Апр 15 2003

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕЩЕР

Опубликовано в 01:10 в категории Туризм

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕЩЕР

КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Е.А. Леушина, О.З. Байтеряков

Мелитопольский государственный педагогический университет, Украина

Aesthetic potential of caves as a component of tourist resources

H.A. Leushina, O.Z. Baiteryackov

Melitopol state pedagogical university, Ukraine

Caves are one of the kinds of tourist resources. They can harmoniously supplement the tourist -resource potential of the seaside regions. Aesthetic potential of caves consists of the interconnected components peculiar to caves, which cause the appropriate emotional reaction of a man. The basic components of the given potential are the visual images, acoustic phenomena, "touch" action of caves, work of art and national creativity connected with caves. The purpose of the research is the estimation and definition of the ways of the ecologically balanced usage of caves in the tourist excursion purposes.

Для развития туризма и рекреации в приморских регионах существенным дополнением к типичным туристическим ресурсам является наличие познавательных и эстетических ресурсов. Они создают определенную эмоциональную привлекательность территории, разнообразят виды туристско-рекреационной деятельности и уменьшают нагрузку на пляжи региона. Одними из таких ресурсов являются пещеры и особенно их эстетический потенциал, который может привлекать как экскурсантов отдыхающих на побережье, так и опытных спелеотуристов, использующих морской отдых как дополнение к спелеопутешествию.

Опыт использования пещер в качестве туристических ресурсов в приморских регионах имеется в Крыму. Здесь находятся три оборудованные для экскурсий пещеры и более 900 необорудованных, многие из

которых привлекают спелеотуристов различного уровня подготовки. Однако непривычность для большинства людей условий подземного мира не позволяет в достаточной мере раскрыть его эстетическую привлекательность. Поэтому возникает необходимость в определенном эстетическом воспитании.

В отечественной научной литературе вопросам использования пещер в качестве туристических ресурсов уделено сравнительно немного внимания. Начало изучению пещер как объектов спелеотуризма в Украине было положено В.М. Дублянским, его работы [1, 2, 3 и др.] посвящены геологической, морфологической характеристикам пещер, методике изучения пещер. В работах В.П. Коржика и И.И. Минькевича [4, 5] рассматриваются некоторые вопросы использования и оценки пещер для спелеотуризма. К сожалению, в Украине спелеотуризм все еще не воспринимается как полноправная составная часть туризма и как предмет научного анализа.

При рассмотрении вопроса использования пещер в качестве туристических ресурсов, объектом исследования выступают сами пещеры, а предметом их свойства (спортивные, познавательные, эстетические и др.), представляющие интерес для туристической деятельности.

Целью исследования при этом будет выявление, оценка и определение путей рационального, экологически сбалансированного использования пещер в туристско-экскурсионных целях.

Необычность пещер обусловили различное отношение к ним со стороны человека на протяжении исторического развития. Если древний человек использовал их в качестве жилища и святилищ, то в период развития цивилизации пещеры навевали на него панический страх, в своем представлении человек населял их «нечистой силой» и другими проявлениями зла. Теперь же пещеры становятся объектами увлечения многочисленных спелеотуристов и экскурсантов.

Роль пещер в эстетическом воспитании заключается в возможности раскрыть красоту и гармонию природы в различных ее проявлениях, обогатить человека новыми видами эстетических ощущений, преодолении существующих предрассудков. Это поможет человеку преодолеть необоснованный страх перед пещерами, обогатить свой духовно-эмоциональный мир.

Потребность в таком воспитании связана также с количеством спелеотуристов, которое постоянно увеличивается как в мире, так и в Украине. Большинство из них – это молодое поколение (школьники и студенты) с еще не устоявшейся духовно-эстетической культурой.

Эстетический потенциал пещер является той основой, на которой базируется эстетическое воспитание в спелеотуризме. Одного наблюдения компонентов потенциала недостаточно, необходимо в процессе воспитания развивать эстетическое восприятие, умение видеть и ощущать красоту, гармонию, "тишину" подземного мира, умение создать определенный эмоциональный настрой. При этом необходимо помочь молодежи самим найти эстетическое начало в образе пещер, дать выход собственным эмоциям.

