Дек 14 2002

Развитие национальных участков

Опубликовано в 00:09 в категории Транспортная конференция

Развитие национальных участков

транспортных коридоров

В.И. Крутякова

Госуправление экологии и природных ресурсов в Одесской области

Расширение международного сотрудничества одна из главных составляющих экономических реформ Украины. Страна имеет протяженные границы с европейскими государствами. Поэтому формирование транспортной политики адекватной принципам развития транспорта Европейского сообщества – первоочередное направление в экономике страны.

Транспортный комплекс является важной составляющей частью в структуре народного хозяйства Украины. Ее доля в валовом внутреннем продукте превышает 20%, стоимость основных производственных фондов отрасли составляет 14% от общей стоимости производственного потенциала страны.

Глубокий экономический кризис в Украине послужил предпосылкой сложившейся ситуации на транспорте.

Основная задача, которая стоит перед транспортной отраслью Украины – внедрение на мировой рынок транспортных услуг и вхождения в международные транспортные коридоры на равноправных условиях. В этом аспекте базовыми приоритетами политики страны должны быть:

– ускорение интеграции транспортного комплекса Украины в мировую транспортную систему;

– повышение эффективности международных транспортных связей;

– обеспечение устойчивости транзита через территорию Украины;

– гармонизация правового режима транспорта с нормами международного транспортного права.

Все эти приоритеты тесно связаны с концепцией развития международных транспортных коридоров.

Международный транспортный коридор рассматривается как комплекс наземных и водных транспортных магистралей на определенном направлении, с соответствующей инфраструктурой, включающей вспомогательные сооружения, подъездные пути, пограничные переходы;

сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, оборудованные для управления движением. Этот комплекс действует в соответствии с законодательными и нормативными актами, обеспечивающими возможность перевозки грузов и пассажиров на уровне требований ЕС.

Вторая Паневропейская (Критская) конференция по вопросам транспорта определила девять транспортных коридоров, четыре из которых проходят по территории Украины:

– коридор № 3: Берлин (Дрезден) – Вроцлав - Львов- Киев;

– коридор № 5: Триест – Любляна – Будапешт – Братислава – Ужгород – Львов;

– коридор № 7 , Дунайский (водный): Австрия – Венгрия –Югославия –Болгария – Румыния- Молдова – Украина;

– коридор № 9: Хельсинки – Санкт-Петербург – Киев (Москва) –Одесса (Кишинев) –Бухарест – Александрополис.

Кроме этих транспортных коридоров определены коридоры которые Украина будет предлагать включить в дополнение к существующей международной сети. Важнейшие из них: Гданьск – Одесса и Евро-Азиатский транспортный коридор (Ильичевск –Поти – Тбилиси – Баку). Оба коридора имеют для Украины большое значение.

Между правительствами Украины, Грузии и Азербайджана подписано трехстороннее соглашение о создании и функционировании международного Евро-Азиатского транспортного коридора.

В 1998 году в Баку состоялась международная конференция «Восстановление исторического Шелкового пути», на которой 12 стран, в том числе и Украина, подписали "Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия".

Объединение в единую транспортную систему коридоров TRACECA Евро-Азиатского коридора, коридора Гданьск – Одесса и критских позволяет создать реальные условия для комбинированной схемы перевозок грузов "море-суша" в направление Балтийского, Черного и Каспийского морей по самому короткому расстоянию.

Очевидно, этот процесс вначале будет носить региональный характер, отличаться существенными трениями и противоборством участников.

Система геополитических отношений может базироваться на следующих интеграционных исправлениях:

– Формирование общей политики региональной стабильности, безопасности и сотрудничества.

– Развитие транснациональных коммуникаций.

– Обеспечение экологического равновесия и охраны природного биологического разнообразия региона.

Создание транспортных коридоров и включение их в международную транспортную систему признаны приоритетным общегосударственным направлением развития транспортно-дорожного комплекса Украины. Постановлением Кабинета Министров от 4 августа 1997 года № 321 утверждена Концепция создания и функционирования транспортных коридоров. Концепцией определены главные направления развития международной транспортной сети Украины по наземным видам транспорта во взаимосвязи с водным транспортом и в увязке ее с создаваемой общеевропейской сетью. В основу положены принципы международной транспортной политики, применяемые в ЕС, включая политические аспекты, социальный прогресс, отношения между государством и транспортом, коммерческие аспекты, тарифную политику, организацию перевозок, развитие инфраструктуры и сервиса, пересечение государственных границ, технические и технологические проблемы, либерализацию и гармонизацию транспортного рынка, экономические требования и безопасность и др.

