Июн 04 2001

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

Опубликовано в 00:07 в категории Туризм на Чёрном море

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

Н.Л. Жукова, Н.А. Жданова

Донецкий государственный университет экономики

и торговли им. М.И. Туган-Барановского, Украина

Туризм в развитых странах является одним из важных источников стабильного дохода государства. Кроме того, что туристический бизнес является высокорентабельным, он еще служит мощным фактором усиления престижа страны, ознакомления с национальными культурами, историей, обычаями, религиозными ценностями.

Туризм для потребителей - это сфера формирования и удовлетворения потребностей, для представителей рынка туристических услуг - это отрасль приложения капитала и область деятельности, в том числе сфера проектирования, строительства и эксплуатации учреждений, зон и комплексов отдыха, сфера научного прогнозирования эффективности оздоровительных функций туризма и экономической эффективности функционирования различного рода учреждений и предприятий рынка туризма.

По прогнозам экспертов, бурное развитие туризма будет продолжаться и далее, уже в первые годы нового столетия эта отрасль имеет все шансы стать ведущей отраслью в мире. "Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек" [4].

В настоящее время туристической деятельностью в Украине занимается свыше 1,5 тыс. предприятий, на которых работает почти 100 тыс. человек. Для обслуживания туристических потоков задействовано более 3 тыс. лечебно-оздоровительных учреждений, почти 1,5 тыс. гостиниц, мотелей и кемпингов разных форм собственности.

Результаты проведенного нами маркетингового исследования показали, что в 1999 г. субъектами туристической деятельности Украины было обслужено 2,17 млн. туристов, в том числе: иностранных лиц –

290,5тыс. (13,4 %), иностранных туристов на круизных судах – 46,6 тыс. (2,1 %), гра-ждан Украины, выезжающих за границу, – 611,6 тыс. (28,2 %), граждан Украины на круизных судах – 19,6 тыс. (0,9 %), туристов, охваченных внутренним туризмом, – 1,2 млн. чел. (55,4 %). Кроме того, субъектами туристического бизнеса предоставлено услуг 982,4 тыс. экскурсантам.

Однако, реальная численность выезжающих и приезжающих под видом туристов, значительно большая. Это обусловлено следующими причинами:

– определенная часть граждан осуществляет поездки за границу, не обращаясь к услугам туристических фирм (например, к родственникам или знакомым, для осуществления бизнес-операций по купле-продаже товаров, трудоустройства, обучения, по служебным целям и т. д.);

– происходят миграционные процессы за счет прибытия беженцев из разных стран и граждан из СНГ для проживания в Украине.

Уникальный комплекс исторических, культурных и природных памятников, значительные рекреационные возможности, которые имеет наше государство и его отдельные регионы, привлекают все больше туристов, в том числе и иностранных. Обеспечить надлежащую отдачу от этого мощного потенциала, использовать его в интересах активного отдыха и оздоровления людей можно лишь при условии четкой организации туризма, создании и укреплении материально-технической базы, привлечении опытных и квалифицированных кадров.

Чтобы превратить Украину в туристическое государство мирового уровня, необходимо обеспечить эффективную координацию деятельности различных областей экономики, от которых зависит качественное предоставление туристических услуг. Это транспорт, торговля, связь, производство сувениров, индустрия развлечений, издательско-рекламная деятельность и т. д. [3].

В рамках проведения государственной политики развития туризма целесообразно создать надлежащую законодательно-нормативную базу деятельности туристической отрасли, привести ее в соответствие с требованиями международных стандартов; ускорить приватизацию объектов государственной собственности; содействовать процессу акционирования, созданию частных и совместных фирм, объединений предприятий в туристической отрасли (ассоциаций, корпораций, концернов и др.). В законодательном порядке необходимо определить перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации. Это касается ряда объектов гостиничного, туристического, санаторно-курортного и спортивного профиля, которые имеют общегосударственное значение и содействуют сохранению единой цепи туристическо-экскурсионных маршрутов между разными регионами Украины.

Необходимо также существенно уменьшить стоимость въездной визы для активизации потока иностранных туристов в Украину и стимулирования международного туризма.

Туристическая политика – это система методов, влияний и мероприятий социально-экономического, правового, культурного, внешнеполитического и иного характера, осуществляемая парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, ответственными за туристическую деятельность, с целью регулирования и координации туристической отрасли, формирования условий для развития.

Туристическая политика определенного региона в основном имеет следующие цели:

– обеспечение государственной поддержки туризма в регионе;

– привлечение наибольшего количества туристов в регион;

– увеличение количества денежных, в том числе валютных поступлений в местный бюджет;

– сбережение чистоты окружающей среды и охрана рекреационных ресурсов.

Сейчас особенно возрастает значение региональной политики как важного рычага государственного регулирования социально-экономи-ческого развития регионов. Туризм приносит прибыль в тех регионах, в которых он наиболее развит, при реальной поддержке властей, усматривающих в нем средство стимулирования сбалансированности и развития экономики. Поэтому важным направлением государственной политики туризма является его регионализация.

