Мар 28 2003

РОЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ЭКОТУРИСТА

Опубликовано в 10:25 в категории Туризм

РОЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВА И ПОЛИГРАФИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ЭКОТУРИСТА

И.П. Гержик

Украинское общество охраны птиц, г. Одесса

Если вкратце проанализировать историю создания природоохранных территорий в мире, то здесь наблюдаются две тенденции. Суть одной заключается в том, что создавались преимущественно Национальные парки, на территории которых были оборудованы специальные тропы, по которым туристы могли пройти пешком или проехать на автомобиле и познакомиться с представителями флоры и фауны, а так же полюбоваться ландшафтами. При этом туристу предлагалась различная полиграфическая продукция (проспекты, буклеты, лифлеты, фотоплакаты и т.д.) посвящённая этой территории. Такая форма заповедания территорий и экологического просвещения практиковалась в странах Нового Света в частности в США, Канаде и др. Кроме того, в этих странах широко развита сеть издательств выпускающих специализированную литературу, посвящённую природе родной страны.

В другой тенденции при создании заповедников и заказников эти территории были закрыты для посещения туристов. Природоохранные территории посещали только штатные сотрудники и научные экспедиции. Буферные зоны посещались людьми, но бессистемно. Организованных экотуристов не было, так как не существовало экотроп и не была развита индустрия экотуризма и уж тем более не выпускались соответствующие издания. Такая тенденция наблюдалась в странах Старого Света, в частности в странах бывшего Советского Союза.

Тенденция последнего десятка лет свидетельствует, что ситуация на Украине изменяется к лучшему. Стали появляться такие природоохранные территории как Национальные парки, Региональные ландшафтные парки. На их территории стали прокладываться для посещения экотропы, которые минуют заповедные ядра. Возрос интерес населения к природе в целом. Однако по-прежнему остаётся острым дефицит изданий посвящённых природно-заповедному фонду и предназначенных для экотуристов.

Почти не существует литературы, посвящённой нашей природе в целом. Если есть литература о природе, то она посвящена экзотическим животным: жирафам, слонам, тиграм, гиенам, и т.д. обитающим в далёких странах, а также комнатным животным.

Аналогичная ситуация наблюдается не только для взрослого поколения, но и для подрастающего. Ныне система образования в Украине такова, что дети школьного возраста на уроках биологии изучают животный мир по Африканским саваннам и по джунглям Бразилии. Те издания, которые изредка попадают на Украину из России, например известный старшему поколению людей журнал "Юный натуралист" свои материалы в подавляющем большинстве посвящают всё тем же экзотическим животным. Особенно острый дефицит материалов о животном мире Украины для детей дошкольного возраста привел к тому, что они изучают его по вымышленным сказочным или мультипликационным персонажам, не имеющим аналогов в дикой природе (Чебурашка, Колобок, Кикимора Болотная и т.д.). Все эти факты привели к тому, что выросло не одно поколение граждан не знающих представителей своей фауны в "лицо".

Вместе с тем устойчивое развитие общества предполагает, прежде всего, гармоничное сосуществование человека и природы. Поэтому не знание представителей животного мира нашей фауны и законов природы вообще способствует потребительскому отношению к природе, а как следствие, к нарушению природоохранного законодательства некоторыми гражданами, идущее вразрез с интересами местных жителей и природы. Это не замедлило сказаться на сокращении видового и количественного состава животного мира, которое в последние десятилетия приняло угрожающие масштабы.

К чему может привести отсутствие элементарного экологического просвещения связанного с познанием законов природы, климатических особенностей нашей зоны и знаний в "лицо" животных и растений нашей коренной фауны и флоры мы знаем на примере предыдущих поколений “преобразователей” природы. Например, в дельте реки Днепр (Херсонская область) в 30-е годы всерьёз обсуждалась проблема акклиматизации бегемота (к сведению – в морозные зимы река Днепр замерзает, и бегемоты не смогли бы жить).

Если меры по качественному экологическому просвещению экотуристов, местного населения и подрастающего поколения в духе любви и знания Родной природы не будут предприняты уже сегодня, то в последующее десятилетие сформируется целое поколение экологически неграмотных людей. Ошибки экологического просвещения сделанные сейчас, окажутся бомбой замедленного действия в последствии. А это неизбежно повлечёт за собой ряд необдуманных действий по "благоустройству" природы, а также природоохранные нарушения.

В последние годы на юге Украины появилось ряд общественных природоохранных организаций, которые в значительной степени ликвидируют существующий дефицит изданий посвящённых природе нашей страны. Такие просветительские издания экологической направленности выпускали Молодёжный экологический центр им. В.И.Вернадского, Молодёжный эколого-этнографический центр "Истрос", Экоцентр "Дельта", Фонд "Природное наследие", Украинское общество охраны птиц и другие. Финансовую поддержку изданий осуществляли такие Международные природоохранные организации и программы как WWF, Программа TACIS, Фонд Джона Д. и Кетрин Т. МакАртуров, Посольство Канады в Украине и другие.

Остаётся надеяться, что государственные организации Украины призванные по долгу службы заниматься экологическим просвещением населения, созданием новых школьных программ, издательской деятельностью не останутся в стороне от своего народа и природы и подключатся к решению давно назревших проблем. Сейчас в связи с новыми тенденциями в законодательстве связанные с природопользованием, охраной природы, важно не упустить время, так как навёрстывать упущенное всегда тяжело, а подчас невозможно.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.