Июн 04 2001

Круглякова Л.Л., Кругляков О.М.

Опубликовано в 15:35 в категории Туризм на Чёрном море

Принципы развития экологически ориентированного
туризма в Украинском Причерноморье

Круглякова Л.Л., Кругляков О.М.

(Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесский филиал Академии государственного управления при Президенте Украины, г. Одесса,Украина)

Factors and principals of forming of the policy for the development of ecologic-oriented tourism (eco-tourism) in the coaslal zone of Ukraine are considered

Стратегия устойчивого развития прибрежных областей Черного моря Стамбул, 1996) выделяет туризм как один из приоритетных секторов экономического роста причерноморских стран. Развитие туризма  предполагает наличие таких основных групп факторов,  как природно-ресурсный потенциал; историко-культурное наследие; капитал, поскольку необходимы огромные инвестиции на создание инфраструктуры;

трудовые ресурсы.

Анализ указанных факторов с точки зрения развития туризма на приморских территориях Украины показывает следующее:

— здесь сконцентрирован комплекс природных рекреационно-туристических ресурсов: климатических, бальнеологических, познавательных (натуралистических и историко-культурных, этнографических), спортивно-оздоровительных, в том числе для водно-спортивного туризма, однако преимущественно используются лечебно-оздоровительные функции природно-ресурсного потенциала; емкость коечного фонда сети санаториев и пансионатов с лечением, баз и домов отдыха почти в 20 раз превосходит емкость турбаз и других учреждений туризма, хотя расчетная единовременная емкость естественных ресурсов при ориентации на прогулочно-оздоровительный и познавательно-экскурсионный отдых позволяет провести реструктуризацию предоставляемых услуг для большей части учреждений отдыха;

— важной предпосылкой формирования территорий туристического притяжения, в частности экотуристических зон, являются объекты природно-заповедного фонда (в береговой зоне имеются 7 государственных заповедников, в том числе Дунайский биосферный заповедник, национальный парк, 137 памятников природы, 35 заповедников и заказников местного значения), не вошедшие в природно-заповедный фонд водно-болотные угодья, находящиеся под охраной Рамсарской Конвенции, главным образом как места обитания водоплавающих птиц, а также перспективные для включения в сеть охраняемых территорий и акваторий природные объекты с уникальным животным и растительным миром; многочисленные историко-культурные памятники и достопримечательности, этнографический потенциал;

— для приморского рекреационно-туристического хозяйства в последние годы характерны стагнационные явления, обусловленные низким жизненным уровнем основной части населения Украины, растущими ценами на туристические услуги, в ряде случаев более высокими, чем на аналогичные или даже более высококачественные услуги за рубежом;

— уровень развития созданной еще в бывшем СССР материальной базы лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, пансионатов, домов отдыха) и инфраструктуры, рассчитанной, в основном, на туристов из СНГ, в целом не соответствует международным стандартам; модернизация этой материальной базы, интенсивное развитие инфраструктуры, в том числе природоохранной, в условиях ограниченного капитала невозможна в ближайшей перспективе;

— имеется достаточное количество трудовых ресурсов для развития туризма, поскольку, во-первых, на современном рынке труда предложение значительно превышает спрос; во-вторых, в связи с сезонностью туризм создает возможность для трудоустройства людей, не занятых постоянной работой, причем доля высококвалифицированных работников в этой сфере относительно невелика.

Современная политика в отношении туризма направлена, главным образом, на развитие выездного и иностранного туризма, в частности, круизного, а также на дальнейшее использование лечебно-оздоровительного потенциала приморских территорий. Однако, учитывая оценку вышеприведенных факторов развития туризма, а также необходимость обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития приморских территорий, включающих также сохранение и реабилитацию природно-исторического потенциала, следует в региональной политике в большей мере акцентировать внимание на экологически ориентированный туризм, в частности, зеленый, аква– и сельский туризм. Для указанных видов туризма, с одной стороны, нужна специфическая инфраструктура и оборудование (причалы, оборудованные места наблюдения за животным миром, безмоторные виды транспорта, экологические тропы и др.), с другой стороны, в особенности для внутреннего туризма, нет потребности в высококомфортабельном жилье, необходимы услуги типа «ночлег-еда» с умеренными ценами.

Эти формы туризма за рубежом приобретают все большую популярность. Экономическое значение указанных видов туризма, особенно сельского, в том, что происходит перераспределение доходов и выравнивание диспропорций между сельской местностью и городом, возникающих из-за «оседания» основной части денежных поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции в городе. Социальное значение этих видов туризма — в привлечении к предпринимательству неадаптированных к рыночным условиям населения сел и больших городов (территории с ценными природными комплексами расположены, главным образом, в малонаселенных районах), а также безработных, пенсионеров. Значительна роль экологически ориентированного туризма в перспективном повышении спроса на более дешевые туристические услуги и стимулирование роста уровня социально-экономического развития приморских административных районов.

Следует отметить, что современная политико-правовая среда лишь в определенной мере благоприятствует развитию экотуризма и сельского зеленого туризма. Действует «Закон о туризме», определены «Основные направления туризма в Украине до 2010 года», где, в частности, отмечается необходимость создания благоприятных условий для развития активных видов туризма (в том числе экотуризма), привлечение частного сектора, особенно в сельской местности, в сферу сельского (зеленого) туризма.

Развитию экологически ориентированного туризма в морской береговой зоне может благоприятствовать экологическое законодательство, в частности «Закон о природно-заповедном фонде», а также участие Украины в международных соглашениях, касающихся охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, например, в Конвенции RAMSAR, Министерской (Одесской) Декларации о защите Черного моря. Однако для развития экологически ориентированного туризма, как и туризма в целом, необходимо расширение существующей нормативно-правовой базы.

