Апр 12 2003

Мир выбирает трамваЙ

Опубликовано в 13:22 в категории Туризм

Мир выбирает трамваЙ

А.Д. Кердивара

СП "Татра-Юг", г. Одесса, Украина

Трудно найти какое-либо другое изобретение или творение человечества, которое подобно трамваю пережило бы столь стремительное развитие, забвение и возрождение.

Пуск первой трамвайной электрической линии состоялся в 1888г. в г. Ричмонд (США). А уже через 7 лет общая протяженность трамвайных путей в этой стране достигла 12100 км.

В Европе электрический трамвай также развивался с невероятной быстротой. Большая часть трамвайных сетей в городах Европы были построены или электрифицированы в период с 1895 по 1900 гг. Только за десять лет было построено или электрифицировано более 20000 км путей, а также сконструированы и пущены в эксплуатацию десятки тысяч единиц транспортных средств.

В Восточной Европе электрический трамвай, как известно, впервые появился в г. Киеве. Пассажирские перевозки здесь начаты 1 июня 1892 года на линии протяженностью 1,5 км. Преимущества электрического трамвая были настолько убедительны и очевидны, что путь от конки и парового трамвая к электрическому в г. Киеве был пройден всего за один год, а все линии конки общей протяженностью 25 км были электрифицированы в течение первых трех лет.

К концу ХIХ столетия трамвай был построен еще в шести городах Украины, в том числе г.г. Львове, Екатеринославе (Днепропетровске), Елизаветграде (Кировограде), Черновцах, Житомире, Кременчуге.

После небывалого успеха в развитии сетей трамвая на смену ему пришел автомобиль, установивший свои собственные технические ограничения, в результате которых большая часть трамвайных линий исчезла с улиц больших и малых городов.

Наиболее серьезным разрушениям трамвай подвергся после второй мировой войны. Трамвайные системы были уничтожены в таких городах,

как Лондон, Лос-Анджелес, Стокгольм, Рим, Монреаль, Стамбул, Барселона и многих других. В США трамвай был уничтожен во всех средних и малых городах, что составило около 600 систем, общей протяженностью более 100 000 км.

Мотивировались эти разрушения так знакомыми нам сегодня утверждениями о не современности трамвая, о его недостаточно высокой мобильности, излишней шумности и других факторах, мешающих нормальному движению автомобилей.

Однако, прошло не так много времени и отношение к трамваю кардинальным образом изменилось.

Продолжающееся ухудшение экологической обстановки в больших городах, а также значительное снижение скорости движения транспорта, обусловленное перенасыщением улиц частными автомобилями, вынудили городские власти к принятию решений, направленных на повышение роли общественного транспорта. Указанные решения составляют основу транспортной политики, проводимой высшими органами государственного управления всех высокоразвитых стран.

Возрождение трамвая началось в 80-е годы, сначала в Северной Америке, а затем в Европе и во всем остальном мире. При этом характерно, что оно было вызвано причинами, противоположными тем, из-за которых трамвай исчез. Подвергшийся каре за то, что мешал развитию автотранспорта, трамвай восстанавливается, чтобы создать альтернативу доминированию автомобилей.

Давно прошли те времена, когда запах выхлопных газов автомобилей на улицах города считался признаком успеха экономики. Теперь политики в органах государственной власти и органах местного самоуправления в решении экономических и социальных задач видят решающую роль электротранспорта.

Трамвай является самым современным и популярным, а также одним из наиболее экологически чистых средств общественного транспорта, что при особой актуальности защиты окружающей среды в настоящее время дает ему дополнительные преимущества перед другими видами транспорта.

Под воздействием этих неоспоримых преимуществ, в том числе экологичности, надежности, экономичности, комфортабельности, высокой провозной способности трамвай в развитых странах преодолел период отчуждения и вступил в эпоху возрождения и бурного развития.

Он становится не просто средством передвижения, а важным фактором улучшения экологической обстановки, повышения скорости сообщения, экономии энергетических ресурсов и уменьшения затрат городов на инвестиции в дорожно-транспортное строительство. Сегодня этим видом транспорта обслуживаются жители более 300 городов мира.

Тем не менее, Украина проходит свой печальный путь по сокращению использования трамвая. Провозглашая курс к рыночной трансформации экономики, ставя в пример страны Западной Европы, живущие по законам этой самой рыночной экономики, у нас зачастую делается противоположное, или же повторяются ошибки, совершенные в этих странах десятки лет тому назад.

Почему же мы не хотим обратить внимание на страны Западной Европы и Америки, которые уже прошли этот путь. В 1945 году в Соединенных Штатах сожгли последний трамвай, а сегодня во многих городах Америки возобновили трамвайное движение. То же происходит и в городах Европы. Потому что сегодня понятно: в больших городах проблемы перевозки пассажиров невозможно решить без применения трамвая.

