мая 03 2004

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТУРИСТСКО-

Опубликовано в 00:07 в категории Туризм и курорты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТУРИСТСКО-

РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Герасименко В.Г.

Кузнецова Н.Н.

Одесский государственный

экономический университет

г. Одесса

Одесский регион, является крупным культурным, курортно-оздоровительным центром Украины и обладает значительными рекреационными и бальнеологическими ресурсами. На его долю приходится 271 км береговой линии  Черного моря от дельты Дуная до низовьев Днепра, в том числе 175 км песчаных пляжей, 92 природно-заповедные зоны, 20 озер и лиманов, уникальные лечебные грязи и минеральные воды. О масштабах курортно-рекреационного комплекса Одесского региона могут свидетельствовать такие данные: в регионе насчитывается свыше 700 курортно-оздоровительных учреждений. Это 26 санаториев, 28 пансионатов и домов отдыха, 40 детских здравниц, 550 баз отдыха, 106 гостиничных предприятий. В летний оздоровительный сезон на этой материально-технической базе можно одновременно разместить 100 тысяч туристов и отдыхающих.

Ценные рекреационные ресурсы Одесского региона связаны, прежде всего, с прибрежной полосой Черного моря. Это целебная морская вода, естественные пляжи, наличие мелководной зоны, благоприятные для лечения и отдыха климатические условия, в том числе сочетание морского и степного климата.

В начале 60-х годов произошло значительное увеличение рекреационного потенциала Одесского побережья. Это было достигнуто за счет проведения противооползневых и берегоукрепительных

мероприятий. В результате произведенных работ в береговой зоне Одесского залива образовался комплекс искусственных, хорошо оборудованных пляжей общей протяженностью около 20 км. и обширный парк на склонах морского побережья, которые в целом сформировали зону отдыха для местного населения и туристов.

Прибрежная рекреационная зона г. Одессы, включающая пляжи и примыкающие к ним парки, является городской коммунальной собственностью. Общее направление развития экономики способствовало коммерциализации использования этой собственности. Успешно работает механизм сдачи ее отдельных участков в аренду. При этом развиваются новые для пляжной зоны предприятия сферы услуг: дискотеки, кафе, спортивные площадки, аттракционы и т.д.

Таким образом, очевидно, что в прибрежной зоне города формируется рынок рекреационных услуг, возникает  конкуренция между предприятиями, участками побережья, пляжами.

В этой ситуации предпринимаются попытки специализации и позиционирования отдельных пляжей. Как правило, они строятся на предложении пляжных услуг определенной, фактически уже сложившейся группе потребителей. На языке маркетинга такой прием называется позиционированием по потреблению или по специфическим потребностям, т.е. какой-либо продукт предлагается как наилучший для определенной группы потребителей.

Например, пляж «Ланжерон» с давних пор считается пляжем одинаково доступным самым различным слоям населения. Основными посетителями пляжа являются жители прилегающих районов города.

Пляж «Аркадия» имеет свою клиентуру. Само название пляжа означает «врата божьи», счастливый идиллический край. До революции в районе «Аркадия» проживала знать города. Пляж славился своими хорошо обустроенными купальнями, дорогими ресторанами. В советское время район Аркадии был застроен домами и дачами для партийных работников и ответственных государственных чиновников.

В 90-е годы в связи с внедрением рыночных механизмов и предпринимательских структур в сферу рекреационных услуг сформировались новые, так называемые «закрытые пляжи». Такое  название среди населения они получили за высокую стоимость предоставляемых ими услуг. Типичным примером может служить в данном случае пляж «Ривьера». В летнее  время пляж «Ривьера» представляет собой закрытую зону отдыха, расположенную у самой морской воды. Территория пляжа огорожена и отличается чистотой, оригинальным интерьером пляжных сооружений. Кроме традиционных услуг, предлагаемых другими пляжами, на пляже «Ривьера» отдыхающие могут пользоваться бассейном, баром, современным пляжным оборудованием, спортивными тренажерами, игровыми автоматами.

Наличие большой автостоянки, примыкающей к пляжу, делает его особо привлекательным для тех, кто привык пользоваться автомобилем.

В целом, видно, что владельцы пляжа стремятся привлечь сюда состоятельную клиентуру.

Об этом говорит и название пляжа – «Ривьера», которое, по замыслу администрации, должно вызывать у потенциальных посетителей представление о нем как о месте исключительно комфортного отдыха у моря для элитной публики.

