мая 04 2002

Модель рекреационного образования в туризме

Опубликовано в 08:03 в категории Экология и туризм

Модель рекреационного образования в туризме

Л.Г. Лукьянова

Киевский университет туризма, экономики и права, Украина

Цель и задачи "Модели рекреационного образования" в туризме определяются современными требованиями усиления внимания к личности человека-рекреанта. Модель рекреационного образования является ядром гуманоцентрированной концепции профессионального мышления специалиста туристкой отрасли, "очеловечивая" содержание рекреационных систем. В основу формирования модели рекреационного образования положены концепции науки рекреалогии – как одной из составляющей науки о человеке и его потребностях.

Рекреационное образование специалиста туристской отрасли определяется совокупностью знаний по формированию рекреационной среды, основными составляющими которой являются рекреационные ресурсы, рекреационная деятельность и рекреационные образования. (Термин "рекреационные образования" означает преобразование природной и урбанизированной среды под рекреацию).

Рекреационные ресурсы представляют собой сочетание различных природных и антропогенных факторов, создающих благоприятные условия для рекреационной деятельности: лечение-профилактика, отдых-

релаксация, туризм, физическая рекреация. Пространственное размещение рекреационных ресурсов определяет профиль рекреационной деятельности и виды рекреационных образований.

Рекреационная деятельность направлена на удовлетворение основных потребностей человека: физиологических (сон, питание, гигиена, движение); психофизиологических (отдых-релаксация, лечение-профилактика, туризм); духовно-интеллектуальных (досуг, физическая рекреация, общение, развлечения, отдых-переключение).

Рекреационную деятельность необходимо рассматривать также как социальное явление по восстановлению жизнедеятельных сил человека в соответствии с реальными возможностями общества в данный момент.

Материальная рекреационная культура общества определяется интенсивностью рекреационного освоения и рекреационной нагрузки на преобразованную территорию. Виды рекреационных образований, их пространственная и планировочная организация определяются ведущей функцией и социально-экономическим развитием данной территории.

Рекреационная деятельность специалиста по освоению рекреационного потенциала рекреационной территории, требует изучения её планировочной организации, взаимодействия с архитектурно-планировоч-ной организацией рекреационных комплексов и организацией внутреннего пространства рекреационных учреждений. Совокупность знаний по формированию рекреационной среды определяет "рекреационное" мышление специалиста туристской отрасли.

Таким образом, "Модель рекреационного образования" базируется на изучении модуля "Рекреация".

Модуль "Рекреация"

Концепция: развитие средового мышления

Детерминант-триада:

природа-архитектура-человек

Обучающие модули

Рекреационная география

(где?)

Рекреационные комплексы

(как?)

Рекреалогия (кто?)

Модуль «Рекреация» определяет развитие "средового" мышления, сущность которого заключается в триаде: природа – архитектура – человек; обеспечивает системность мышления: "за деревом видеть лес", за рекреационным учреждением видеть рекреационную территорию; определяет общее – как единство функциональных программ (лечение-профилактика, отдых-релаксация, туризм, физическая рекреация) и выделяет частное – как самостоятельная деятельность (туризм).

Модуль "Рекреация" закладывает логику профессионального мышления, которое можно представить структурно, отвечая на вопросы: где происходит рекреация (рекреационная территория, рекреационные ресурсы, природные рекреационные комплексы), как организована рекреация (планировочная организация рекреационной территории и урбанизированных рекреационных комплексов), и кто является организатором и на кого направлена организация рекреации (рекреационная деятельность специалиста и рекреанта). Центральным вопросом является рекреационная деятельность как генератор возникновения систем обеспечения реализации рекреационных потребностей.

Определение всего спектра рекреационных потребностей и установление порога их удовлетворения является важнейшей задачей при составлении теоретической рекреационной модели. Идеальная модель рекреации заключается в соответствии рекреационных потребностей индивида разумному порогу их удовлетворения: первый порог – восстановление физических сил организма, удовлетворение первичных потребностей человека; второй порог – равномерное (регулярное – в границах суток, недели, месяца, года) удовлетворение физических и духовных потребностей традиционными средствами рекреации: лечение-профилактика, отдых-релаксация, туризм; третий порог – оптимальный уровень удовлетворения потребностей в отдыхе, как дальнейшее развитие второго порога: физическая рекреация, как борьба с гиподинамией; учёт психологии человека, его индивидуальных особенностей и эстетических критериев; четвёртый порог – избирательность удовлетворения в соответствии с индивидуальными потребностями.

