе законом решается вопрос о праве государственной собственности на отходы. Государство выступает собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории Украины и не имеют собственника или собственник которых не известен, а также в других случаях предусмотренных законом. При этом отходы, образовавшиеся на объектах коммунальной собственности, не относятся к государственным отходам. Таким образом, сфера правосубъектности государства на производственные и бытовые отходы чрезмерно ограничена.

Законодательное закрепление права собственности на бытовые и производственные отходы за конкретными субъектами выступает в качестве юридического титула их права на владение, пользование и распоряжения ими, закреплённого в ст. 10 рассматриваемого закона. Правомочия владения, пользования и распоряжения производственными и бытовыми отходами, принадлежащими физическим и юридическим лицам негосударственной формы собственности, осуществляются ими самостоятельно в пределах, определённых законодательством.

Определение режима использования бесхозяйных отходов возлагается на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Они обеспечивают ведение учёта бесхозяйных отходов и несут ответственность за соблюдение условий обращения с ними и предотвращения их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье людей.

В соответствии с законом от имени государства управление отходами, принадлежащими на праве государственной собственности, осуществляется Кабинетом Министров Украины. В пределах своей компетенции центрального органа государственной исполнительной власти он определяет порядок выявления, учёта и утилизации бесхозяйных отходов. Законодательно закрепляя полномочия Кабинета Министров, местных государственных администраций и органов местного самоуправления по обращению с промышленными и бытовыми отходами, всё же специально уполномоченными органами в этой сфере являются Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, а ныне – Министерство экологии и природных ресурсов [4] и Государственная санитарно – эпидемиологическая служба и их органы на местах.

Однако полномочия последних в основном сводятся к осуществлению координационных, контрольных, разрешительных, информационных и многих других функций, ни как не относящихся к реализации правомочий собственности. Из этого следует, что конкретный орган, уполномоченный от имени государства осуществлять права собственника на промышленные и бытовые отходы, принадлежащие государству, законом не определён.

В соответствии со ст. 10 Закона «Об отходах» в случае приватизации государственных предприятий, на которых накоплен определённый объём отходов, право собственности на них и ответственность за причинённый ими вред здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде переходит к новому собственнику, если иное не предусмотрено законом или условиями приватизации этих предприятий. В этой связи важным является положение закона о том, что условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность прежнего собственника и собственника приватизированного предприятия.

Но если субъекты юридической ответственности в лице предприятий, учреждений, организаций и граждан, в т.ч. иностранные, как собственники отходов, причинившие вред в результате нарушения требований законодательства об отходах в ст. 43 закона обозначены, то государство в их числе не значится. Из этого не следует, что государство как субъект права собственности на отходы освобождено от ответственности за вред, причинённый здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц или окружающей природной среде нарушением требований закона об обращении с отходами. Такая ответственность государства в лице его органов может наступить на основании норм действующего гражданского законодательства, в т. ч. как собственника источников повышенной опасности, каковыми являются радиоактивные и другие опасные отходы.

Литература

1. Ведомости Верховного Совета Украины, 1991, № 41, ст. 546

2. Об отходах. Закон Украины № 187/98 от 5 марта 1998 года

3. Ведомости Верховного Совета Украины, 1995, № 27, ст. 199

4. Указ Президента Украины № 1573/99 от 15 декабря 1999 года

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.