Эстетический потенциал пещер состоит из взаимосвязанных компонентов, свойственных пещерам, которые вызывают соответствующую эмоциональную реакцию человека. Основными компонентами данного потенциала являются зрительные образы, акустические явления, "сенсорное" действие пещер, произведения искусства и народного творчества, связанные с пещерами. Эти компоненты могут вызывать эстетическое удовлетворение, если рассматривать их отдельно, однако их действие значительно усиливается, когда они воспринимаются в совокупности.

К зрительным образам пещер относятся их морфологические элементы, натечные образования, цветовая гамма, водные участки пещер. Эстетическая оценка данных элементов зависит от их количества и разнообразия, размеров и объемов, их конфигурации. Так морфологические элементы малого объема и небольшое количество зрительных образов создают ощущения замкнутого пространства, что вызывает дискомфорт. Элементы больших объемов, наоборот, создают ощущение пространства, разнообразия и величия природы.

Натечные образования в пещерах украшают их. Основными украшениями являются сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, органные трубы, каскадные натеки, занавеси. Кроме них можно вспомнить коралиты и гелектиты, которые создают микропейзаж пещеры. Совокупность названных образований формирует необыкновенный чудесный образ, присущий многим пещерам. Здесь важно научить видеть утонченность очертаний, гармонию сочетания форм, оценить титаническую созидательную силу природных процессов. Огромный простор при этом открывается для сравнения убранства пещер с произведениями искусства, например, огромные залы с рядами колон и органными трубами на стенах позволяют рассказать о готических соборах, залы с чудесными каскадными натеками на стенах можно сравнить с дворцами в стиле барокко. Отдельные образования могут напоминать известные произведения живописи, скульптуры (например, сталактит "мадонна" в крымской пещере Эмине-Баир-Хосар напоминает картины с изображением сидящих мадонн художников эпохи возрождения).

Цветовая гамма пещер в целом не богата, в основном преобладают серые, бурые, молочно-белые и розовые оттенки. Однако, встречаются пещеры, где эти цвета очень яркие и усиливаются блеском кристаллических вкраплений. Такие места особенно подчеркивают выразительность подземного пейзажа, вызывают восхищение. Наличие в пещерах озер, ванночек с водой в сочетании с другими элементами создают сказочные пейзажи.

Эстетическая оценка пещер является необходимым этапом изучения их спелеотуристической ценности. С этой целью нами была предложена и апробирована на пещерах горного Крыма методика эстетической оценки пещер [6, 7]. При проведении данной оценки пещеры условно разделялись на отдельные участки (галере, залы, колодцы и т.д.), которые воспринимаются как единое целое. Каждый такой участок оценивался по пятибалльной шкале методом экспертной оценки комиссией из опытных спелеологов. Для дальнейшего расчета использовалась формула (1), позволяющая учесть эстетичность каждого участка, их количество и дающая конечный результат в пятибалльной шкале (т.е. известна высшая из возможных оценок).

 ,                           (1)

         где:

         p - эстетическая оценка пещеры,

         xi – эстетическая оценка отдельных участков пещеры,

         n - количество оцениваемых участков в пещере,

          - коэффициент структурного разнообразия пещеры (выявляет влияние количества структурных элементов, а поэтому и параметров пещеры, на общую эстетическую оценку).

Таким образом, данная формула позволяет учитывать эстетичность всей пещеры, а не отдельных привлекательных залов, как происходит при общей экспертной оценке, а также снижает влияние возможных отдельных ошибок на конечную оценку.

Говоря об эстетическом потенциале пещер нельзя обойти стороной вопрос о своеобразной акустике пещер, которая усиливает эмоциональную реакцию человека. Прежде всего, в большинстве пещер человека поражает полная "звенящая" тишина. Только здесь современный человек может почувствовать и понять, что означает настоящее отсутствие звуков. Для неподготовленного человека такая тишина может быть пугающей, но при определенной психологической подготовке, он испытывает восхищение, ощущая "силу" тишины, ее соответствие пещерной темноте, которая кажется осязаемой.

