Июн 18 2000

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ МАШИНИСТОВ ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕЙНЫХ МАШИН

Опубликовано в 18:41 в категории Симпозиум

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ МАШИНИСТОВ ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕЙНЫХ МАШИН

Шалаева Т.А.

Институт медицины труда АМН Украины, г.Киев

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ)  машинистов тяжелых путейных машин проводилось в четырех ПМС Украины  в динамике за 5 лет (1992-1996 гг).

В таблице 1 приведены основные показатели заболеваемости машинистов в сравнении с показателями заболеваемости работников железнодорожного транспорта в 5-летней динамике.

Таблица 1.

Показатели ЗВУТ машинистов тяжелых путейных машин

Показатели

> 1992

1993

1994

1995

1996

Количество случаев на 100 работающих

ПМС

9,1

43,6

51,6

55,7

51,7

Отрасль

75,5

75,6

70,3

77,9

60,2

Количество дней на 100 работающих

ПМС

350,4

607,6

951,6

913,6

888,8

Отрасль

889,6

897,3

894,5

970

840,4

Средняя продолжитель-ность одного случая

17,9

13,9

18,4

16,4

17,2

Процент болевших лиц

8,4

30,6

36,1

33,8

35,3

Как видно из таблицы, за эти годы наблюдается рост заболеваемости с ВУТ как по числу случаев, так и по числу дней. В тоже время по количеству случаев машинистов ПМС ниже заболеваемости работников железнодорожного транспорта в 1,16 раз, а по количеству дней нетрудоспособности за период 1994-1996 гг. стала несколько больше отраслевой– 1,01 раза в среднем.

Это говорит о том, что при относительном снижении количества случаев ЗВУТ увеличивается средняя продолжительность одного случая, т.е. тяжесть заболевания возросла. Отмечается рост процента болевших лиц.

Изучение ЗВУТ проводилось в зависимости от  возраста и стажа работы машинистов.  За изучаемый период уменьшилось (от 28,1%  до 18,9%) количество молодых машинистов  (20-29 лет) со стажем работы до 4 лет,  а  средневозрастная (возраст - 30-39лет, стаж 15-24 года) группа увеличилась (от 19,8% до 23,8%). Тот факт, что текучесть кадров в данной профессии низкая, а  общее количество машинистов практически не изменилось,  может свидетельствовать о том, что за изучаемый период произошло постарение контингента,  отразилось в показателях ЗВУТ.

Выводы:   Таким образом, исходя из полученных данных по ЗВУТ машинистов путейных машин и анализа условий труда этой категории работников железнодорожного транспорта, следует, что вредные условия труда, как по микроклиматическим параметрам, так и по шуму, вибрации, тяжести, напряженности вызвали увеличение  заболеваемости ЗВУТ за исследуемый период.

Полученные нами результаты расходятся с литературными данными, полученными в 80-х годах [1]. За эти годы произошло серьезное постарение путевой техники, техника плохо ремонтируется, новые средства не приобретаются. В то же время социальные факторы и постарение контингента также оказывают неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и заболеваемость машинистов.

Литература

1. Гольдман Э.И.  Основные результаты изучения труда строителей Байкало-Амурской магистрали. – В кн.: Современные комплексные проблемы гигиены на железнодорожном транспортном строительстве: Сб.научн.тр.-Транспорт, 1984, с.38.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.