Переход на эти принципы должен быть постепенным, поэтапным, учитывая принятые в Украине соответствующую законодательную и правовую базы.

Рассматриваются также два принципиальных варианта развития современной международной транспортной сети:

– реконструкция и модернизация действующей сети;

– сооружение новой транспортной сети с полным комплексом необходимых устройств, инфраструктуры, сервиса.

В развитие концептуальных положений была разработана Программа создания, и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров.

В то же время, за последние годы объемы транзитных перевозок через Украину значительно сократились, в то время, как в Беларуси, странах Балтии наблюдается их рост, благодаря проводимой этими странами скоординированной транзитной политике. То есть произошел перед грузопотоков транзита не в пользу Украины. Так, на автотранспорте за последние три года объемы транспортных перевозок уменьшились в 2,6 раза.

В морских портах переработка транзита возрастает в основном за счет нефти и нефтепродуктов. Транзит генеральных грузов не возрастает, а контейнерных – уменьшается. Практически прекратились транзитные перевозки речным флотом.

Основными причинами снижения объема транзитных перевозок стали нескоординированая тарифная политика и неудовлетворительное качество обслуживание грузовладельцев. Различными ведомствами установлены большие суммы различных сборов при пересечении границы Украины, созданы значительные трудности в оформлении грузов и транспортных средств. Причина лежит в коммерциализации государственных структур, нормативные документы которых устанавливали сборы, процедуру и порядок прохождения транзитных грузов через украинские границы, а также наделяли чиновников на местах исключительными правами, например, задерживать суда, вагоны, грузы, снимать пломбы отправителей и таможни, отбирать неопределенное количество образцов товаров для "анализа" и т.д. Документы, разработанные чиновниками Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства, Государственного таможенного комитета и др., предусматривали непомерно высокие сборы за транзит, которые распределялись между министерствами и ведомствами и не поступали в бюджет. Кроме всего, не возлагалось никакой ответственности на чиновника за задержки груза и простой транспорта, возмещение расходов грузовладельца, перевозчика. То есть, реальные преимущества при создании международных транспортных коридоров получили страны, сумевшие создать современную инфраструктуру для ускорения прохождения грузов и капиталов.

Создание транспортных коридоров наряду с улучшением транспортного обслуживания сыграет значительную роль в социально-экономическом развитии прилегающих территорий.

Вредное влияние транспорта на окружающую природную среду обусловлено, прежде всего, вредными выбросами в атмосферный воздух, загрязнением поверхностных и грунтовых вод, чрезмерным шумом. Создание сети транспортных коридоров должно значительно уменьшить негативное влияние транспорта на прилегающей территории. Это будет достигнуто в результате значительного улучшения условий движения, уменьшения загруженности автомобильных дорог, создания на новых магистралях соответствующих природоохранных условий.

Обеспечение благоприятных условий движения на магистралях, равномерных скоростей, исключения пробок и необоснованных изменений режима движения обеспечит значительное изменение вредных выбросов в атмосферный воздух. Кроме того, транспортные коридоры требуют качественного улучшения конструкции двигателей автомобилей и использование только высококачественного топлива для них.

На автомагистральных транспортных коридорах будут созданы сооружения для очистки поверхностного стока.

За счет прокладки трасс автомагистралей за границами населенных пунктов, регулирования застройки в зоне их действия, соблюдения соответствующих параметров в плане и продольном профиле, значительно снизится вредное влияние шума от движения транспорта. В случае прохождения автомагистрали поблизости от населенных пунктов, на них будут устанавливаться противошумовые сооружения.

Таким образом, усовершенствование процессов перевозки грузов с использованием транспортных коридоров обеспечит экономическое развитие региональных центров Украины. На последующих этапах, с появлением инвестиционной привлекательности транспортной системы Украины, возможно ожидать роста ее конкурентоспособности.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.