Дек 06 2002

Проблема влияния морских транспортных коридоров на рекреационные условия

Опубликовано в 12:23 в категории Транспортная конференция

Проблема влияния морских транспортных коридоров на рекреационные условия

прибрежных регионов

Н.В. Тюленева, А.В. Чепижко

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

THE PROBLEM OF SEA TRANSPORT CORRIDORS INFLUENCE ON COASTAL REGIONS RECREATION CONDITIONS

N.V. Tyuleneva, A.V. Chepizhko

The Odessa national university of I.I. Mechnikova

The problems of sea transport corridors influence on Black seaside recreation regions increases while the national human activity expands. The solution of ecological problems of sea environment becomes possible using continuous ecological monitoring of water area, especially of the navigable sea area, transport corridors, detection and elimination of local pollution areas.

Расположение Украины выгодное в обеспечении перемещения грузов через её территорию. С транзитными транспортными коридорами и морскими портами Украины связаны перевозки нефти, минеральных удобрений, химических грузов. Перевозка и перевалка всех этих грузов на смежные виды транспорта оказывает негативное воздействие на эколого-геологическую среду Чёрного моря. В настоящее время наблюдается прогрессирующее загрязнение моря, особенно в прибрежных зонах и на оживленных судоходных трассах. Причин попадания загрязнителей в море с судов много, но основной является преднамеренный их сброс.

Морская среда подвержена воздействию прилегающей суши. Прибрежно-морские экосистемы являются наиболее техногенно-напряжёнными. Это определяется природной спецификой прибрежных районов моря: естественные лито- и геохимические барьеры между терригенным стоком и открытыми частями моря; области наибольшей биологи-

ческой активности, которые формируют биологическую структуру шельфа и открытой части моря, а самое главное - это области высокой техногенной нагрузки, с чётко выраженной тенденцией к её увеличению [3, 5].

В целом источники загрязнения Мирового океана многочисленны и разнообразны. Из большого числа источников попадания загрязнителей чаще других встречаются следующие [6]:

– балластные воды танкеров, транспортных и пассажирских судов;

– промывка бункерных и отстойных баков, утечки при бункеровках в штормовую погоду;

– сточные воды, производственный и бытовой мусор.

В зависимости от местонахождения, источники загрязнения, можно подразделить на три основные группы.

Первая – береговые – к ним относятся реки, озёра и другие водные системы, куда загрязняющие вещества попадают с грунтовыми водами в результате сбросов сточных вод с различных береговых объектов. Опасными загрязнителями являются пестициды, они токсичны для ракообразных. Попадая в водоёмы пестициды убивают рыбу, отравляют продукты питания человека.

Вторая – морские источники – все морские суда, различные установки по разведке и разработке ресурсов морского дна, нефте- и газотрубопроводы.

Третья – атмосферные источники – это промышленные и другие объекты, откуда могут происходить выбросы вредных газообразных отходов.

Основная часть поступления загрязняющих вод наблюдается в северо-западной части Чёрного моря, с речным стоком, который составляет здесь 75% общего стока; в этот регион поступает большая часть загрязнённых сточных вод. К ним принадлежит и непосредственные сбросы в море из урбанизированных территорий, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий. Значительную часть загрязнения в Чёрное море вносит Одесский припортовый завод, ТЭС г. Одессы, арендное предприятие "Одесводоканал", стоки которого составляют почти 37% всех сточных вод, которые сбрасывают в море прибрежные города и предприятия. К приоритетным загрязнителям окружающей среды относятся объёмные сбрасывания в прибрежные воды избыточного ила городских станций биологического очищения сточных вод, которые подавляют их самоочищающуюся способность [1, 5].

Загрязнители большей частью попадают в морскую среду в результате морских аварий, в результате захоронения вредных отходов, отвалов, дноуглубительных работ и других работ при создании различных установок и сооружений на морском дне, при добыче нефти и газа на шельфе, а также при транспортировке нефти, сбросе промывных вод танкеров, сбросе отходов, содержащих нефтепродукты. Одной из самых главных причин загрязнения является именно сброс нефти и нефтепродуктов. Уже в настоящее время до 1/3 всей площади Мирового океана покрыто плёнкой нефти различной толщины. Загрязнены до опасного предела Средиземное, Карибское, Северное, Тирренское моря и Бискайский залив. Загрязнение моря нефтью вызывает гибель планктонных организмов, рыбы, птиц и млекопитающих. Нефтяное загрязнение может сделать воду совершенно не пригодной для жизни. В результате воздействия внешних условий нефть постепенно загустевает и превращается в асфальто-бетонную массу и загрязняет суда, акватории портов, береговую черту Использование детергентов для ликвидации разливов нефти так же приводит к пагубным последствиям. [1, 2].

