мая 19 2001

РАЗВИТИЕ РЫНКА МОРСКИХ КРУИЗОВ

Опубликовано в 07:14 в категории Туризм на Чёрном море

РАЗВИТИЕ РЫНКА МОРСКИХ КРУИЗОВ

СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

О.А. Фастовец

Институт туризма ФПУ, г. Киев, Украина

В 1843 г. компания "P&O" впервые осуществила по заказу Томаса Кука перевозку группы туристов из Лондона в Черное море на судне "Тагус". Индустрия же круизов возникла гораздо позднее, в 60-х годах ХХвека. По определению "Краткого словаря международной туристской терминологии" – "круиз - это морская или речная поездка на теплоходе, используемом как средство перевозок, размещения, питания, развлечений, включающая в программу береговое обслуживание".

Индустрия круизов в Европе, как и во всем мире, в конце ХХ века пережила настоящий бум. В 2000 г. в мире 2 млн. европейцев и 6 млн. американцев совершили такое путешествие. Наибольшими "европейскими" ценителями отдыха на круизных судах являются британцы. За 1999год они совершили 859 тыс. поездок, это в четыре раза больше, чем в начале 1990-х годов [1].

Большое значение для операторов имеют круизы, минимальная продолжительность которых, как правило, составляет 2-3 дня, а максимальная - 20 и более суток. Чем продолжительнее круиз, тем он прибыльнее.

Наиболее популярными на европейском рынке являются семидневные туры по Средиземноморью (с доставкой туристов в порт отхода самолетами). Туры продолжительностью 5-7 суток составляют чуть менее 50 % всего количества круизов и имеют более 50 % общего числа их участников. Следующими по популярности, являются 2-4-суточные круизы, которые концентрируют 28 % общего числа пассажиров. Первое место среди подобных круизов занимают двухдневные комбинированные туры из кипрских портов. Далее следуют 3-4-суточные круизы по Эгейскому морю. Сегмент 8-14-суточных морских путешествий охватывает только 20 % пассажиров, однако значительно превосходит короткие круизы по количеству пассажиро-ночей. Доля длительных морских путешествий на 15-22 суток на Средиземноморском круизном рынке очень мала.

Среди операторов 2-4-дневных круизов доминируют компании "Louis Cruise Lines" и "Royal Olympic Cruises" (35 и 24 % рынка), оставшиеся 40 % принадлежат трем фирмам, базирующимся в городах Пирей и Лимасол: " Golden Sun Cruises", "New Paradise" и "Salamis".

По условиям и уровню обслуживания морские путешествия могут быть отнесены к категориям "Super Delux", "Delux Plus", "Delux", "Standard", "Economy". Однако одинаковые категории, к сожалению, не гарантируют равенства условий - сервис, комфорт, качество и разнообразие пищи, развлекательная программа - все это в значительной степени отличается у разных операторов и на разных лайнерах. Средиземноморская круизная территория является безусловным лидером на рынке Европы. По прогнозам експертов ежегодное число путешествующих на европейском рынке круизов к 2005 г. должно возрасти и составить 2,7 млн. из 10 млн. поклонников этого вида путешествий в мире. Спрос на круизные услуги в Средиземноморском регионе вырос с 1млн. 949 тыс. пассажиро-ночей в 1991 г. до более чем 6 млн. в 2000 [2]. Наиболее значительный рост спроса на услуги круизных операторов фиксируется в последние три года. Одним из факторов, способствовавших этому, стало увеличение на средиземноморских круизных маршрутах количества крупных лайнеров, включая "Grand Princess". Однако, рост популярности неравномерен. Западная часть Средиземноморья значительно опережает восточную. Исключение составляет лишь Кипр, за счет активного использования при организации круизов комбинированых туров, когда участники морских круизов доставляются к месту посадки на лайнеры самолетом. В Западном Средиземноморье аналогичным центром стали Балеарские острова. Условной границей между Западным и Восточным Средиземноморьем считается Аппенинский полуостров.

Основные круизы осуществляются в районах:

– из атлантических и североевропейских портов в порты Западного Средиземноморья и круизы по Западному Средиземноморью;

– Запад-Восток: круизы, включающие посещение портов как западной, так и восточной части Средиземноморья, например: Генуя - Барселона - Пирей -Венеция или круговые по всему Средиземноморью, например: Барселона-Стамбул-Барселона;

– Эейский регион: круизы по Эгейскому и Мраморному морям, например Стамбул-Пирей;

– Черноморский регион: все круизы из портов Восточного Средиземноморья с заходами в Черное море;

– страны Леванта: круизы с острова Кипр и других восточных средиземноморских портов с посещением Израиля, Египта, Ливана;

– другие районы: все остальные восточно-средиземноморские круизы, в том числе из Венеции через Адриатику в Эгейское море.

Средиземноморский рынок по наиболее часто используемым круизным мощностям (пассажиро-ночам) поровну делится на две части между Западом и Востоком. Это объясняется большой важностью рынка небольших по продолжительности круизов по Эгейскому морю и странам Леванта: эгейские круизы (3,4,7 суток) и туры в Святую Землю и Египет из портов Кипра (2-3 суток).