Вплоть до начала 90-х годов трамвай занимал доминирующее положение в большинстве крупных городов Украины: Харькове, Донецке и Донецкой области, Днепропетровске, Львове, Одессе, Запорожье, Днепродзержинске, Конотопе, Евпатории.

Однако, за последние десять лет выпуск трамвайных вагонов на линию и объем транспортной работы, выполненной трамваем в городах Украины, уменьшились более чем в половину. Доля пассажирских перевозок трамваем в общем объеме городских пассажироперевозок в 2000г. составила всего 18%. Известно, что жизнеспособность любого предприятия определяется состоянием его основных фондов. Применительно к транспортному предприятию это определяется состоянием подвижного состава. Общее количество трамвайных вагонов за последние десять лет в целом по Украине уменьшилось на 1100 единиц, что составляет более трети трамвайного парка. Из оставшихся в эксплуатации в городах Украины трамвайных вагонов – 70 % отработали нормативный срок и подлежат списанию.

Возрастающие в геометрической прогрессии транспортные проблемы в крупных городах Украины, загазованность городских улиц, значительно превышающая допустимые нормы, требуют новых решений. Возьмите, например, одно из последних решений Киевского горсовета о плане действий по гигиене окружающей среды. Так в нем главным виновником загрязнения воздуха в столице признан автотранспорт: "Каждый автомобиль при сгорании 1 кг бензина использует 15 кг воздуха. При сгорании тонны топлива в атмосферу выбрасывается 200 кг углекислого газа… На долю автотранспорта приходится около 55 % вредных выбросов в атмосферу". Возьмем еще один аспект: в маршрутку, так называемый "бусик", может сесть 12, максимум 20 пассажиров, а трамвай может вместить в 10 раз больше, чем маршрутка, а ведь трамваи обычно имеют по два вагона. Вот и посчитайте!

Трамвай на сегодняшний момент – это просто находка для загазованных больших городов. У него, как у средства передвижения, настало время возрождения. Ведь уже ушел в прошлое громыхающий на поворотах трамвай, сегодня это бесшумное, комфортабельное, и ,главное, экологически чистое транспортное средство.

Совместное предприятие "Татра-Юг", выступило инициатором создания в Украине собственного трамвая. В 2001 году был изготовлен опытный образец трамвайного вагона типа К-1 все узлы и агрегаты которого - отечественного производства, а по качеству и дизайну этот вагон стоит в одном ряду с лучшими европейскими образцами.. Выпускает трамваи СП "Татра-Юг" на предприятии, имеющем мировую славу ракетостроителя - ПО "Южмаш", применяя в том числе и космические технологии. Задействовано в производстве также около ста других отечественных предприятий.

О качестве изготовления вагонов свидетельствует присуждение предприятию международного сертификата качества ISO-9002. СП "Татра-Юг" первое в странах СНГ среди предприятий, выпускающих общественный транспорт, которое имеет международный сертификат системы качества производства.

Чем же отличается новый трамвай от своих предшественников? - Основные преимущества украинского трамвая - применение новейших технологий и материалов, антикоррозийных и лакокрасочных покрытий, обеспечивающих надежность и безопасность движения. И выглядит он на фоне старых облупленных собратьев настоящим инопланетянином. Причем внешний вид вагона ничуть не уступает внутреннему - мягкие сиденья, большие окна, система вентиляции и обогрева… Конструкторское бюро предприятия ищет возможность опустить уровень пола вагона для удобства входа пожилых пассажиров. Продумывается приспособление для заезда инвалидной коляски. Ну, а самой непривычной деталью украинского трамвая является бортовой компьютер, осуществляющий диагностику и контролирующий движение и тормоза.

Но украинские разработчики не остановились на усовершенствовании вагонов. Было решено обновить всю “трамвайную” систему в стране. Престижным и популярным трамвай не стал именно из-за шума и вибрации, которые создавали помехи для движения других видов транспорта. А их причиной была устаревшая конструкция путей. Но украинские специалисты разработали новые конструкции трамвайных путей, которые не только в несколько раз снижают уровень шума и вибрации, но и избавляют от блуждающих токов, вызывающих коррозию подземных коммуникаций. Кроме того, строительство таких путей позволит значительно расширить проезжую часть дороги. Разработано и организовано производство трамвайных бесшеечных рельсов, внедрено в производство изготовление плит для укладки указанных рельсов по новой технологии.

Но созданный уникальный производственно-технический отечественный потенциал, в котором задействованы до 100 украинских предприятий, может быть утрачен, если соответствующие властные структуры не будут заботиться об экологическом состоянии городов, как это делается на том же Западе, и не дадут зеленую улицу развитию горэлектротранспорта, как самого чистого и самого надежного вида городского транспорта.

А в этом должны помочь и мы с вами, приняв соответствующую резолюцию - обращение к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Верховному Совету Украины и мэрам городов Украины ! И это будет наш реальный шаг в деле улучшения экологической обстановки городов Украины.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.