мая 29 2001

ТУРИЗМ, РЕКРЕАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Опубликовано в 01:07 в категории Туризм на Чёрном море

ТУРИЗМ, РЕКРЕАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В.А. Станкевич

Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ

Современный подход к экологическому образованию и воспитанию должен отражаться в сфере туризма и рекреации. За десятки лет до появления понятия «экологический туризм», в системе подготовки организаторов туристско-экскурсионной деятельности формировались знания и умения правильного поведения в природной среде (приемы разведения костров, сохраняющие дерн, правила захоронения бытового туристского мусора, прохождения группой туристов лугов и пастбищных угодий и т.п.).

Для того чтобы будущие работники туристско-экскурсионной и рекреационной сферы были причастны к решению экологических проблем (на маршруте похода, в зоне отдыха и т.д.) необходимо создать систему учебной информации, адекватную целям экологического образования по специальности «Туризм и рекреация», или иной системы подготовки кадров (гиды, экскурсоводы, инструктора). В основу образовательной системы по критерию «содержание обучения» должна закладываться концептуальная идея о современном понимании экологии как науки о взаимосвязях и взаимозависимостях между живыми организмами и окружающей средой (ОС). Тогда становится ясным, какие цели и задачи являются системообразующими факторами при создании (конструировании) и функционировании той или иной образовательной системы.

Можно выделить ряд целей экологического образования и воспитания студентов, обучающихся по любой из специализаций в области туризма и рекреации: формирование знаний об особенностях природной и техногенной составляющими ОС; формирование знаний о влиянии рекреационно-туристской деятельности на ОС как в положительном, так и в отрицательном аспектах; формирование знаний и умений экологически культурного поведения в различных социумах (психология общения и ее влияние на экологию человека); формирование умений и навыков эколо

-гически безопасной рекреационно-туристской деятельности основных таксонов: семья, группа самодеятельного туризма, коммерческий туризм и рекреация в различных природных комплексах – морское побережье, горные регионы, лесные комплексы и т.п.

Достижение целей обучения и воспитания может быть гарантировано лишь при решении следующих задач: необходимо создание комплексной учебной программы, обеспечивающей содержание образования и воспитания по заданным направлениям; следует разработать систему средств обучения, включающую современные средства информации и практической деятельности студентов или иных субъектов обучения; должна быть создана система методов обучения.

Все задачи должны быть адекватны целям обучения и воспитания. Тогда можно говорить о подготовке предпосылок для создания системы экологического образования и воспитания специалистов рекреационно-туристской сферы. Системообразующим фактором такой системы являются цели образования, а компонентами – элементы содержания (понятия, представления, факты, смысловые блоки, законы), средства и методы обучения (табл.).

Таблица - Фрагмент системы экологического образования.

Система экологического образования студентов специальности

«Рекреация и туризм»

Уровни системы

Учебная информация

Средства обучения

Методы обучения

1

Особенности природной среды, их туристско-рекреационный потенциал

Видеофильм, карты географические и туристско-рекреационные

Демон-

страция, лекция, беседа

2

Механизмы взаимодейст-

вия компонентов природы и их результаты

Схемы, таблицы, натуральные объекты, природные комплексы

Демонстрация, наб-

людение

В программе подготовки студентов по специальности «Рекреация и туризм» особое место должно занимать обучение знаниям экологии человека и социальной экологии, что способствуют формированию нового мировоззрения в сложный период становления рыночной экономики, складывающихся новых взаимоотношений между людьми разного социального статуса и жизненного уровня. Человек, с его неустойчивой психикою, стрессами, неблагополучным и подчас опасным бытием становится одним из важнейших факторов экологического благополучия.

Большое значение имеет национально-краеведческий компонент содержания образования. Работники туристско-рекреационного комплекса должны не только хорошо знать национальные этнические особенности своего края и всех территорий, на которых осуществляется туристическая и рекреационная деятельность. Такие знания имеют самое прямое отношение к уровню экологической образованности и воспитанности. Анализ некоторых народных пословиц и поговорок показывает, что в них содержится опыт общения человека с природой в самых различных ситуациях. При этом хочется подчеркнуть, что мудрые наши предки, не подозревавшие о значении их высказываний для экологического воспитания, проговаривали те истины, которые сегодня лежат в основе психологического иммунитета в неблагополучных экологических ситуациях. Национально-краеведческий компонент гарантирует особый подход к формированию экологических знаний, так как он отвечает требованиям одного из важнейших принципов дидактики: от простого к сложному, от близкого, знакомого к далекому, абстрактному. Это значит, что глобальные экологические проблемы могут быть поняты, осмыслены лишь тогда, когда обучаемый усвоит местные проблемы и научится приемам мониторинга на местном уровне.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) педагогическая система экологического образования специалистов туристско-рекреационной сферы должна быть эффективной, что может гарантироваться системным подходом к содержанию, средствам и методам обучения; 2) важнейшим гарантом эффективности экологического образования и высокого качества знаний являются цели обучения, научно-обоснованные с педагогической и экологической точек зрения; 3) национально-краеведческий компонент экологического образования – неотъемлемая часть системы экологического образования и воспитания; 4) экология человека должна занимать ведущее место в системе подготовки работников туристско-рекреационной сферы; 5) экологическое образование и воспитание должны опираться на социальную экологию, социальную педагогику, которые являются важнейшими науками в системе общего и специального экологического образования специалистов, работа которых будет осуществляться в различных социально-экономических условиях.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.