Приоритетными задачами рекреационно-туристического комплекса на сегодня являются:

– развитие курортов;

– создание национального природного парка, а также материально-технического и инфраструктурного обеспечения;

– реставрация, ремонт и возобновление многочисленных культурно-исторических памятников, а также народных ремесел, традиций;

– развитие материально-технической базы туризма в регионе;

– организация промышленного разлива минеральных вод для реализации в Украине и за рубежом;

– формирование современной информационно-рекламной службы;

– создание условий для приема паломников-христиан.

На данный момент особенно остро стоит вопрос налогообложения туристической деятельности. Суть проблемы в том, что налогом облагается вся сумма, на которую предоставлены услуги. Причем ставка этого налога (20 %) превышает средний показатель рентабельности этого вида деятельности (от 6 % до 10 %). Это одна из главных причин невозможности здоровой конкуренции на туристическом рынке Украины.

Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма Украины предложил следующее:

– выделить в законодательных и нормативных актах туристическую деятельность в отдельную отрасль национальной экономики (как это принято в большинстве высокоразвитых стран мира);

– внести изменения в законы Украины "О туризме", "О предпринимательстве", "О страховании", "О налоге на добавленную стоимость", которые позволили бы осуществлять туристическую деятельность в соответствии с существующей практикой;

– в целях уменьшения налогового давления на отрасль создать гибкую систему налогообложения туристических услуг;

– учитывая существующий международный опыт, предлагается ввести обязательный туристический сбор с прибывающих на территорию Украины иностранных граждан в размере, эквивалентном $1. Эти деньги пойдут на развитие информационно-рекламной деятельности, усовершенствование материально-технической базы отрасли;

– создать при Госкомитете "страховой резерв" для субъектов туристической деятельности. Эти средства будут направляться на возмещение убытков туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– установить плату за выдачу лицензий на осуществление туристической деятельности в размере 1 тыс. грн. для турагентов и 5 тыс. грн. для туроператоров с перечислением 50 % поступлений в государственный бюджет, а второй половины – в Фонд развития туризма;

– возобновить лицензирование внутреннего туризма и экскурсионной работы, которое было отменено без согласования с Государственным комитетом молодежной политики, спорта и туризма Украины.

По мнению представителей этой организации, отмена лицензи-рования данного вида деятельности может привести к упадку внутреннего туризма и экскурсионной работы, а также к ухудшению качества предоставляемых туристам услуг, снижению уровня их безопасности.

– уменьшить стоимость въездной визы в Украину для организованных групп туристов. Многие страны берут за визу не более $10, что способствует увеличению туристических потоков, а значит и прибыли от туризма.

Рассмотрев современное состояние туризма в Украине, можно выделить несколько характерных особенностей:

– законодательство в области туризма как внутреннего, так и выездного (въездного) ещё находится в стадии формирования;

– приоритетным видом туризма для Украины остается иностранный (въездной) туризм как весомый фактор пополнения валютными поступлениями государственной казны. Прием иностранных граждан в Украине – одно из наиболее прибыльных и перспективных направлений отечественного туристического бизнеса. Несмотря на сложные внутренние условия, уже сегодня оно развивается весьма успешно;

– Украинский рынок туристических услуг наполняется зарубежными туроператорами. Активизация нерезидентами розничной продажи туров неизбежно обострит борьбу за украинских туристов;

– сейчас в Украине насчитывается больше 4,5 тыс. учреждений для размещения туристов и отдыхающих на 620 тыс. мест, но они требуют модернизации и реконструкции в соответствии с международными стандартами. Кроме того, поддержания в надлежащем состоянии требуют и рекреационные зоны, памятники культуры и архитектуры Украины, другие объекты туристических и рекреационных услуг.

Развитие сферы туризма может и должно стать одним из важных факторов стимулирования нашей экономики, так как обусловливает создание большого количества новых рабочих мест для немалой армии безработных, что на сегодняшний день является особенно актуальным.

Литература

1. Указ Президента України "Про Основні напрями розвитку туризму в Україні до 2010 року" // Урядовий кур’єр. – 1999. - № 182. – С. 4-6.

2. Дослідження ринку товарів і послуг України: Матеріали науково-практичної конференції. – Полтава: ПКІ, 1998. – 434 с.

3. Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой: Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: СГУ, 2000. – 336 с.

4. Пузакова Е. П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. – М.: "Экспертное бюро – М", 1997.

summAry

Modern state of the market

of tourist business in Ukraine

N.L. Zhukova, N.A. Zhdanova

Donetsk state university of economy

and trade named by M. Tugan-Baranovsky, Ukraine

The article studies the current state at the market of tourist services in the Ukraine as well as regional one and analyzes the issues of tourist business legislation, both home and overseas, as well as prospects the state tourist business potentials. To streanthen the position of the Ukraine at foreign markets it is urgent to take constant care of prospective development of the ukrainian tourist businesses and their intervention to overseas markets.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.