При определении приоритетов политики экологически ориентированного туризма в приморских регионах следует учитывать территориальный, экологический, социальный, отраслевой аспекты проблемы, а также необходимые правовые и организационно-экономические трансформации, которые бы содействовали активизации предпринимательской деятельности и повышению спроса в этой сфере.

Учет территориального аспекта предполагает:

— выбор территорий туристского притяжения, которые могли бы стать опорными (узловыми) в развитии экотуризма ( в их число могут войти уже существующие особо охраняемые природные комплексы, например, Дунайский биосферный заповедник, либо перспективные, в частности из утвержденного списка водно-болотных угодий, имеющих международное значение как места обитания птиц); перспективные для особой охраны территории традиционного быта, например, отдельные села в местах компактного проживания национальных групп или искусственно созданные территории, имитирующие традиционный быт наиболее многочисленной в данной местности национальной группы; территории с историко-культурными, археологическими памятниками и достопримечательностями;

— сегментирование рынка туристического спроса; выбор сегментов с предпочтением людей в отношении конкретных территорий и видов экотуристической деятельности (например, в Одесской области, эко-туристические зоны в районе Придунайских озер — дельты Дуная; дельты Днестра; развитие сельского туризма в этих зонах, а также на побережье лиманов Бурнас — Шаганы — Алибей);

— сочетание экотуризма и восстановление деградировавших в результате экологически необоснованной хозяйственной деятельности участков с ценными природными комплексами, а также рекуперационных участков в буферных зонах особо охраняемых территорий.

С экологической точки зрения необходима, прежде всего, сбалансированная интеграция экотуризма и сельского туризма в ту окружающую природную среду, которая, собственно, определяет туристский спрос. От того, как будет обеспечен контроль землепользования и потока туристов, зависит устойчивость развития этих видов туризма. Кроме того, особый акцент следует сделать на соединение развития туризма с традиционными системами хозяйствования: рыболовством и рыбоводством, садоводством, виноградарством и виноделием, производством сельхозпродукции, коневодством, традиционными ремеслами.

При рассмотрении отраслевого аспекта экологически ориентированного туризма важными являются вопросы разработки туров и туристических занятий, которые «привязаны» к территориям, перспективным для этих форм туризма, а также проблемы создания специфической инфраструктуры и достижения соответствующего уровня туристско-экскурсионных услуг (в том числе создание центров эко- и сельского туризма, строительства небольших отелей и мест кратковременного отдыха «ночлег-еда», модернизация сельского жилищного сектора для приема туристов).

Для расширения социальной базы развития экологически ориентированного туризма необходим поиск действенных форм сотрудничества с сельскими жителями, общественными организациями, в частности, в области защиты окружающей природной среды и ценных природных объектов; создание системы экотуристической информации, подготовка работников в этой сфере туризма, в том числе из местных жителей; привлечение местного населения к строительству, возрождению традиционных ремесел; подготовка работников сферы экотуризма, в том числе местных экскурсоводов, капитанов экскурсионных судов для действенной помощи в экотуристической деятельности и т.д.

Реализация стратегии экологически ориентированного туризма в морской береговой зоне Украины требует обеспечения условий приоритетности его развития, в частности определенных правовых и организационно-экономических условий.

В их числе можно выделить следующие:

1. Расширение законодательной базы, упорядочивающей туристическую деятельность приморского типа, стимулирующей развитие предпринимательства в сфере экологически ориентированного туризма;

определяющей стандарты и сертификацию услуг в этой сфере, в частности критерии оценки жилищных услуг, тарифную политику, льготные и кредитные условия; усиливающую финансовую независимость местного самоуправления.

2. Установление в Концепциях и программах развития приморских административных районов приоритетов туристско-рекреационной индустрии как неотъемлемой части экономики приморской сельской местности.

3. Разработка комплексных  планов и бизнес-программ развития туризма, в том числе экотуризма, на конкретных территориях, и экологической инфраструктуры  для практического управления интеграцией туризма в окружающую природную среду.

4. Формирование новых финансово-экономических основ регионального развития туризма; оптимизация системы источников получения дополнительных финансовых средств и механизмов финансирования заповедников, а также  территориальных объединений сельских жителей, предоставляющих услуги для экологически ориентированного туризма.

5. Формирование квалифицированного кадрового потенциала сферы экотуризма, создание многоуровневой системы подготовки, подбора и повышения квалификации кадров, стажировки управленцев в области экотуризма за рубежом; разработка программы обучения практической работе в отношении улучшения состояния ценных природных комплексов, сочетающейся с развитием экотуризма на этих территориях.

6. Расширение функций отдельных рекреационных учреждений, особенно в сельской местности с включением предоставления экотуристических услуг, создание и развитие системы экотуристических центров, в том числе центров эколого-культурологической и коммерческой информации.

7. Координация и согласование действий Государственного Комитетеа Украины по туризму, Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства транспорта Украины, других министерств и ведомств для комплексного решения вопросов развития туризма; создание специальных органов для содействия региональному развитию экологически ориентированного туризма.

8. Международное сотрудничество, в том числе по линии обмена информацией и опытом практической работы в области развития экотуристического сектора в приморских районах (трансграничное сотрудничество со странами Черноморского региона, третьими странами для решения общих проблем).

В целом, стратегия экологически ориентированного развития туризма в приморских регионах предполагает решение ряда проблем на микроуровне (приморские административные районы и отдельные территории), региональном (приморские области Приазовья и Причерноморья), национальном и международном. Ее реализация может быть успешной, если она станет составляющей стратегии развития конкретных приморских территорий, прежде всего, в сельской местности.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.