Предпринимательская активность наблюдается не только в пляжном хозяйстве, но и в гостиничном и ресторанном сервисе. Так, в последние годы за счет частного капитала построены четырехзвездочные гостиницы «Одесса», «Моцарт», «Палас Дель Мар», трехзвездочная «Олимп», развлекательный комплекс «Палладиум», бизнес-отель «Фрапполи» и др. На средства Одесского морского торгового порта возведены современный оздоровительный комплекс «Чабанка» и аквапарк «Посейдон». Увеличилось также число ресторанов и кафе. При этом заметно повысилось качество ресторанного сервиса. Изменился к лучшему интерьер многих предприятий питания и торговли.

Однако на общем, казалось бы, положительном фоне развития предпринимательства в сфере туризма и рекреации обнаруживаются и некоторые неблагоприятные тенденции.

Можно утверждать, что коммерциализация привела к изменению профиля прибрежной морской зоны г. Одессы. Многие ее участки превратились скорее в места для развлечений, чем для отдыха у моря. Это порождает конфликты между арендаторами пляжей и населением. Поэтому вопросы использования пляжной зоны нуждаются в регулировании. Это тем более необходимо из-за того, что по прогнозам Всемирной Туристской Организации (ВТО) в ближайшие десятилетия продукт «солнце и пляж» останется ведущим элементом туристического спроса.

Нуждается в реформировании деятельность многих санаториев, домов отдыха и прочих оздоровительных учреждений. Некоторые из них находятся в ведении Министерства здравоохранения, хотя, исходя из международной практики ведения туристического бизнеса, по существу являются курортными гостиницами.

Санатории и дома отдыха пытаются самостоятельно выйти на внешний рынок лечебно-оздоровительного туризма. Однако хроническое отсутствие средств и достаточного опыта работы в условиях рыночной экономики заставляет их находиться на грани выживания. По нашему мнению, целесообразно указанные учреждения реорганизовать в курортные гостиницы и заниматься их загрузкой в соответствии с современными технологиями гостиничной индустрии.

Органы местной налоговой администрации постоянно фиксируют факты, когда значительные финансовые средства, получаемые от обслуживания туристов, направляются не в государственный или местный бюджеты, а пополняют казну теневых структур и дельцов от туристического бизнеса.

В этой связи все более полно осознается необходимость регулирования и координации туристической деятельности со стороны государственных органов исполнительной власти. Это находит свое выражение в создании в их структуре специальных органов по регулированию туристической деятельности, разработке Программ развития туризма на национальном и региональном уровнях.

В отличие от советских времен, в настоящее время в Украине не существует какой-либо строгой, официально утвержденной методологии составления Программ развития туризма.

По способу координации и организации работы составление указанных программ строится по принципу: сверху-вниз (break-down). Это означает, что вначале разрабатывается и утверждается Государственная программа развития туризма в национальном масштабе, а затем на ее основе во всех административно-политических единицах страны составляются региональные программы.

В Одесском регионе разработана и реализуется «Программа развития туристско-рекреационной отрасли Одесской области до 2010 года». Она содержит цели и приоритетные задачи развития туризма и рекреации в регионе и предусматривает осуществление целого ряда мероприятий по совершенствованию управления и регулирования в данной отрасли, укреплению ее материально-технической базы и инфраструктуры, рациональному использованию рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия, улучшению рекламно-информационного обеспечения туристско-рекреационных услуг региона.

Наличие в регионе такого документа можно расценивать как весьма положительное явление. Программа определяет основные направления и методы работы областной государственной администрации, местных органов исполнительной власти по формированию в регионе благоприятной для становления и эффективного функционирования туристско-рекреационного комплекса экономической, организационно-управленческой и информационной среды.

В то же время нельзя не заметить и явных недостатков данной программы: отсутствие нормативно-расчетной базы и глубокого анализа существующего положения дел, неопределенность в финансовом обеспечении запланированных мероприятий, декларативность содержания отдельных  ее положений.

В целом же оценивая перспективы дальнейшего становления курортно-рекреационного комплекса Одесского региона, можно утверждать, что они в равной мере связаны как с развитием предпринимательства в данной сфере, так и с повышением качества и эффективности ее государственного регулирования.

Annotation

          This article could be considered as a manual in business organization of the recreation and tourism in Odessa region. The problems, perspectives and future trends of the recreational development of Odessa sea cost are widely covered in the article. The authors give the in-depth analysis in positioning, marketing and government control of the recreation and tourism. Consequently, it’s described a completed picture of the recreational industry of Odessa region.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.