Дек 04 2002

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАН-ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЗОНЫ БАССЕЙНА ЧЕРНОГО МОРЯ

Опубликовано в 17:06 в категории Транспортная конференция

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАН-ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЗОНЫ БАССЕЙНА ЧЕРНОГО МОРЯ

А.Г. Топчиев, О.А. Мирошниченко, З.В. Титенко

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

Растущая экономическая интеграция государств Черноморского макрорегиона, создание международной договорной организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), последовательная реализация европейских программ международных транспортных коридоров (МТК) и нарастающие потоки международного транзита нефти и газа позволяют рассматривать Азово-Черноморский бассейн как особую транспортную зону, связывающую прилегающие государства, а главное – каспийскую нефть с Европой. В перспективе эта транспортная зона может называться "евро-азиатской", но в настоящее время главной доминантой ее формирования выступают транспортные, экономические и геополитические интересы Европейского Союза (ЕС), которые и определяют ее название: "пан-европейская".

В составе пан-европейской транспортной зоны заметно выделяются регион Украинского Причерноморья, через который проходят несколько маршрутов МТК – железнодорожных, речных (Дунайский водный путь), морских, который участвует в программе формирования единой транспортной системы стран ЧЭС и который играет все возрастающую роль в международном транзите нефти и газа. Современные и перспективные грузопотоки требуют ускоренного развития и модернизации транспортной инфраструктуры региона и соответствующего экологического мониторинга его растущей транспортной системы. Особенно актуальна эта проблема именно сейчас, когда в регионе приступают к созданию экологической сети – каркаса экологической безопасности Украинского Причерноморья.

Формирование экологических сетей – это тоже инициатива ЕС. Страны ЕС в 1995 г. (Испания, Севилья), приняли так называемую Севильскую стратегию по созданию Всеевропейской экологической сети в виде "биосферных окон" - биосферных резерватов, а также защищающих

их от интенсивной хозяйственной деятельности буферных зон и соединяющих их экологических коридоров. Элементами Всеевропейской экологической сети станут Нижнедунайский биосферный резерват и Азовско-Черноморский экологический коридор, представленный береговыми территориально-аквальными природными комплексами и экосистемами. Законом Украины (2000 г.) утверждена Программа формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы. Начата разработка концепций и программ формирования региональных экологических сетей на уровне областей и Автономной Республики Крым (АРК).

Узловой проблемой функционирования пан-европейской транспортной зоны бассейна Черного моря (ТЗ БЧМ) является транзит каспийской, а в перспективе и ближневосточной нефти в Европу. Крупнейшим нефтеэкспортным портом бассейна выступает Новороссийск (Россия), в котором сходятся нефтепроводы из Самары, Тенгиза (Казахстан) и Баку (Азербайджан). Перспективные объемы экспорта нефти достигают 150-170 млн.т. в год. В связи с очень серьезными ограничениями прохода танкеров через Босфор, этот огромный поток нефти может быть направлен в Европу и Северную Америку: 1) через Бургас (Болгария) и далее нефтепроводом в Александруполис – нефтяной порт Греции на Эгейском море; 2) через Констанцу (Румыния) Дунайским водным путем; 3) через Одессу- нефтепроводом Одесса – Броды - Гданськ (Польша) и Одесса – Броды – Омишаль (Хорватия).

Эти маршруты, включая перевозки нефти в железнодорожных цистернах международным паромом Поти (Грузия) – Ильичевск, носят общее название Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор (ЕАНТК). В перспективе к нему может подключиться и поток ближневосточной нефти из Ирака по маршруту Джейхан (Турция) – Анкара (Кирикалле) – Самсун – Одесса. Возможности такого варианта поставок нефти в Европу обсуждают Украина и Турция.

Транзит нефти через ТЗБЧМ стыкуется с другими маршрутами экспорта нефти из России в Европу. Международный интеграционный проект "Дружба-Адрия", соглашение по которому подписано 31 января 2003 г., выводит экспортную нефть России и других постсоветских стран в Европу и далее через глубоководный порт Омишаль (Хорватия) на североамериканские рынки. Поток нефти через нефтепровод "Дружба" в недалеком будущем будет доведен до 5 млн. т. в год, а в перспективе – до 15 млн. т. Нефтепровод "Адрия" – составная часть названного проекта, был построен в 1977 г. и способен пропустить до 34 млн.т. нефти в год. Это значит, что он может принять дополнительные потоки нефти, например, через Дунайский водный путь, в объеме до 20 млн.т. В том же контексте обсуждается и вариант поставок каспийской нефти по маршруту Одесса – Броды – Ужгород – Омишаль.

