Дек 08 2002

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ЗОНЕ

Опубликовано в 22:31 в категории Транспортная конференция

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В ЗОНЕ

НОВЫХ ГРАНИЦ ЕС И НАТО

З.С. Бройде

Государственный НТЦ "Экоресурс", г. Черновцы

В зоне новых восточных границ ЕС и НАТО от Балтики до Черного моря Украина – единственная страна, граничащая со всеми центрально-европейскими государствами, вступающими в обе названные структуры: Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, а также с Болгарией и Турцией.

В сочетании с возможностями транспортной сети бывших СССР и СЭВ нынешняя геополитическая ситуация открывает перед Украиной уникальные возможности [1] становления в качестве европейской транзитной державы как в сообщениях между Западом и Востоком, так и в Балтийско-Средиземноморском направлении.

Германия

Скандинавия

Беларусь

Страны Балтии

Р

Финляндия

Австрия

Польша

Галиция Волынь

О

Дальний Восток

Бывшая

Югославия

Словакия

Чехия

Закарпатье УКРАИНА

С

Средняя Азия

Італия

Венгрия

С

Кавказ

Греция

Румыния

Буковина

Одесская область

И

Азербайджан

Турция

Болгария

Молдова Ближний Восток

Я

Грузия

Данные возможности не исчерпываются железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом. Они также включают или непосредственно связаны с транзитом энергоносителей, развитием туристско-рекреационного бизнеса, изменением использования водных ресурсов и рядом других механизмов "подключения" украинской экономики к коммуникационным, информационным и другим сетям современной Европы. В свою очередь структурные изменения такого

рода влекут за собой коренной пересмотр понятий безопасности [2] на всех иерархических уровнях от отдельно взятого индивидуума или объекта до макрорегиональных и глобальных систем.

Современные подходы устойчивого пространственного развития и технологического предвидения [3] создают возможности для интегральной оценки и сбалансированного сочетания международных, национальных, региональных и местных интересов как в плане социально-экономического развития и международной кооперации, так и с точки зрения безопасности.

В частности, в разделе "Будущее европейской транспортной политики" Линцкой Декларации, принятой 21.марта 2002 г. по инициативе Ассамблеи европейских регионов 17-ю основными европейскими межрегиональными структурами, включая Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Совет европейских муниципалитетов и регионов и Комитет регионов ЕС, подчеркивается следующее:

– целью является построение когерентной мультимодальной сети, способной гарантировать наилучший результат как в смысле денег и эффективности, так и с точки зрения безопасности, окружающей среды (ОС), доступности для регионов и социальных приоритетов;

– европейская транспортная политика должна предусматривать особые обстоятельства географических, экономических, градостроительных структур регионов, включая отдаленные территории Западной, Центральной, Восточной Европы, северных и южных областей, горных и сельских районов, трансграничных регионов и больших городов;

– пространственное планирование должно максимально использовать развитие транспорта в направлении повышения эффективности, защиты ОС, энергосбережения и использования территорий путем сбалансированного развития без потери качества и ущерба ОС в каждом регионе и на примыкающих пространствах с особым вниманием к природе и ОС.. Сов­ременные тенденции в жизненных секторах, как то: жилищном, трудовом и досуга создают качественно новые критерии развития транспорта;:

– развивая пространственное планирование, региональную и транспортную политику, Еврокомиссия должна учитывать ведущую роль трансграничного взаимодействия, оказывая финансовую поддержку развитию сотрудничества регионов стран ЕС, Восточной Европы и других, не являющихся членами ЕС для обеспечения решения проблем, связанных с ОС, стандартами безопасности и мультимодальностью транспортных систем.

По результатам многосторонних европейских Форумов, трансграничных проектов и программ, а также по опыту их воплощения путем создания Экоеврорегиона в рамках Еврорегиона "Верхний Прут" [3-8], для успешной реализации Украиной и ее соседями вышеизложенных принципов развития транспортных систем необходимо:

1. Максимально использовать предыдущий опыт развития европейских трансграничных транспортных систем с учетом современных подходов устойчивого пространственного развития, технологического предвидения и реальных экономических перспектив.

Примером может служить одна из первых моделей "Европы Регионов" ― одновременное формирование в ХIХ – начале ХХ вв. на стыке границ бывших австрийских коронных земель Буковины и Галиции, Российской империи и королевской Румынии трансконтинентальных и местных транспортных систем [10] и их влияние на экономическое развитие региона [11]. В частности, по статистическим показателям развитие транспортной сети Буковины в то время не уступало таким всемирно известным центрам туризма как Зальцбург или Каринтия.

2. В качестве основного инструмента для реализации такой политики [12] стандартами ISO 9000:2000 и ISO 14000 предусмотрен единый процессный подход, (разновидностями которого являются Life Cycle Assessment, Cleaner Production Flow Charts, Eco-efficiency etc.), служащий единой методологической базой для последовательного и согласованного совершенствования всей антропогенной деятельности – от единичных технологических операций до глобальных взаимодействий с ОС.

Внедрение процессного подхода, основанного на оценке материально-энергетических балансов, в развитие, технологии и управление транспортных систем, позволяет объединить технические инновации с экономической оптимизацией природопользования и обеспечением безопасности в ее современном понимании на всех вышеупомянутых уровнях, включая также международное сотрудничество.

