Июн 27 2000

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИРМ — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И УКРНИИМТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛКМ

Опубликовано в 16:04 в категории Симпозиум

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИРМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И УКРНИИМТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛКМ

СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Мариан Ковачич, Нерио Перич

Фирма «Хемпел», г. Умаг, Хорватия

          Лакокрасочные материалы (ЛКМ) являются основным средством предохранения металлов от коррозии, удельный вес которых в общем объеме защитных мер превышает 85%. Судостроение является одним из ведущих потребителей лакокрасочных материалов среди всех отраслей промышлен-ности и транспорта. Это определяется большой металлоемкостью производства, эксплуатацией судов в агрессивной среде, интенсивным обрас-танием подводной части корпуса, отрицательно влияющего на экономические показатели работы флота.

          Поэтому современное производство лакокрасочных материалов во многом ориентировано на удовлетворение нужд судостроения, судоремонта, флота и портов в технологически высокоэффективных, долговечных и разнообразных по своим свойствам и назначению композициях. Одним из важнейших аспектов применения ЛКМ является их производственная, коммунальная и экологическая безопасность, требования к которой мирового сообщества неуклонно возрастают. Этот факт не может не учитываться одним из ведущих производителей и поставщиков на мировой рынок красок судостроительного назначения - фирмой "Хемпел". Она является по существу крупнейшим международным объединением такого плана, имеет штаб-квартиру, основное производство и научно-исследовательский центр в Копенгагене (Дания), 26 филиалов во всем мире, что позволяет ей успешно конкурировать с такими известными фирмами, как "Амерон", "Аско-Нобель", "Интернешенел  Пейнт", "Сигма", "Чугоку" и др.

          В течение многих лет наша фирма успешно работает с потребителями судостроительных красок в СССР, а позднее - в СНГ, в том числе и в Украине. Специфика поставки и применения ЛКМ в этом обширном регионе заключается не только в разнообразии условий применения, коммерческих, технологических особенностях, но и в существенном отличии действующего национального законодательства от принятого, например, в странах ЕЭС, в том числе и в части безопасности ЛКМ для здоровья населения и окружающей среды.

          В решении сложной задачи комплексного обеспечения безопасности поставляемой на рынок СНГ лакокрасочной продукции фирме "Хемпел" существенную помощь оказывает Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта (УкрНИИМТ) в Одессе. С его помощью мы получаем возможность осуществлять широкий круг мероприятий по координации технологических, организационных аспектов применения материалов с проблемами безопасности, начиная от адаптации научно-технической документации и заканчивая экспериментально-производственной оценкой свойств и условий применения конкретных ЛКМ, а также подготовкой необходимых документов для работы фирмы на этом специфическом рынке.

          Наше сотрудничество с УкрНИИМТ стало особенно интенсивно разви-ваться в последнее десятилетие. Достаточно напомнить, что за эти годы было исследовано в токсиколого-гигиеническом плане, вошло в соответствующие перечни и допущено к применению в Украине более 200 лакокрасочных материалов судостроительного назначения. Помимо обычных антикор-розионных покрытий этот список включает протекторные грунты, позво-ляющие производить сварочные и резательные работы без зачистки кромок поверхностей, широкий спектр противообрастающих материалов, в том числе удовлетворяющих самым современным требованиям экологической безопасности, а также покрытия, предназначенные для контакта с питьевой водой и пищевыми продуктами в судовых условиях, т.е. при достаточно длительном хранении судовых запасов и грузов. Последнее, как известно, характеризуется значительными отличиями от береговых объектов, что должно найти отражение в методах модельных исследований и критериях оценки. С этими трудностями успешно справились сотрудники отдела токсикологии института, которые не только решили задачу осуществления санитарно-химических и экспериментальных токсикологических исследований поточным методом, но и разработали на этой основе новые нормативно-методические материалы для широкого внедрения принятых прогрессивных подходов в отрасли.

          Обоснованность принимаемых решений базируется также на результатах непосредственного знакомства специалистов института с нашим производством, лабораториями и научным сектором. В процессе личного общения технологи, химики, гигиенисты и экологи совместно обсуждают не только текущие вопросы, но и перспективные для дальнейшей научной и практической проработки. Они касаются, в частности, требований к качеству сырья, исключения (по возможности) из рецептур веществ первого и второго классов опасности, технологических регламентов и листков безопасности на выпускаемую продукцию, средств индивидуальной защиты работающих, методов подготовки окрашиваемой поверхности и способов нанесения ЛКМ, а также многих других, которые затем находят решение в новых материалах и технологиях.

          В последние годы вышел ряд международных документов, касающихся ограничения поставки на рынок и применения экологически опасных биоцидов, в том числе, в судовых необрастающих красках (Директивы ЕЭС С4-0006/97-00/0465; 10/97 (97/С 69/03); Резолюции Морского Комитета ИМО по охране окружающей среды МЕРС 38/WP.6; MEPC 38/20; 39/13; 40/11 и др.). Это прежде всего касается бис-трибутилоловооксида (ТБТО). Например, Япония объявила, что она не применяет ТБТО на судах с 1990г., а использование альтернативных материалов незначительно (в пределах 1%) влияет на стоимость оброаботки судов. Разработку и выпуск свободных от ТБТО судовых необрастающих красок осуществляет и фирма “Хемпел”, а вопросы их безопасносного применения успешно решаются с участием ученых Украинского НИИ медицины транспорта. Как известно, в институте проводится большая работа по судовым противообрастающим покрытиям, исследованию механизмов токсичности и экобезопасности широкого спектра биоцидов, тяжелых металлов, в том числе и оловоорганических соединений, что нашло отражение в успешно защищенных диссертациях, монографиях и статьях. Полученные результаты находят применение в практике, в частности, используются и нами при внедрении новых материалов в судостроение и судолремонт.

          Существуют и другие формы нашего сотрудничества. Так, мы практикуем для установления более тесных контактов с основными активно работающими и перспективными потребителями ЛКМ регулярное проведение семинаров, к чтению лекций на которых привлекаем также ученых института. Лекции по безопасности применения, гигиене, токсикологии и экологии ЛКМ, в которых высокий теоретический уровень сочетается с хорошим знанием специфики применения материалов на судах, практическим опытом такой работы, нацеливает работников компетентных служб и производств на успешное решение задач по охране здоровья работающих и защите окружающей среды. Участие в такого рода мероприятиях дает новый импульс не только для разработчиков и потребителей ЛКМ, но и гигиенистов, которые лучше познают и понимают вновь возникающие запросы практики, стимулируя их решение в последующих научных разработках.

          Таким образом, фирма «Хемпел» стремится поставлять на рынок Украины и других стран СНГ не только высококачественные, технологичные и экономичные лакокрасочные материалы, но и обеспечивать их безопасность для здоровья работающих и окружающей среды. Этому способствует союз науки практики, который, как мы надеемся, будет развиваться и в обозримом будущем.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.