мая 07 2002

Экологическое образование и просвещение

Опубликовано в 09:09 в категории Экология и туризм

Экологическое образование и просвещение

на экологических тропах

Т.Д. Русева, И.Т. Русев

"Природное наследие" – Фонд защиты и возрождения дикой природы им.проф. И.И. Пузанова, г. Одесса, Украина

Известно, что в национальных парках и заповедниках, открытых для экологического туризма, задача экологического образования относится к разряду приоритетных. Для этого на охра­няемых природных территориях создается специальная инфраструктура, которая состоит из экоцентров. В разных странах они имеют свое название – эколого-просветительских, информационно-визитных, визит-центров и экотроп природы (экологических или учебных).

Для охраняемых природных территории экоцентры играют роль информационных узлов, а экотропы – информа­ционных коридоров, объединенных в единую информационную систему. Главный экоцентр создается при входе или въезде на охраняемую природную территорию, а небольшие, второстепенные экоцентры могут находиться в начале, в конце или на пересечении экотроп. К деятельности экоцентра относится:

– информационное обеспечение посетителей;

– организация походов-экскурсий в границах национального парка или заповедника;

– подготовка выставок по природным и культурным наследием;

– проведение фестивалей, игр, викторин и пр;

– создание музеев парка или заповедника

– организация, выпуск, изготовление, продажа:

– рекламно-справочных материалов (книги, открытки, карты-схемы, фотоальбомы и пр.)

– атрибутов рекламно-коммерческого характера (значки, эмблемы, майки, кепки, кружки, местные сувениры) с названием или символикой данного парка или заповедника.

Все перечисленные мероприятия направлены на популяризацию природной территории и способствуют увеличению интереса к ней.

В настоящее время трудно найти страну, где не были бы проложены маршруты по наиболее сохранившимся природным территориям, называемым экологическими тропами. Основное назначение экотроп складывается из трех взаимосвязанных компонентов: рекреации, обучения и воспитания. Первые экологические тропы были проложены в Соединенных Штатах Америки (Длинная тропа – в Аппалачах, 1910 г.) и в России (Штангиевекая тропа в окрестностях Ялты, 1899 г. и Голицынска тропа в окрестностях Судака, Крым, 1916 г.).

Экологические тропы прокладываются в национальных парках, ландшафтных заказниках, ландшафтных региональных парках, по буферным зонам заповедников. Экологическая тропа как специфическая форма обучения и просвещения обладает многими преимуществами. Во-первых информация воспринимается при посещении дикой природы; во-вторых, благодаря зрительному и эмоциональному восприятию человеком природы активизируется приобретение экологических знаний и навыков; в-третьих, открывается возможность привлечения к природоохранной деятельности большого количества людей.

Экологические тропы различаются по длине маршрута, его продолжительности, трудности прохождения, сложности предлагаемой информации, по форме. Преобладают способом передвижения является пеший, но при наличии соответствующих природных условий создаются "тропы для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды или даже для автомобилистов. Основным критерием классификации экологических троп является их назначение.

Познавательно-прогулочные экотропы, или тропы "выходного дня", имеют протяженность 4-8 км, находятся вблизи от входа в национальный парк или заповедник. Продолжительность экскурсии с проводником или с путеводителем 3-4 часа. Познавательно-туристские экотропы имеют значительно большую протяженность (от десятков до сотен километров) и продолжительность прохождения. Они чаще прокладываются в зонах туризма национальных парков и проходят их либо с проводником, либо самостоятельно. В последнем случае обязателен инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на природе.

Наконец, собственно учебные экологические тропы, т. е. маршруты для экологического образования. Экскурсии протяженностью не более 2-2,5 км и продолжительностью не более 3 часов проводятся, как правило, под руководством проводников-экскурсоводов, ученых-натуралистов, специалистов-экологов. Тематика экскурсий может быть самой различной: природопознавательной, природоохранной и пр. Нередко в маршрут включаются элементы сильно преобразованной, испорченной природы, чтобы показать последствия неразумной хозяйственной деятельности человека.

Экологические тропы должны также служить для временного и пространственного распределения потоков посетителей во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков охраняемой природной территории.

Главным критерием при организации экотроп и выборе маршрута является их рекреационно-эстетическая и информационная полезность. Конкретный выбор трассы зависит от местных условий: типа ландшафта, рекреационной нагрузки, инфраструктуры и пр. Обязательно наличие трех главных составляющих экологической тропы: привлекательность, доступность и информативность.

Привлекательность тропы связывается с красивым пейзажем, гармоничным сочетанием живой и неживой природы, разнообразием растительного и животного мира, своеобразием особо привлекательных объектов и природных явлений (озера, красивые протоки, скалы, каньоны, водопады, пещеры и др.).

Доступность для посетителей – одно из главных требования при проектировании тропы. Необходимо, чтоб начало тропы находилось вблизи входа в национальны парк. Сама трасса не должна быть очень сложной, так как в противном случае это ухудшает восприятие пейзажа.

Информативность отличает экологическую тропу с обычного туристского маршрута. Важно, чтобы тропа раскрывала эколого-географические проблемы и характер взаимодействия человека и природы. Благодаря умелому выбору трассы тропы улучшается восприятие контрастных и ритмичных природных ландшафтов. Информативность тропы повышается благодаря устройству особых информационных сооружений – аншлагов. На входном аншлаге посетители получают общую информацию (о маршрут основных достопримечательностях, правилах поведения на тропе) и оперативную информацию. На самой тропе также устанавливаются аншлаги с конкретной, лаконично и достоверной информацией.

Штатный состав национального парка или заповедника объединяет методистов, экскурсоводов, музейных работников, специалистов по рекламе, издательскому дел фотографов и др. Но основу составляют специалист в области экологического просвещения, имеющие соответствующее образование и подготовку. Именно от работ этих специалистов зависит объем и качество получаемых туристами знаний, понимание задач национального парка или заповедника и обеспечение, в конечном итоге, сохранения природных и исторических ценностей данной территории в процессе их использования для познавательного туризма, экологического просвещения и воспитания культуры поведения. В их же задачу входит налаживание контакта между местным населением и туристами, воспитания у последних уважительного отношения к традиционному укладу жизни и хозяйства.

Важнейшим процессом, участие в котором принимают все сотрудники экоцентров, является разработка программ экологического образования. Экологические проблемы и режимы охраны различных природных территорий имеют свои специфические особенности, которые следует выявить на первом этапе составления программ экообразования. Темы программ в первую очередь должны быть связаны с проблемами и вопросами, затрагивающими именно данный национальный парк или заповедник. На втором этапе выбирают конкретные способы и средства дальнейшей разработки этих тем, вовлекая в эту работу самих посетителей, местных жителей и других добровольных помощников. На третьем этапе разработки программ определяется аудитория по основным критериям – возраст посетителей, образование, профессиональная принадлежность, место постоянного жительства. Затем программы экологического образования должны стать доступными для всех заинтересованных лиц, а не только для работников парка или заповедника.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.