Июн 23 2000

ПРОБЛЕМЫ  ПРОФПАТОЛОГИИ  В АСПЕКТЕ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ   МЕДИЦИНЫ

Опубликовано в 16:49 в категории Симпозиум

ПРОБЛЕМЫ  ПРОФПАТОЛОГИИ  В АСПЕКТЕ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ   МЕДИЦИНЫ

Б.В.ПАНОВ

г.Одесса (Украина). зав. Центром профпатологии ГП Украинский НИИ медицины транспорта.

            Значение железнодорожного транспорта для Украины, на долю которого приходится  более 80%  грузо- и  более 64% пассажиропотока  всего транспорта общего пользования,  огромно. В основной деятельности предприятий железнодорожного транспорта работает 511,7 тыс. Человек, в том числе на железных дорогах - 384 тыс., промышленных предприятиях - 33 тыс., Укржелдортрансе  - 4.7 тыс., метрополитенах - 11 тыс., других предприятиях

( строительно-монтажных, научных, проектных, торговых, здравоохранения и др.) - 79 тыс.  На протяжении всего периода проведения в стране экономических преобразований железные дороги работают стабильно, для многих регионов они являются практически единственными и надежными транспортными коммуникациями.

        Одним из главных аспектов успешной жизнедеятельности  железнодорожной отрасли является  сохранение здоровья и обеспечение профессионального долголетия работников отрасли. Эти задачи решаются врачебными службами дорог, в структуре которых в настоящее время трудятся более 6 тысяч врачей-специалистов  и санитарно-эпидемиологическими службами ( в настоящее время переподчинены МЗ Украины).  

Условия труда на железнодорожном транспорте, характер действия на организм работающего факторов производственной среды, в том числе и вредных,  имеют свою специфику и способны вызывать различные функциональные и органические изменения, которые, вполне вероятно, могут трансформироваться  в синдромокомплекс профессионального заболевания.  И для того, чтобы риск развития заболевания был минимален, важно, чтобы основным и главенствующим элементом работы дорожных медиков  была профилактическая направленность . Это может быть достигнуто лишь при  обеспечении высокого качества подготовки и переподготовки врачей, работающих   в  лечебно-профилактических учреждениях  «Укрзалiзницi» аспектам железнодорожной медицины, включая  изучение условий труда обслуживаемых контингентов, специфику ранних проявлений профессиональной патологии, организационно-методические вопросы проведения периодических и предварительных медицинских осмотров лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда ( по приказам МЗ СССР № 555 и МЗ Украины № 45) и лиц, связанных с безопасностью движения (приказы № 23-Ц МПС СССР, 29-ЦЗ МПС СССР и др.), причем первые  упомянутые приказы  ставят основной целью раннее выявление профессиональных заболеваний у работающих во вредных и опасных условиях труда, а вторые -обеспечение безопасной работы транспортной отрасли в силу человеческого фактора. Таким образом становится понятным, что железнодорожная медицина является медициной труда со всеми присущими чертами деятельности - изучение и знание условий труда в отрасли с учетом влияния этих условий на  состояние здоровья работающих.

            В настоящее время в  Украине  существует Украинский НИИ медицины транспорта, имеющий в своей структуре клинический Центр профессиональной патологии, который в соответствии с Постановлением КМ Украины № 923 от 17.06.98г.  включен в перечень медицинских  учреждений, имеющих право экспертизы профессиональных заболеваний. Центр  располагается  на базе Дорожной клинической больницы  Одесской ж/д  и одной из  основных своих задач видит оказание специализированной профпатологической помощи  работающим в железнодорожной отрасли.  Украинский НИИ медицины транспорта, как научно-исследовательский центр транспортной медицины, занимается гигиеническими аспектами,  научным обоснованием лечебно-диагностических мероприятий обеспечения успешной и безопасной деятельности  транспорта. Единство науки, гигиенической и лечебной практики в рамках института, позволяет говорить о формировании структуры, которая должна стать научно-клиническим Центром  железнодорожной медицины, осуществляя задачи по подготовке специалистов по железнодорожной медицине, оказывать специализированную профпатологическую помощь  работникам железнодорожной отрасли, осуществлять разработку необходимых нормативно- методических  документов  в рамках железнодорожной медицины. Создание такого центра в Украине тем более важно, что ранее существовавший научный центр железнодорожной медицины - кафедра «железнодорожной медицины и инженерной психологии» ВНИИЖГа остался в России и  подготовка врачей по железнодорожной медицине в настоящее время  в Украине не проводится.