Черноморские круизы составили чуть больше 3 % всего средиземноморского рынка (8 % рынка восточной части Средиземноморья). Черноморские круизы характеризуются гораздо большей продолжительностью (до 10 суток).

К основным круизным операторам западного Средиземноморья относятся "Сosta" и "Airtour", на востоке "Aegean Renaissance" и "Royal Olympic". Компания "Louis Cruise Line" является лидером в организации круизов в Левант, а компания "NCL" контролирует 50 % черноморского круизного рынка.

Основными чертами современного этапа развития морского круизного флота Европы являются увеличение размеров и тоннажа суден. Волна гигантомании проявилась в строительстве и эксплуатации лайнеров вместимостью до 5 тыс. чел. (3,5 тыс. туристов и 1,2 тыс. чел. экипажа).

Портфель заказов на новые пассажирские суда составил астрономическую сумму - 13 млрд. долл. США. Это ведет к постепенному вытеснению с основных туристических линий пассажирских судов малого тоннажа, небольших круизных компаний, которые в свою очередь будут интенсифицировать свое присутствие в таких регионах как Черноморский.

В огромной степени рост круизного бизнеса в Европе (в 1999 г. на 25%) связан с появлением на рынке более крупных и скоростных судов. Например, компания "Royal Olympic" недавно получила судно "Olympic Voyager" (водоизмещением 25 тыс. тонн). В 1999 г. пополнили европейский рынок "Mistral" (47,9 тыс. тонн) и 16 палубная "Costa Atlantica" (85тыс. тонн). Это судно отвечает требованиям итальянского экологического реестра с занесением в определение класса знака "Зеленая звезда".

Еще одной чертой современного рынка является широкое использование многоцелевых паромных судов, выполняющих круизную функцию. Кроме традиционных круизных лайнеров и многоцелевых автомобильно-пассажирских паромов становятся популярными небольшие, но достаточно комфортабельные суда и яхты для прогулок и отдыха. Стремительное развитие малотоннажного флота характерно и для Украины. На современном этапе рыночных реформ Украина не в состоянии ни строить, ни закупать крупные морские пассажирские лайнеры. Развитие должны получить современные скоростные суда небольшого тоннажа, позволяющие совершать краткосрочные недорогие путешествия по маршрутам Одесса-Ялта, Одесса-Сочи, Ялта-Сочи-Новороссийск, Одесса-Стамбул.

К преимуществам такого флота относится соответствие индивидуальным устремлениям как отдыхающих, так и бизнесменов, которые могут совместить непродолжительную деловую поездку с морским отдыхом. Суда небольшого тоннажа имеют высокую скорость - 40-50 узлов, т.е. 75-100 км в час и небольшую стоимость постройки от 5-7 млн. для пассажирских и до 40 млн. долл. для паромов с грузовой функцией. Они имеют быструю окупаемость - 3-5 лет [3].

Украина участвует в становлении транспортных коридоров, которые привлекут деловых пассажиров и туристов. Совместно с Польшей разработана концепция транспортного коридора Гданьск-Одесса (№ 10). Направление Гданьск-Одесса состыковывается с Евро-Азиатским транспортным коридором (ЕАТК), который будет развиваться в форме сообщения между портами Украины и Грузии и далее в Азербайджан и Туркменистан.

Нельзя забывать и о такой популярной разновидности отдыха на воде как яхтинг. Отдых под парусами пользуется огромной популярностью во всем мире и Черноморский регион не должен составлять исключение. Помимо портовых сборов туристы с яхт, как правило, оставляют в городе около 100 долларов в сутки. К сожалению, пока Черное море остается "белым пятном" для яхтсменов. В среднем лишь сорок яхт заходит в порты Украины.

Острой остается проблема длительного прохождения паспортного и таможенного контроля в портах Украины.

После распада СССР Украине достались 30 % собственности торгового флота, 18 морских и 8 речных портов, судоремонтные и судостроительные заводы. Если на конец 1980-х годов на Крымско-Кавказской линии за год перевозилось 2,1-2,5 млн. пассажиров (из которых 10-12 % составляли иностранные граждане), то в 2000 г. Ялту посетили лишь 45 судов с 22,8 тыс. туристов. Из морской державы Украина превратилась в страну у моря.

Благоприятный климат и обилие исторических и культурных памятников делают Черноморское побережье Украины привлекательным для туристов, но Черноморский советский туризм 1980-х годов умер, а туристическая индустрия Украины пока находится в "зачаточном состоянии".

Литература

1. Круизный рынок Европы // Порты Украины. - 2000.- № 4. - С. 23.

2. Уайльд П. Круиз- это не просто// Судоходство. - 2000. - № 6. – С. 6-7.

3. Линский Н., Ларкин Ю. ХХ1 век: Украина и морской туризм // Судоходство. – 2000. - № 11. - С. 7.

4. Киричук К. Как возродить круизное судоходство в Черном море // Судоходство. – 2000. - № 6. - С. 12-13.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.