Дек 10 2002

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ

Опубликовано в 00:02 в категории Транспортная конференция

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ

МАССОВЫХ ГРУЗОВ СЕРЫ И ORIMULSION НА БАЛКЕРАХ

И СУДАХ "ОВО" В ТРАНСОКЕАНСКИХ РЕЙСАХ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СУДОВЫХ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Е.П. Белобров1,2, А.А. Голиков3

1 ГП Украинский НИИ морской медицины, филиал г. Ильичёвск, Украина

2 Международная академия наук экологии

и безопасности жизнедеятельности, г. Санкт- Петербург, Россия

3Одесская государственная морская академия, Украина

В настоящее работе показана актуальность научно-практических работ, посвящённых поисковым научным исследованиям в условиях рейса при перевозке нетрадиционных опасных навалочных и наливных грузов, а целью настоящей работы являлось изучение условий транспортировки массовых грузов серы и Orimulsion на балкерах и судах типа "ОВО" в трансокеанских и средиземноморских рейсах, чтобы на основе полученных данных разработать практические рекомендации по эколого-гигиенической безопасности перевозки и совершенствованию судовых грузовых операций.

Работа проводилась в порядке инициативы по Программе ГП Украинского НИИ морской медицины (филиал в г. Ильичёвске) в натурных условиях плавания на следующих судах:

1. Крупнотоннажный балкер "Ion" (типа "Зоя Космодемьянская"), порт приписки – La Valetta (Malta), с грузом 55 тыс.т комовой и гранулированной серы производства Астраханского горноперерабатывающего завода, работающий на линии п. Мариуполь (Украина) – п. Сфакс (Тунис); экипаж – 35 человек, все - граждане Украины.

2. Нефтерудовоз "Genmar Trast", п/п – Monrovia (Liberia) при перевозке 85 тыс.т нефтепродукта "Orimulsion" производства Venezuela, в трансокеанском рейсе Jose Terminal (Venezuela) – Kashima (Japan) – Ulsan (S.Korea); экипаж смешанный, 28 человек.


Сера комовая – мелкодисперсное твёрдое вещество в виде порошка жёлтого цвета с редким включением кусков размером 20-150 мм. Взрывопожароопасное вещество, чрезвычайный пылеобразователь, что даёт основание отнести его по правилам МОПОГ-90 к ПН 6646, номер страницы МК МПОГ IMO – 4174, номер группы ООН – 1350. Основная опасность - легковоспламеняющееся твёрдое вещество, в обычных условиях нетоксичное, без дополнительного вида опасности.

При взрывах пыли и горении комовой серы выделяются ядовитые, сильно раздражающие и удушающие газы – сернистый газ (SO2), угарный газ (СО), сероводород (H2S) и другие серосодержащие вещества в чрезвычайно высоких концентрациях. При попадании серы в расплавленном состоянии (t = +190ОC) на кожные покровы может быть сильный ожёг из-за прилипания к коже. Категория токсической опасности – 4класс (малоопасное вещество), ПДКр.з. пыли – 6 мг/м3, ОБУВа.в – 0,07мг/м3. Согласно классификации Л.М. Шафрана и Е.П. Белоброва (1990) комовая сера по пылеобразующим и токсикологическим критериям может быть отнесена к "Высокоопасному навалочному грузу".

Сера гранулированная – твёрдое вещество в виде однородных гранул жёлто-зеленоватого цвета размером 1,0-5,0 мм, составляющих более 98,9% всей массы груза). Слабый пылеобразователь, не вызывает взрывов пыли по типу вспышки и горения серы и, следовательно, не выделяет высокотоксичные летучие компоненты пиролиза. Гигиенические и токсические критерии гранулированной серы как химического вещества такие же, как и у комовой серы. По классификации Л.М. Шафрана и Е.П. Белоброва гранулированная сера по пылеобразующему и токсическому критериям относится к "Малоопасному навалочному грузу". Следует отметить, что комовая и гранулированная сера не являются загрязнителями морской среды.

Orimulsion – жидкий нефтепродукт, состоящий из элементарной смеси природного асфальта (битума) и воды в пропорции 70% : 30%, который разработан по венесуэльской технологии и не имеет аналогов в мире как по производству, так и по практике его перевозок на морских судах. Это жидкое вещество со специфическим запахом представляет собою суспензию чёрного цвета с включениями размером 13-15 ммк, состоящее из углеводородов (67%), серы (2,86%), азота (0,5%), золы ( 100 оС; температура вспышки - -3+3 оС; давление паров при 75 оС – 0,25 Psi.

Orimulsion не относится к разряду летучих веществ и весьма устойчиво к окружающей температуре. Однако при высоких температурах разлагается на различные компоненты, включая сероводород, гидрокарбонаты, ди- и монооксид карбона и др. Пределы воздействия Orimulsion не установлены, однако в практике перевозки его на судах придерживаются следующих значений: ПДКр.з (TLV) – 10 ppm (30 мг/м3), STEL – 15ppm (48 мг/м3). Перевозка Orimulsion при температуре 30 оС на крупнотоннажных нефтерудовозах типа "ОВО" относительно проста и безопасна, т.к. груз в этих технологических условиях не является летучим и потому риск возникновения пожара минимален.

Токсическое действие Orimulsion. Летучие компоненты, выделяющиеся из груза, при обычных условиях перевозки вызывают раздражение глаз, носоглотки и верхних дыхательных путей, а наличие в парах Orimulsion сероводорода может сопровождаться токсическим воздействием на экипаж при ингаляции.

Действие на кожные покровы. Горячий Orimulsion вызывает термические ожоги, длительный контакт с кожей вызывает дерматит или более серьёзные и необратимые кожные заболевания. Жидкие нефтепродукты такие, как бензин и керосин, а также их пары, резко увеличивают токсические свойства Orimulsion при одномоментном контакте с кожей.

Попадание в желудок небольшого количества Orimulsion не приносит вреда. Большое количество Orimulsion может вызвать желудочно-кишечные симптомы: дискомфорт, рвота, понос.

Гигиеническим критерием безопасности работы с Orimulsion в танках/трюмах нефтерудовоза является наличие сульфида водорода (Н2S) в концентрациях более 10 ppm (14,2 мг/м3) при ПДКр.з. – 10 мг/м3, а при концентрации газовой смеси "Н2S + углеводороды нефти" ПДК р.з.- 3 мг/м3. Критерий взрываемости Orimulsion – 1% от НПВ (18300 мг/м3).

Результаты изучения условий перевозки массовых опасных грузов в морских трансокеанских рейсах показали, что технология транспортировки комовой и гранулированной серы включала следующие этапы:

– подготовка грузовых трюмов к погрузке

– погрузка опасных грузов - морская перевозка

– разгрузка в порту

– уборка судна от остатков груза

– переход судна в балласте.

Технология трансокеанских перевозок Orimulsion включала:

– погрузка опасного груза

– перевозка через океан

– выгрузка- переход в балласте.

На основании данных, полученных при изучении условий перевозки массовых грузов серы (комовой и гранулированной), а также Orimulsion в различных технологических и погодных ситуациях при их транспортировке, были разработаны рекомендации, направленные на совершенствование технологии судовых грузовых операций, улучшение условий труда и отдыха членов экипажей, сохранение их жизни и здоровья в изменяющихся условия морских и трансокеанских перевозок как в обычных условиях, так и при аварийных ситуациях.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.