Кроме тишины эстетическое восприятие пещер усиливается особенностями распространения звуков в больших залах, которые можно сравнить с акустикой лучших концертных залов. Огромное эмоциональное воздействие на человека производит игра на музыкальных инструментах или красивое пение в таких залах. Особенно остро воспринимаются произведение классической музыки, что может способствовать привитию любви к ней у молодежи.

"Сенсорное" действие пещер определяет совместимость человека и пещеры. Под землею резко обостряются индивидуальные психологические особенности человека, которые в обычных "земных" условиях не проявляются. Это так называемые "боязни": боязнь темноты, замкнутого пространства, высоты, одиночества и т.п. Например, люди склонные к клаустрофобии, в узких и низких участках могут ощущать страх или неприятные ощущения, вплоть до паники. На некоторых угнетающе действует пещерный мрак в сочетании с чувством, что можно заблудиться в глубинах земли. На других "давит" каменный свод. И наоборот, иная часть людей, не подвластная данным "боязням", может даже ощущать наслаждение от действия этих необычных условий. Таким образом, "сенсорное" действие пещер может уменьшать или усиливать эстетическое восприятие пещер.

Произведения искусства, связанные с пещерами, помогают человеку оценить и понять этот мир, увидеть его красоту, гармонию, подчеркивают романтику, связанную с его изучением. К ним, прежде всего, следует отнести литературные произведения. Условно их можно разделить на несколько групп. Произведения художественной литературы, которые дают общее представление о пещерах, в них, как правило, дается описание придуманных пещер, но благодаря таланту писателя правильно передается их восприятие. К ним можно отнести произведения Д. Лондона, М.Твена, Р.Хаггарда. Они создают ореол загадочности и романтики пещерного мира.

Литературные произведения исследователей пещер мемуарного характера показывают привлекательность конкретных пещер. Они позволяют заранее представить, что ждет спелеотуристов в этих пещерах, сравнить ощущения авторов со своими. Таким примером являются книги Н. Кастере, М. Сифра, В.Н. Дублянского, В.В. Илюхина.

Особый интерес представляет поэзия. Стихи позволяют ощутить гармонию и величие пещер с одной стороны, с другой – прививают любовь к поэзии. К сожалению таких произведений сравнительно не много, например, произведения Р. Паро, Л. Щипахиной.

Отдельную группу представляют произведения народного творчества, такие как спелеотуристические легенды. Они делятся на общие (легенда про Белого спелеолога и др.) и легенды о конкретных пещерах. Они усиливают ощущение необычности, таинственности и многогранности пещер. К этой же группе можно отнести многочисленные спелеотуристические песни.

Эстетический потенциал пещер вместе с другими природными факторами помогает раскрыть красоту окружающего мира, сформировать эстетическое восприятие и вкус.

Литература

1. Дублянский В.Н., Ломаев А.А. Карстовые пещеры Украины. – К., 1980.

2. Дублянский В.Н. Карстовые пещеры и шахты Горного Крыма. – Л., 1977.

3. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Путешествия под землей. – М., 1981.

4. Коржик В.П., Минькевич И.И. О введении категории заповедного карстово-спелеологического объекта //Туризм и охрана природных рекреационных ресурсов. – Свердловск, 1988. – С. 16-18.

5. Коржик В.П. Спелеотуристичний потенціал України //Туристичні ресурси України. – К., 1996. – С. 36-49.

6. Байтеряков О.З., Леушина Е.А. Спелеотуристическая оценка пещер Караби-яйлы //Культура народов Причерноморья. №13.–Симферополь, 2000. – С. 9-11.

7. Байтерякова О.З. Теоретичні питання вивчення ресурсної бази регіональних спелеотуристичних систем //Туристично-краєзнавчі дослідження. Випуск 2. – К., 1999. – С. 82-98.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.