Вредное воздействие нефтяного загрязнения на биологическую среду выражается в следующем:

– прямое уничтожение морских организмов в результате их обволакивания и удушения;

– прямое уничтожение морских организмов в результате контактного отравления;

– прямое уничтожение морских организмов от воздействия растворимых в воде токсичных компонентов, наблюдаемое на некотором отдалении от места аварийного разлива нефти;

– уничтожение развивающихся, ещё не окрепших морских организмов;

– уничтожение продуктов питания морской фауны;

– ослабление сопротивляемости морских организмов к различным инфекциям вследствие поглощения ими нефти и нефтепродуктов в не смертельных дозах;

– уничтожение рыбных запасов моря;

– введение канцерогенных веществ в морскую биологическую цепочку и пищевые ресурсы моря;

– снижение жизнеспособности и жизнедеятельности морских организмов.

Морские порты являются выраженными неорганизованными источниками загрязнения атмосферного воздуха твёрдыми и газообразными веществами. Этот тип предприятий характеризуется большой площадью \’\'сноса\’\’ вредных веществ, периодичностью их поступления, связанной с технологическим циклом перегрузки, отсутствием подфакельной \’\'чистой\’\’ зоны, присущей организованным источникам выбросов в атмосферу. Дифференцированный анализ портов Черноморского бассейна, позволил определить, что на нужды флота расходуется до 30% забираемой воды, а 70% - идёт на производственно-технические и хозяйственно-питьевые нужды береговых служб порта. При этом на питьевые цели расходуется лишь 40% воды. Переход свежей воды в сточную достигает 90% и более [4].

Все эти негативные процессы, возникающие вследствие загрязнения, не могут не сказаться на качестве рекреационных ресурсов. Морская среда – неотъемлемая часть геосистемы, она непосредственно связана с прилегающими участками суши, состояние одного компонента влияет на состояние других компонентов геосистемы, следовательно, решение эколого-геологических проблем рекреационных прибрежно-морских территорий невозможно без учёта экологического состояния морской среды [5].

Решение многих задач экологической геологии на море – размыв берегов морей, состояние современных отложений, стабильность сооружений на шельфе требуют проведения исследований на высоком уровне, при глубоком изучении геологических процессов, которые протекают, геологическими и физическими средствами.

В этом отношении в тенденции развития экологической геологии лежат две стратегических установки:

– необходимость наблюдать, фиксировать, анализировать геологические факты на основе их территориальной общности и закона общей взаимосвязи;

– необходимость всесторонне моделировать естественные объекты и явления, уметь выстроить цепочку моделей, которые опираются на опыт изысканий, проектирования, строительства и эксплуатацию разнообразных сооружений.

Решение экологических проблем морской среды возможно при проведении постоянного экологического мониторинга акватории, особенно судоходной части моря, транспортных коридоров, необходимым выявлением и устранением локальных участков загрязнения. Для сохранения природного баланса все выше перечисленные негативные последствия народнохозяйственной деятельности человека должны уравновешиваться капиталовложениями. Со стороны государства должно проводиться стимулирование научных исследований, направленных на изучение последствий интенсивного загрязнения окружающей среды морей, восстановление природных ресурсов. Необходимо повышение материальной базы служб, связанных с ликвидацией последствий аварий на морских транспортных коридорах.

Литература

1. Кириленко В.П., Сидорченко В.Ф. Мореплавание и предотвращение загрязнения Мирового океана - М., Транспорт. 1985. – 122 с.

2. Можаровский М.Д. Предотвращение загрязнения морской среды. – М., 1974. – 32 с.

3. Некоторые пути решения проблемы экологии причерноморских городов / Саденко В. П., Войтенко А. М. и др. – Одесса, - 1998. - С. 135-138.

4. Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря судами – М., 1979. – 156 с.

5. Чепіжко О.В., Кадурін В. М., Шатохіна Л. М., Баранова Н. М. Моніторинг екологічних систем рекреаційних зон Чорноморського регіону України / Екологія довкілля та безпека життєдіяльності. - К., 2002. - №4. - С. 12-19.

6. Шихмантер Е.Д. Предотвращение загрязнения моря сточными водами с судов. - Киев, - 1981. – 212 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.