Июн 25 2000

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТАЮЩИХ В ШУМЕ.

Опубликовано в 17:45 в категории Симпозиум

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНА СЛУХА У РАБОТАЮЩИХ В ШУМЕ.

В.Б. Панкова

Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены МПС России,
г. Москва

Решение экспертных вопросов связи заболевания с профессией является сложной проблемой, поскольку причиной сенсоневральных нарушений в органе слуха, наряду с интенсивным производственным шумом, могут быть нейроинтоксикации, трофические и травматические повреждения нервно-рецепторного аппарата внутреннего уха и др.

Опорными критериями установления профессионального генеза нарушений в органе слуха являются: типичная клинико-аудиологи­ческая картина, стаж работы в условиях шума, превышающего значения допустимых нормативных уровней (80дБА), более 10 лет. Однако, многолетний экспертный опыт и практика показывают, что изменения в органе слуха наблюдаются также и у лиц, работающих в условиях умеренных уровней производственного шума – 70-78 дБА [ 2 ], что может быть обусловлено наличием, наряду с шумом, высокой степени напряженности труда. Исходя из указанных предпосылок, был проведен анализ современных методических подходов к экспертизе заболеваний органа слуха у работающих в шуме, на примере машинистов железнодорожного транспорта.

Работники локомотивных бригад железнодорожного транспорта  (машинисты и их помощники) относятся к представителям профессиональных групп, работа которых, наряду с комплексом других производственных факторов, протекает в условиях шумового воздействия, индуцируемого работой подвижного состава, аэродинамическими шумами, звуковыми сигналами и др.

Ранее проведенные исследования [ 3, 4, 5] показали, что у представителей этих профессий достаточно часто развиваются нарушения слуха сенсоневрального характера.  По  официальным  данным профессиональная тугоухость стойко занимает прочное третье место в структуре профессиональных заболеваний железнодорожников.

Однако, если ранее эксплуатируемые тепловозы старых серий (2ТЭ10М, ТЭЗ, 2ТЭ10Л) имели значительные уровни шума в кабинах, превышающие ПДУ до 15-35дБ, что обусловливало высокий риск "шумовых" повреждений слухового анализатора, то в кабинах современных тепловозов (2ТЭ10, ЧМЭ5, ТЭМ2У и др.) уровни шума значительно ниже допустимых параметров. Такие же особенности присущи новым сериям электровозов (ВЛ80, ВЛ85, ВЛ15 и др.).

В работе были проанализированы показатели состояния слуха у 400машинистов и их помощников, работающих на современных локомотивах (таблица).

Результаты исследования слуховых порогов
машинистов железнодорожного транспорта.


п/п

СОСТОЯНИЕ СЛУХА

Стаж работы

ИТОГО

До 10 лет

Более 10 лет

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1.

Признаки воздействия шума на орган слуха ("А")

17

6,3

32

24,6

49

12,3

2.

Нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха ("В")

11

8,5

11

2,7

Итого:

17

6,4

43

33,1

60

15

3.

Кондуктивная

Правосторонняя

2

1,5

2

0,5

тугоухость

Левосторонняя

1

0,3

10

7,7

11

2,8

I, II степени:

Двухсторонняя

3

2,3

3

0,7

Итого:

1

0,3

15

11,5

16

4

Всего с нарушениями слуха

18

6,7

58

44,6

76

19

4.

Нормальный слух

252

93,3

72

55,4

324

81

ВСЕГО ОБСЛЕДОВАНО

270

100

130

100

400

100

Результаты свидетельствуют, что среди обследованных лиц, работающих в условиях воздействия производственного шума нормативных уровней, в 19% случаев выявлены различные нарушения слуховой функции, среди которых сенсоневральная тугоухость составила 12,3%. Более детальный анализ показывает, что даже в стажевой группе до 10 лет в 6,3% случаев имеются  "признаки воздействия" шума на орган слуха, число которых нарастает соответственно увеличению стажа работы в профессии, практически в 4 раза – 24,6%. В группе со стажем более 10лет выявлены лица, имеющие легкую степень снижения слуха – 8,5%.

Таким образом, существующая на сегодняшний день позиция оториноларингологов экспертов, подразумевающая, при определении вопросов связи заболевания органа слуха с профессией, обязательное наличие параметров производственного шума,  превышающих ПДУ, не позволяет расценивать выявленные сенсоневральные нарушения слуха машинистов и их помощников как обусловленные воздействием профессионального фактора (шума).

Однако, при эксплуатации современных локомотивов, в кабинах, наряду с шумом и другими физическими факторами (вибрация), имеет место высокое нервно-эмоциональное напряжение. Соответственно Руководству Р2.2.-755-99 МЗ России [ 1 ], работники локомотивных бригад получают интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, которые укладываются в класс условий труда  3.2. и 3.3. вызывающих профессиональный риск развития профессиональных заболеваний.

Основываясь на позициях биологической эквивалентности равноэффективности изменения шума на 10 дБА или на одну категорию напряженности [ 2 ], вполне правомочно прогнозировать развитие нарушений слуха у работников локомотивных бригад, находящихся в кабинах с уровнем производственного шума ниже 80дБА, а при решении экспертных вопросов связи заболевания органа слуха с профессией, необходимо, наряду с параметрами производственного шума, учитывать этиологическую значимость напряженности труда.

Список литературы.

1.Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности  факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. // Руководство Р 2.2. 755-99. – МЗ России. – Москва. – 1999г. – 190с.

2.Мармышева Л.Н., Овакимов В.Г., Денисов Э.И. и др.  Особенности влияния шумов средних уровней на операторов машинной обработки информации. // Гигиена труда и профессиональные заболевания.  1980г., №7 – с.3-7.

3.Методические указания. Методы диагностики, клиника, профилактика, экспертиза трудоспособности при профессиональной тугоухости у работающих в "шумоопасных" профессиях железнодорожной отрасли.– М. – МПС №ЦУВС-6/12. – 1997г.

4.Пархамовский М.А. Исследование состояния слуха у работников локомотивных бригад метрополитена с оценкой значимости профессиональных факторов. // Отчет ВНИИЖГ по НИР. – 1978г.

5.Перекрест А.И. Оториноларингологические аспекты шумо - вибрационной патологии у работников локомотивных бригад. // Автореферат дисс. канд. – 1974г.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.