мая 08 2002

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Опубликовано в 14:37 в категории Экология и туризм

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА

(НА ПРИМЕРЕ ОДЕССЫ)

А.Г. Топчиев

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, Украина

Принципы устойчивого развития, разработанные и согласованные мировым сообществом (Рио-де-Жанейро, 1992), сочетают цели стабильного и динамичного социально-экономического роста, с одной стороны, и надежную природно-ресурсную и экологическую безопасность развития с другой. В настоящее время они рассматриваются как главное стратегическое направление жизнедеятельности и эволюции стран, регионов, городов и территориальных общин. Устойчивое развитие предполагает жесткую и обоснованную регламентацию хозяйственного использования природной среды и ее ресурсного потенциала, взвешенную и целенаправленную социально-демографическую политику, стабильный и динамичный экономический рост, нацеленный на приоритетное решение социальных проблем и достижение все более высокого качества жизни населения.

Устойчивое социально-экономическое развитие ориентировано на достижение сбалансированности между использованием природной среды, ростом населения и хозяйства и подчинено главной цели – последовательному повышению качества жизни населения.

Устойчивое развитие большого города рассматривает его как очень сложную социально-природно-хозяйственную систему, оптимальное функционирование которой предполагает сопряженный анализ основных пропорций, взаимодействий и взаимосвязей между всеми ее элементами и подсистемами, в том числе населения, социальной и производственной инфраструктуры, городской среды и искусственной материально-техни-ческой, городского хозяйства, духовной жизнедеятельности. Поэтому реализация концепции устойчивого развития наряду с главной целью – повышением качества жизни граждан, ориентируется на ряд секторальных (отраслевых) критериев. В частности различают такие критерии устойчивого развития большого города: социальные, экономические, экологические, планировочно-градостроительные.


Блок социальных критериев устойчивого развития города включает:

– последовательное повышение жизненного уровня и благосостояния населения;

– полную и эффективную занятость населения;

– социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных;

– формирование современной системы здравоохранения;

– снижение уровня заболеваемости и увеличение средней продолжительности жизни;

– разработку и реализацию действенной демографической политики; улучшение демографической ситуации в городе;

– решение проблемы качественной питьевой воды;

– развитие сферы услуг и социальной инфраструктуры до уровня европейских стандартов;

– формирование современного рынка жилья; обеспечение муниципальным жильем малоимущего населения;

– сохранение и развитие этнокультурной и конфессиональной толерантности населения города; обеспечение реальных условий для этнокультурного возрождения национальных меньшинств.

Блок экономических критериев развития города нацелен на структурно-технологическую модернизацию его хозяйства, ускоренное формирование рыночной инфраструктуры, обеспечение устойчивого и динамичного экономического роста. Он включает:

– обоснование приоритетных направлений экономического развития города и его основных народнохозяйственных пропорций;

– структурно-технологическую перестройку и модернизацию главных отраслей и производств городского хозяйства; целенаправленное сокращение ресурсо- и энергоемких, а также экологически опасных производств; опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных производств;

– приоритетное развитие рыночной инфраструктуры; становление Одессы как регионального, национального и международного делового центра;

– внедрение современных организационно-экономических форм и механизмов менеджмента городским хозяйством;

– создание в городе современной системы маркетинга муниципального, регионального, национального и международного уровней;

– модернизация механизмов наполнения городского бюджета; достижение сбалансированного бюджета города.

Как и для многих других больших городов, для Одессы крайне актуальны экологические критерии развития, которые образуют такой блок:

– экологическое оздоровление городской среды и пригородной зоны города, включая прилегающую акваторию моря и лиманы;

– создание современной системы социально-экологического и природоохранного маркетинга городской среды и соответствующей геоинформационной системы – "ГИС – городская среда";

– реконструкция и модернизация городских систем водоснабжения и канализации; достижение полной очистки сточных вод города и их сброс в глубоководную часть моря;

– инвентаризация и последовательная ликвидация экологических "горячих точек";

– существенное снижение загрязнения атмосферного воздуха путем усиления экологического контроля технического состояния автопарка;

– экологическая паспортизация всех хозяйственных объектов и формирование их санитарно-защитных зон;

– реконструкция и модернизация противооползневых и берегозащитных систем морского побережья и пляжей города;

– полная санитарная очистка города, в т.ч. от несанкционированных свалок и захоронений опасных отходов; внедрение современных технологий сбора, накопления и переработки твердых отходов; модернизация городских полигонов и свалок твердых бытовых и промышленных отходов и хранилищ ядохимикатов и радиоактивных отходов в пригородной зоне;

– формирование раздельных систем канализации для промышленных и бытовых стоков, создание системы (систем) ливневой канализации;

– целенаправленное формирование зеленой зоны города, включая лесопарковые санитарно-защитные насаждения вокруг города.

Устойчивое развитие городов направлено также на сохранение и модернизацию городской среды для улучшения условий жизнедеятельности населения и повышения качества его жизни. Для многих больших городов весьма актуальными являются планировочно-градостроитель-ные критерии их развития. После реализации первого "деволановского" плана застройки, в дальнейшем Одесса не имела целостных концепций и градостроительных решений своего развития и разрасталась во многом спонтанно. Застройка города получилась "многослойной" и "рыхлой": массивы капитальной жилой и дачно-усадебной застройки перемежаются даже в центральной части города; транспортная и коммуникационная связность города невысока; инженерно-техническое обустройство отдельных частей города не отвечает современным нормам.