            Как известно, железнодорожная медицина включает в себя следующие основные разделы: клинический, физиологический, санитарно-гигиенический, организационный и психологический. Существуют  и специальные задачи дорожной медицины:  медицинское обеспечение безопасности движения поездов; медицинская готовность к перевозке опасных грузов; профессиональная патология и обусловленные спецификой работы в отрасли общие заболевания; сохранение профессионального долголетия железнодорожников через разработку и обеспечение режимов труда и отдыха, гигиену труда; санитарно-эпидемиологические вопросы и медицинское обеспечение пассажиров; экологические аспекты деятельности отрасли и некоторые другие  задачи. Столь важные задачи требуют координации усилий  и научно-методического обоснования, которое возможно лишь в условиях   Центра железнодорожной медицины.

            Как показывают наши клинические наблюдения,  подтверждаемые исследованиями специалистов в области железнодорожной медицины других стран СНГ,  в настоящее время существенно изменяются условия трудовой деятельности работников, условия их жизни (социально-бытовой фактор), что зачастую приводит к более раннему формированию профессиональных заболеваний из-за более  низких адаптивных возможностей конкретных работников. Существующие методики проведения медицинских осмотров и , в частности, профотбора, не всегда позволяют оценить «запас прочности» конкретного работника или вновь поступающего в ту или иную профессию, с этим, по нашему мнению,  в ряде случаев и связаны более ранние сроки развития профзаболеваний у транспортников. Сейчас уже предпринимаются отдельные шаги по подготовке новых нормативных документов по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда, так, за период с октября 1999г. по май 2000г., было проведено несколько заседаний проблемной комиссии МЗ Украины, занимающейся аспектами медицины труда, состоялась первая конференция профпатологов Украины.  Итогами этой работы стали ряд проектов нормативных документов, в том числе и временный перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные и периодичские медицинские осмотры лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда, в котором уже официально введен в перечень специалистов, задействованных в осмотрах, психофизиолог, а в методиках - психофизиологиическое тестирование для ряда профессий и специальностей. Неоднократно предпринимались шаги по созданию единого унифицированного нормативного документа, регламентирующего, как медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, так и медицинские осмотры лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда. Это связано с тем, что в настоящее время одни и те же лица подлежат осмотрам по различным нормативным документам, часто в несовпадающие сроки, и противопоказания, к поступлению на работу или к продолжению работы, могут отличаться. Но до настоящего времени вопрос остается открытым.

            В настоящее время обеспечение профпатологической помощью работников железнодорожного транспорта осуществляется по принципу «как можно дольше не регистрировать больного как профессионального», вести его под маркой общесоматической патологии. Это связано как со слабым , зачастую,  знанием врачами железнодорожных ЛПУ профессиональной патологии и конкретных вредных факторов производства конкретного работника, так и с тем, что часто случаи установления профессионального заболевания влекут необходимость направления больного на МСЭК с определением  процента утраты профессиональной трудоспособности и последующими разорительными для предприятия регрессными  выплатами в пользу заболевшего. Это заставляет собственника предприятия предпринимать различные меры к  недопущению регистрации профпатологии на предприятии. Выход из этой ситуации, тем не менее, достаточно прост - грамотный, в профпатологическом смысле, надзор за состоянием здоровья работников с наиболее ранней регистрацией влияния вредных факторов производства на здоровье конкретного работника. Это позволит с помощью комплекса реабилитационно-профилактических мероприятий недопустить развития снижения профессиональной трудоспособности и  не возникнет необходимости определения процента утраты профессиональной трудоспособности с последующими регрессами. Это возможно лишь при систематическом обучении и переобучении врачей отрасли аспектам профессиональной патологии, аспектам железнодорожной медицины.

            Одним из интересных направлений, которое поможет исправить ситуацию с выявлением и регистрацией истиного состояния дел с профессиональной патологией и рядом обусловленных производственной деятельностью общесоматических заболеваний в отрасли, является  создание отраслевого регистра профессиональных и обусловленных условиями труда заболеваний. Решение этого вопроса определит дальнейшую практику работы по профилактике нарушений состояния здоровья железнодорожников от профессиональных факторов за счет четкого планирования и выполнения задач научного и практического уровня. Данный регистр может стать основной частью социально-гигиенического мониторинга. Создание аналогичных регистров уже проводит Россия в течение нескольких лет.

            Таким образом, подводя итог изложенному выше, следует выделить основные актуальные задачи, необходимые к разрешению:

1. Создание единого научного и обучающего центра железнодорожной медицины на базе Украинского НИИ медицины транспорта;

2. Разработка программ подготовки врачей железнодорожной отрасли медицине труда, в том числе железнодорожной медицине;

3. Создание отраслевого регистра профессиональных заболеваний как основного элемента социально-гигиенического мониторинга. 

           

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.