На Бухарестском Саммите "Окружающая среда и устойчивое развитие в Карпатско-Дунайском регионе" главы 16 государств 30 апреля 2001 г. подписали Декларацию, предусматривающую поддержку "новых путей и средств для интегрированных совместных подходов к устойчивому развитию в Карпатском регионе, сосредоточенных на специфических проблемах индустрии, агро-лесного хозяйства, развитии села, энергетики, горной промышленности и транспорта в сотрудничестве с национальными властями, частным сектором и международными организациями…, создание благоприятного климата и совершенствование взаимодействия для передачи технологий, по научно-техническим вопросам, связанным с ОС, особенно в части развития и распространения инновационных энерго-эффективных и экологически-приемлемых технологий и мобилизации финансовых ресурсов на проектах и программах по вопросам ОС и устойчивого развития в Карпатско-Дунайском регионе с использованием существующих механизмов привлечения для этой цели средств специальных программ ЕС и GEF".

Очевидно, что успешная реализация такого подхода, включая получение помощи от международных программ, невозможна без последовательной гармонизации нормативно-правовой базы Украины с правилами и стандартами ЕС и других международных структур. Для решения задач подобного рода распоряжением от 14.02.2002 г. № 59-р Кабинет Министров Украины поддержал предложение Совета Еврорегиона "Верхний Прут" об экспериментальной отработке на его основе "механизмов трансграничного сотрудничества как элементов процесса европейской интеграции и построения региональной политики".

В частности Концепцией Программы трансграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона "Верхний Прут", одобренной Межведомственной комиссией по вопросам трансграничного сотрудничества и еврорегионов, предусматривается "Возрождение по согласованию на межправительственном уровне транспортных сообщений, развитых через Буковину в зоне бывших границ Австро-Венгерской и Российской империй, как кратчайшего транзитного пути с Востока к Центральной и Юго-восточной Европе, Средиземноморью и Западному Причерноморью, а также – вдоль новых восточных границ ЕС с Юга на Север. В частности – обновление дорог к международным пунктам пропуска, железнодорожных сообщений и авиационных перевозок между аэропортами Черновцов и других членов Еврорегиона".

Литература

1. Бройде З.С. Завдання і стимули для української еліти у контексті розширення ЄС і НАТО та сучасних критеріїв безпеки //Регіональні та національні еліти: Хто формує політику?: Матеріали Міжнародної наукової конференції 6-7 грудня 2001 р.– Буковинський політологічний центр, Фонд Ф. Еберта. – Чернівці.– 2002 р.– С. 90-99.

2. Бройде З.С. НАТО і Єврорегіони Східної Європи: спільні інтереси та потенціал співробітництва у сфері безпеки. //Проблеми прикордонних регіонів у контексті розширення НАТО. Чернівці: Буковинський політологічний центр, Центр інформації та документації НАТО в Україні. - 2001 р.- С.96-106.

3. Z.Broyde. New Euroregional model for transfrontier co-operation on the future EU eastern border //European Conference on the role of local & regional authorities in transnational co-operation in the field of regional/spatial development.– Dresden, 15-16 of May, 2002.- 7p.

4. Declaration on Environment and Sustainable Development in the Carpathian and Danube Region.- Bucharest, 30 April 2001 – 4 p.

5. Villach Resolution of the V Environmental Conference of the Regions of Europe ENCORE 2001 (September 27-29, 2001 Villach, Carinthia, Austria).– 9 p.

6. Danube Pollution Reduction Programme. National Planning Workshop in Ukraine (July 1998). - Ministry of Environmental Protection & Nuclear Safety/ Programme Coordination Unit UNDP/GEF Assistance. -Vienna, International Centre. - 1999.- 187 p.

7. Pilot implementation of the Austrian ECOPROFOT Program as a facility for ISO 14000 and CIS Waste Management Standards - Chernovtsy:Colir-Druk, - April 2000. - 33 p.

8. З.С.Бройде. Перспективи та особливості транскордонного співробітництва в єврорегіонах на заході України //На шляху до Європи. Український досвід Єврорегіонів: Проект Київського центру Інституту Схід-Захід.- К:Логос.-2000.- С. 115-132.

9. Раціональне ресурсокористування і техногенно-екологічна безпека - алгоритм сталого соціально-економічного розвитку для Єврорегіону "Верхній Прут"/Т.Бауер, З.Бройде, К.Нікітович та ін. //Науковий вісник Чернівецького університету. - 2001.– Вип.109-110.¾ Економіка.– С. 3-6.

10. І.Жалоба. Стан сухопутних шляхів Буковини наприкінці ХIХ - на початку ХХ ст.//Перша світова війна: історичні долі народів Центральної та Східної Європи. Матеріали міжнародної наукової конференції (Чернівці22-24 вересня 1998 р.).– Чернівці: Рута.– 2000.– С.22-31.

11. Жалоба І.В., Яценюк Т.С. Транспортні засоби в лісовому господарстві Буковини другої половини ХIХ – початку ХХ ст. //Тези доповідей ІІ Буковинської конференції 2-3 жовтня 1992 р. Чернівці.– С.12-13.

12. Бройде З.С. Стандартизация управления состоянием окружающей среды //Экотехнологии и ресурсосбережение –1998.– №1.– С.27-33.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.