В этой связи планировочно-градостроительные критерии развития для Одессы имеют особую значимость. Предварительный их перечень их таков:

– сохранение и реконструкция исторического центра города, его архитектурных и ландшафтно-архитектурных памятников;

– расширение и реконструкция морского фасада города на участке побережья от Ланжерона до Аркадии;

– Осуществление более четкого и рационального зонирования (зоннинга) территории города и его пригородной зоны;

– разработка планировочно-функциональной схемы градостроительного использования прилегающих акваторий моря и лиманов;

– нормативно-правовая и экономическая регламентация застройки и хозяйственной деятельности на морском побережье, в пределах береговой зоны и прибрежных водоохранных зон лиманов;

– достижение более рациональной и экологически безопасной планировочно-функциональной организации города; формирование зон отдыха и зеленых зон;

– целенаправленная магистрализация транспортных потоков в городе; усиление транспортной связанности города по оси север-юг;

– проведение кадастровой оценки городских земель и создание кадастра городской недвижимости.

Разработка программы устойчивого развития города начинается с анализа современного состояния его жизнедеятельности и существующих проблем – социальных, экономических, экологических. Принципиальная сложность этой задачи заключается в существующей ведомственной разобщенности информации и управленческих решений и задач, в необходимости взаимосвязанного и комплексного изучения хозяйственного и социального комплексов города, а также городской среды в целом.

Первый опыт разработки программ устойчивого развития больших городов в Украине показал их слабую информационно-аналитическую обеспеченность. Во многих случаях ландшафтно-градостроительный анализ городской территории и ее инженерно-строительные оценки. Плохо изучен трудоресурсный потенциал городов, и практически повсеместно отсутствуют прогнозы их демографического развития. Не проводится обобщенная инвентаризация городских систем производственной и социальной инфраструктуры. Делаются лишь первые шаги по организации кадастра городских земель и недвижимости. Генеральные планы развития городов и текущие планы их земельно-хозяйственного устройства во многих случаях устарели или же просто не составляются. В большинстве случаев не разработаны схемы функционального зонирования городских территорий, не установлены пригородные зоны больших городов. Заметим, что городские границы Одессы были установлены после долгих дискуссий лишь в 2001 г.

Существующая экономическая жизнедеятельность городов достаточно принципиально ставит проблему их социально-экономической самодостаточности. Речь идет о формировании такой законодательной и нормативно-правовой базы, которая реально позволит органам местного самоуправления самостоятельно и ответственно решать вопросы социально-экономического развития каждого города, формирование его полнокровного бюджета, активно участвовать в формировании и реализации государственной региональной политики, в региональном, национальном и международном разделении труда.

Ключевой задачей обеспечения устойчивого и динамичного экономического развития большого города является структуро-технологическая и организационно-экономическая трансформация его хозяйственного комплекса. В условиях затянувшегося экономического кризиса в экономике страны в целом происходит спонтанная перестройка хозяйства. На фоне общего спада промышленного производства резко возрастают доли жизненно необходимых отраслей (топливно-энергетический комплекс) или экспортных (черная металлургия, некоторые отрасли химической индустрии и др.). Таким коньюктурным тенденциям необходимо противопоставить научнообоснованные и взвешенные программы структурно-технологической перестройки и модернизации промышленных комплексов каждого города в отдельности, регионов и страны в целом.

Для Одессы с ее традиционной триадой "машиностроение-пищевая-легкая" промышленность сегодня безусловным лидером стала пищевая промышленность, а в число лидеров вошла и химическая индустрия. Стратегически приоритетными межотраслевыми комплексами хозяйства Одессы должны стать морехозяйственный и транспортный, рекреационный, научно-технический (инновационный). А в сфере материального производства тяжелая промышленность в целом должна уступить лидерство индустрии – производству товаров массового потребления. Безусловным приоритетом перестройки хозяйственного комплекса города сегодня выступает сфера услуг. Одесса должна усилить свои функции регионального центра обслуживания и стать одним из национальных и мировых центров рыночной инфраструктуры и деловых услуг.

Организационно-экономическая трансформация городского хозяйства имеет ввиду приоритетное развитие среднего и малого бизнеса, совместного предпринимательства, активной международной инвестиционной и инновационной деятельности, активного вхождения в региональные и европейские экономические интеграции, выхода на мировые рынки.

Литература

1. Географія Одещини: природа, населення, господарство (ред. О.Г.Топчієв). – Одеса: Астропринт, 1998. – 88 с.

2. Одесса: город- агломерация – портово-промышленный комплекс (ред. А.Г.Топчиев). – Одесса: АО Бахва, 1994. – 360 с.

3. Регіональна програма охорони довкілля, раціонального використання природних ресурсів та екологічної безпеки Одеської області. – Одеса, 2000, - 109 с.

4. Будущее начинается сегодня (проект концепции социально-економического развития г. Одессы до 2012 г.). – Одеса: Исполком Одеського горсовета, 2002 . – 49 с. (рукопись).

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.