мая 13 2004

РАЗРАБОТКА АВТОНОМНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Опубликовано в 07:18 в категории Туризм и курорты

РАЗРАБОТКА АВТОНОМНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Ю.А. Очеретяный*, А.С. Титлов

  • *“Юг-Сервис-Центр”, Одесса

  • Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса

     Холодильные приборы стали неотъемлимым атрибутом жизни  современного человека. Сфера туризма и отдыха также не остается без систем холодильной техники. В развитых странах системы холодильной техники охватывают не только стационаргые места отдыха, но и применяются в туристичеких поездках и путешествиях, где они используются для кратковременного хранения пищевых продуктов и полуфабрикатов. Переносные или транспортные холодильники устанавливаются в домиках – прицепах и работают либо от дизель-генераторов (компрессионные системы), либо отгорелочных устройств(абсорбционные системы).  В Украине и других странах бывшего СССР этому вопросу не уделяется практически никакого внимания. Тем не менее развивающаяся сфера туризма и отдыха, в частности, на морских яхтах и катерах требует создания соответствующих условий комфорта.

    Следует отметить, что современные проблемы перехода холодильной техники на экологически безопасные холодильные агенты заставляет разработчиков обращать пристальное внимание на абсорбционно-диффузионные холодильные машины (АДХМ), которые могут быть одним из альтернативных вариантов перехода на озонобезопасные хладагенты.

    Их рабочее тело - водоаммиачный раствор (ВАР) с добавкой инертного газа (водород, гелий) экологически абсолютно безопасен. Оно не оказывает разрушающего воздействия на озоновый слой Земли и не содействует образованию «парникового» эффекта.

    Абсорбционные модели в 1.3…1.5 раза дешевле, имеют более длительный ресурс и надежнее, чем компрессионные, за счет отсутствия в их конструкциях компрессора. При этом абсорбционные холодильники абсолютно бесшумны и могут использовать при эксплуатации как электрические, в том числе низкого качества (диапазон напряжения в сети переменного тока от 170 до 250 В), так и неэлектрические (природный газ, биогаз, дизельное топливо и т.д.) источники энергии. 

    Следует отметить, что в Украине находится специализированное предприятие по изготовлению бытовой абсорбционной холодильной техники - Васильковский завод холодильников, который, обладая производственными мощностями, а также высококвалифицированными специалистами, может занять, при соответствующем изменении технической политики, ведущее место среди производителей бытовой холодильной техники не только в Украине, но и в мире.

    При создании надежных транспортных холодильных приборов необходимо решать вопросы надежности, связанные с динамическим возхдействием ударной нагрузки на режимы течения жидкой фазы рабочего тела.

    В октябре - ноябре 2003 года  на стендовом оборудовании НИИ «Шторм» (г. Одесса) были проведены испытания переносного абсорбционного холодильника «Киев» АЛ-35 производства Васильковского завода холодильников.

     Целью испытаний являлось изучение  особенностей работы абсорбционного холодильника «Киев» АЛ-35 в транспортных условиях, в частности, при ударах и тряске.

    Актуальность испытаний связана с отсутствием достоверной систематической информации о работе абсорбционных холодильников в транспортных условиях, в первую очередь, при тряске и ударах.

    Ряд ведущих производителей абсорбционной холодильной техники, в частности, фирмы «Elektrolux», «Bosh», «Gronland», а также Васильковский завод холодильников, выпускают переносные модели абсорбционных холодильников, имеющими возможность работать с различными источниками энергии. Как правило в зарубежных моделях в состав  холодильника входят два электронагревателя (на 12 В постоянного тока и 220 В переменного)  и горелочное устройство, предназначенное для работы от сжиженного газа, керосина, бензина либо дизельного топлива [2].

    Актуальность исследования абсорбционных холодильников в транспортных условиях связана не только с перспективами их использования в составе непрерывной холодильной цепи, но и с возможностью применения на малых морских и речных судах (спортивных и круизных яхтах), где они могут работать с горелочными устройствами. Компрессионные модели холодильников в таких условиях не применяются из-за необходимости установки дополнительных аккумуляторных батарей, которые значительно увеличивают весь судна.

    Технические характеристики объекта испытаний - переносного абсорбционного холодильника «Киев» АЛ-35 производства Васильковского завода холодильников (рис.1):

    Рисунок 1- Общий вид переносного абсорбционного холодильника «Киев» АЛ-35

    - габаритные размеры (глубина´ширина´высота) - 450´550´350 мм;

    - вес – 15 кг, полезный объем – 35 литров;

    - подводимая тепловая нагрузка (номинальная) – 70 Вт;

    - источники тепловой нагрузки – два электронагревателя с питанием от сети постоянного тока (12 В) и переменного тока (220 В).

    Объект исследования устанавливался и закреплялся  на платформе  ударного стенда. В характерных точках холодильного аппарата, а также на оребренной панели  испарителя и в центре охлаждаемой камеры устанавливались термопары.

    При испытаниях использовался  стенд ударный СУ – 1 с параметрами: длительность ударного импульса 2 – 15 мс; число ударов 10 –100 ударов в минуту; величина ударного ускорения 1 – 150 g.

    В испытаниях изучалось два режима работы объекта в транспортных условиях: начало работы в условиях ударной нагрузки; выход на рабочий режим  в стационарных условиях с последующей ударной нагрузкой.

    С учетом требований нормативных документов [3] величина ударного ускорения поддерживалась на уровне 1 g.

    Испытания показали, что при ударной нагрузке от 10 до 30 ударов в минуту абсорбционный холодильник «Киев» остается работоспособным.

    Отличие режимов работы абсорбционного холодильника в транспортных условиях, по сравнению со стационарными, связано с наличием пульсаций температур в точках измерения. По мнению авторов это связано с перемещением жидкой фазы рабочего тела (водоаммиачного раствора или аммиака) при ударной нагрузке.

    Разработан также ряд модификаций транспортных абсорбционных холодильников: минимоделей с объемом 35-50 дм3 (Рис.2) и низкотемпературных камер с объемом 180-280 дм3 (Рис.3).

    Рисунок 2 – Транспортный минихолодильник с объемом 35-50 дм3

    Рисунок 3 – Транспортные модели низкотемпературных камер с объемом 180-280 дм3

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Азаров А.И., Анисимов А.В. Исследование абсорбционно-диффузионного холодильника в транспортных условиях //Холодильная техника и технология. -Киев, 1975. -№ 20. -С. 49-53.

    2. Open the door. Рекламные материалы фирмы «Electrolux» на международной выставке «Домотехника», Германия, Кельн, 1999.

    3. ДСТУ 2295-93 (ГОСТ 16317-95 ISO 5155-83, ISO 7371-85, IEC 335-2-24-84). Прилади холодильні  електричні побутові. Загальні технічні умови. –Взамен ГОСТ 16317-87; Введ. 20.07.95. –К: Держстандарт України, 1996. –35 с.

    4. ДСТУ 3023-95 (ГОСТ 30204-95, ISO 5155-83, ISO 7371-85, ISO 8187-91).Прилади холодильнi побутовi. Експлуатаційні характеристики та методи випробувань. –Введено вперше 20.07.95. –К.: Держстандарт України, 1996. –22 с.

  • Нет пока ответов

    Комментарии закрыты.