"Пороговый подход" создаёт предпосылки для определения модели рекреации:

1-я предпосылка – увеличение свободного времени, как меры богатства общества;

2-я предпосылка – рекреация, как интегральное понятие: отдых, туризм, лечение, физическая рекреация;

3-я предпосылка – развитие транспортной инфраструктуры рекреации: созданием новых скоростных, всепогодных видов транспорта, обеспечивающих доступность любых ресурсов отдыха; повышением скоростей, увеличивающих продолжительность свободного времени; превращением транспорта в экологически чистую систему, в корне меняющую представления о рекреации;

4-я предпосылка – создание искусственной рекреационной среды для удовлетворения стандартных потребностей в массовом отдыхе и лечении, создающий возможность сохранения природных и историко-архитектурных ландшафтов;

5-я предпосылка – освоение новых природных рекреационных образований /акватории, подводный мир, подземные пространства/, использование малоценных земель /"бросовых" территорий/;

6-я предпосылка – всепогодность рекреации как отражение цикличности, заложенной природой в организме человека, обеспечивается круглогодично функционирующими структурами с управляемым климатом и средой.

Структурные элементы модели рекреации

Гуманоцентрированная концепция рекреационного образования в туризме

Предпосылки модели рекреации

Обобщенная модель рекреации

Модель рекреационного образования в туризме

Гипотезы

модели рекреации

Концепции обучающих модулей

Обучающие модули

Детерминант концепций обучающих модулей

Рекреационная география

Рекреационные комплексы

Рекреалогия

Предпосылки развития рекреации формируют гипотезы обобщённой модели:

– индивидуализация рекреации - замкнутое общение в кругу семьи;

– коллективизация рекреации – массовые формы, обеспечивающие разнообразие контактов в общении;

– социализация рекреации – как реализация потребности индивида в общении, познании, культуре;

– профилактика и лечение – основное требование - регулярность профилактики здоровья и лечение с целью восстановления физических и психических сил в рекреационных учреждениях;

– отдых-переключение – выражение потребности индивида к творческому труду, самообразованию, к смене видов деятельности;

– физическая рекреация – физическое совершенство индивида, преодоление гиподинамии в многоступенчатой пространственной системе рекреационных комплексов (от жилого микрорайона до рекреационного региона).

Структурные элементы обобщенной модели рекреации определяются основными постулатами рекреалогии: индивид-рекреант – направление рекреационной деятельности; рекреационное пространство, архитектура – среда обитания индивида; рекреационное время – часть свободного времени индивида; рекреационные ресурсы – материально-техническая база, природа, памятники; экономика – эффективность капиталовложений.

Литература:

1. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. – М.: "Советский спорт", 1998.

2. Лобанов Н.Н. Рекреационные ресурсы в формировании групповых систем населённых мест. Градостроительные проблемы развития курортов, мест отдыха и туризма. Сборник научных трудов. – К., 1979.

3. Лукьянова Л.Г. Модель специалиста туристской отрасли. Актуальные проблемы туризма’98: Ежегодный сборник научных трудов. Вып. 2./ РМАТ. – М.: Советский спорт, 1999. – 368 с: с. 256-272.

4. Лукьянова Л.Г. Организация рекреационной территории Украины. Развитие туризма - важное направление подъема экономики Украины: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции (Славяногорск, 16-18 декабря 1999г.). – Донецк: ДИТБ, 1999. – 328с.: с. 284-288.

5. Лук\’янова Л.Г. Людиноцентрована концепція професійного мислення спеціаліста туристської галузі. Психолого-педагогічні проблеми удосконалення професійної підготовки фахівців сфери туризму в умовах неперервної освіти: Наукові записки Київського інституту туризму, економіки і права. – К.: НПЦ Перспектива, 2001. – Т.1. – 389с.: с. 42-47.

6. Лукьянова Л.Г. Образовательные концепции в туризме. Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: тезисы докладов ІV международной научно-практической конференции (25-26 марта 2002г., г. Москва). Институт туризма и гостеприимства. – М., 2002. – 286с.: с.43-46.

7. Преображенский В.С., Кривошеев В.М. География рекреационных систем СССР. – М.: Издательство Наука", 1980.

8. Родичкин Н.А. Человек, среда, отдых. – К.: Будивельник, 1977.

9. Стаускас В.П. Градостроительная организация районов и центров отдыха. – Л.: Стройиздат, 1977.

10. Хромов Ю. Б. Организация систем отдыха, туризма и охрана природной среды отдыха на Севере. – Л.: Стройиздат, 1981.

Summary

Pattern of recreational learning in tourism

L.G. Lukyanova

Assistant professor, Chair of Theory and Practice of Tourism and Hospitality, Kiev University of Tourism, Economics and Law

Aims and objectives of the “Pattern of recreational learning” in tourism are defined by modern requirements of paying more attention to of recreating person. The pattern of recreational learning is the core issue of human targeted concept of an expert’s in tourism industry thinking that humanises the content of recreational systems. The pattern of recreational learning is based upon the concepts of recrealogy science as a constituent part of human sciences.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.