Экологические проблемы, связанные с транзитом нефти и газа через ТЗБЧМ, таковы. В жестком экологическом контроле нуждаются нефтяные гавани (Новороссийск, Одесса и др.) и нефтетерминалы. Особо опасным представляется Новороссийский терминал, расположенный вблизи Абрау-Дюрсо, проектной мощностью на 120 млн.т. отгружаемой нефти в год. Пристального внимания к себе требует и подводный газопровод "Голубой поток", проложенный по дну Черного моря, по которому Россия экспортирует в Турцию около 25 млрд.куб. м газа в год.

Для Украины крайне актуальный и сложный остается проблема глубоководного судового хода из Черного моря в Дунай. Наиболее очевидные и экономически эффективные варианты (русло "Быстрое") встречают серьезные экологические препятствия, а экологически более приемлемые пути являются нерентабельными. Разрешение этой коллизии в определенной мере связано с формированием Всеевропейской экологической сети и вхождением Дунайского биосферного заповедника в международный Нижнедунайский биосферный резерват. Нормативно-правовой статус резерватов в большей мере позволяет сочетать природоохранные функции и хозяйственную деятельность, чем действующий в Украине статус заповедника. Заметим, что соседняя Румыния использует несколько судовых ходов, которые проходят через заповедную зону дельты Дуная.

Экологический мониторинг Дунайского водного пути – МТК № 7, должен стать еще более жестким в контексте формирования Всеевропейской экологической сети. Долина Дуная от Альп до дельты Дуная образует мощный природный коридор, а Нижний Дунай в целом является так называемым "биосферным окном", природным регионом Всеевропейской экологической сети, от которого расходятся два крупных природных коридора – Прутский (по долине р. Прут, до Карпат) и уже упоминавшийся Азово-Черноморский.

Украинское Причерноморье участвует в реализации проектов МТК с железнодорожным сообщением, среди которых МТК № 9 "Хельсинки – Алекандруполис", "Балтика – Черное море" по маршруту Гданьск-Одесса, транскавказский маршрут "Европа-Азия". В начале 2003 г открыт новый маршрут для перевозки контейнеров Ильичевск - Клайпеда, Литва), транскавказский маршрут "Европа-Азия". Создание МТК предполагает техническую модернизацию соответствующих железнодорожных магистралей, правовую и организационно-техническую гармонизацию перевозок и пересечения границ. Очень важно, чтобы в проектах и сметах работ по формированию МТК в полной мере учитывались все экологические нормативы и требования к их экологической безопасности.

В ближайшее время ожидается подписание соглашения между правительствами Украины и России о проектировании и строительстве транспортного перехода "Крым – Кубань" под Керченским проливом. Транспортные тоннели будут иметь общую пропускную способность в оба направления 360 млн.т. грузов и 14 млн. пассажиров в год. Значительную часть транзитного грузопотока составит экспортная нефть Казахстана (20-50 млн.т.), Азербайджана (10-20 млн.т.) и России (5-10млн.т.), а также сжиженный газ из Туркменистана и стран Персидского залива (5-50 млн.т.). Транзитные потоки нефти ориентированы на Феодосийский нефтетерминал, который потребует соответствующей реконструкции.

Региональная экономическая интеграция стран ЧЭС – Черноморское экономическое сообщество, предполагает формирование единой транспортной системы ЧЭС в виде кольца железнодорожных и автомобильных магистралей вокруг Азово-Черноморского бассейна с радиальными лучами к морским портам и крупным экономическим центрам. Реализация этого проекта потребует радикальной технической реконструкции отдельных магистралей региона, и, в первую очередь, железнодорожной линии Одесса - Арцыз - Рени (Измаил). И в этом случае важно предусмотреть полное и безусловное выполнение всех экологических и природоохранных требований и нормативов. Подчеркнем и качественно новую экологическую проблему, связанную с созданием МТК: в местах пересечения транспортных коридоров с экологическими необходимо технически обеспечить реальные биокоммуникации – миграции животных и растений по соответствующим природным коридорам и буферным зонам.

Программное развитие транспортной инфраструктуры региона сопровождается заметной активизацией портового хозяйства. В крупных портах региона растут объемы грузооборота, сооружаются новые терминалы, причалы, перевалочные м складские комплексы. Все это требует тщательной экологической экспертизы по каждому отдельному проекту, а также системного экологического мониторинга экологической ситуации в морских портах и на прилегающих побережьях и акваториях.

В тщательном экологическом мониторинге нуждаются и элементы газотранспортной системы Украины – магистральные газопроводы, подземные газохранилища, компрессорные станции, газораспределительные системы. В пределах региона проходит трасса крупного международного газопровода Елец – Ананьев – Измаил - Балканские страны с ответвлением Ананьев - Богородчаны (Ивано-Франковская область) и далее в Центральную Европу.

Таким образом, участие Украины и ее регионов в создании МТК, формировании единой транспортной системы стран ЧЭС, международном транзите нефти и газа необходимо сопоставлять и увязывать в эколого-экономическом плане с программами формирования экологических сетей – Всеевропейской, национальной, региональных.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.