мая 12 2002

ПЛАВУЧИЕ СООРУЖЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ

Опубликовано в 16:22 в категории Экология и туризм

ПЛАВУЧИЕ СООРУЖЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ

В.А. Лисенко, А.В. Мишутин, Т.А. Енина, И.А. Конарева

Одесская государственная академия

строительства и архитектуры, Украина

Различные плавучие сооружения, о которых идет речь в данном исследовании, имеют свои преимущества перед наземными объектами в определенных районах нашей страны. Использование плавучих сооружений еще 50 лет назад было ограничено лишь производственными нуждами в судостроительных и судоремонтных целях. Позже стало очевидно, что использование плавучих конструкций в строительстве и возведение объектов, которые могут быть насыщены общественными функциями также возможно. А в некоторых регионах строительство на воде является как элемент развития туризма региона.

Применение плавучих железобетонных конструкций в гражданском строительстве имеет ряд преимуществ и специфических качеств:

– строительство на воде возможно и имеет смысл лишь в местах, городах, где есть водоемы, морские акватории и т.п.;

– очень часто прибрежные территории в городах очень дорогие и дефицитные, поэтому разгрузить их, не нарушая насыщенности объектами социальной активности, возможно благодаря применению плавучих конструкций (с выносом на них общественных функций);

– на основе железобетонных понтонных систем возможно строительство зданий практически всех общественных и гражданских функций, используемых в различных направлениях экономического развития региона.

В мировой практике уже известно множество примеров строительства плавучих сооружений: гостиницы, нефтяные вышки и платформы, электростанции, плавучие причалы, различные дебаркадеры и флотели, предназначенные для отдыха на воде, аэропорты и транспортные артерии. Ведущую роль в этом направлении занимает Япония, что вполне понятно. Ее расположение разбито на острова и архипелаги, а также рассредоточе-

но на побережье. Численность населения городов очень велика, что вызывает быстрый рост городских агломераций. Земли катастрофически не хватает. Поэтому освоение водного пространства страны становится для Японии возможным выходом, Уже построены и функционируют аэропорт, аквалайт, развиваются города, захватывая свои акватории.

Полагают, что XXI век станет веком морских городов. Люди будут жить в гигантских сооружениях, опирающихся на сваи, забитые глубоко в морское дно. Утверждают также, что такие города можно строить практически в любом месте, где позволяет глубина и не слишком высокие приливы.

Кроме городов на сваях, проектируются и "плавающие острова". Современная техника позволяет создавать плавающие платформы, способные выдерживать вес около 300 тысяч тонн.

Схема плавающего острова была разработана также Ф. Л. Райтом еще в 1960г. Это сооружение предназначалось для Нью-Йорка (остров Элис-Айленд), Оно представляло собой плавающую платформу, на которой располагались гостиницы, жилые здания, сады.

В Черноморской береговой системе Украины большое значение имеет Одесский регион, который исторически сформировался в результате хозяйственного и градостроительного освоения приморских территорий и в процессе двухсотлетнего развития Одессы как одного из крупнейших региональных центров Украины.

В современных условиях Одесса и ее пригородные поселения теряют некоторые преимущества приморского расположения, и, прежде всего, пространственно-планировочные связи с побережьем. Таким образом, одной из главных планировочных проблем, возникших на современном этапе развития Одесской городской агломерации, является воссоздание утерянных и формирование новых контактных элементов, обеспечивающих связь селитебных территорий с морским побережьем. Такими связующими элементами, имеющими важное архитектурно-планиро-вочное значение, могут быть общественные плавучие приморские центры- места наибольшей социальной активности населения на морском побережье, как туристские рекреационные центры.

Все это делает актуальным поиски решения проблемы планировочного регулирования, освоения приморских территорий в процессе формирования общественных центров в условиях Одессы и ее городской агломерации как туристического центра.

Для функционально-планировочной организации общегородских центров в приморских зонах следует предусмотреть возможности создания многофункциональных и специализированных их структурных элементов, задействованных в развитии инфраструктуры туризма.

Формирование монофункциональных зон, как правило, не представляется возможным. Поэтому назначение каждой зоны должно устанавливаться по превалирующему признаку с включением сопутствующих или дополняющих функций. Это позволит наиболее полно использовать дефицитные приморские территории.

Таким образом, город предстает как процесс, протекающий в определенной пространственной среде, а не как среда, взятая сама по себе, инертная пространственная оболочка этого процесса.

Идея использования плавучих сооружений на основе понтонных конструкций появилась не случайно. Для наиболее полного использования дефицитных приморских территорий строительство на воде является рациональным и перспективным предложением. Стоимость, приносящей доход недвижимости, определяется величиной, качеством и продолжительностью получения тех выгод, которые данный объект будет приносить в будущем.

Развитие и защита приморских земель в последнее время намечается во многих странах мира. К примеру, в Ливане в связи с этим в 1966г. был принят Закон об организации ливанских берегов, главная цель которого состояла в защите и сохранении приморских земель как ценных приморских территорий. Таким образом, закон предусматривал, прежде всего, общественный характер использования морского побережья и сохранения его целостности. К концу 80-х - началу 90-х годов начался новый этап градостроительного освоения приморских территорий на основе их намыва. Этот метод стал основным в строительстве и реконструкции прибрежных районов Ливана, вызвал целую "бурю" проектов и способствовал формированию новых методов обращения с берегом, новых образов морского фасада государства.

В решении одесского городского совета об утверждении новой редакции "Правил застройки г. Одессы" от 17 апреля 2001г. говорится о застройке побережья в соответствии с "Программой развития Одесского побережья", утвержденной решением городского совета № 163-XXIII от 29 июня 1999г.

Побережье не только естественная граница, но и линия притяжения для городов, развивающихся у моря или крупных судоходных рек. Пластика ландшафта, его характерные черты – возвышенность, излучина реки и т.п. - подсказывает выбор конкретных мест для узловых точек города. Водные акватории играют важную роль связующего звена между старой и новой застройкой.

Идея проектирования на побережье Одессы Международного центра моря, включающего в себя дельфинарий, морской музей, аквариум, научно-исследовательскую базу, также возникла не случайно.

Украина входит в объединение стран, которые имеют выход в Черное море. Но пока еще нигде нет центра EUROCOAST, где могли бы проводить встречи, симпозиумы, а также круглогодично вестись научная работа по изучению флоры и фауны Черного моря. (Северного Причерноморья в частности). Размещение при центре дельфинария и общественно-просветительной базы не только экологически выгодно как самому центру, так и всему городу, но еще имеет и большое культурное значение в использовании его как возможного туристского объекта.

В работе дается предложение выноса значительной части комплекса на воду с применением плавучих конструкций.

Береговая зона городов в современных условиях является наиболее длинной ее территорией, которая используется для размещения наиболее важных, значительных и престижных сооружений, формирующих общегородской центр или систему общественных и туристских центров. Об этом свидетельствуют многие примеры интенсивного освоения берегов из мировой градостроительной практики.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.