Июл 10 2000

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА

Опубликовано в 13:30 в категории Симпозиум

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА

В.Я. Уманский, И.Н. Дудник, О.В. Партас, П.В. Шаптала,

С.Ч. Пандей, Н. С. Егорова, В.И. Дудник

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького,

Донецкий научно-исследовательский институт медико-экологических проблем Донбасса и угольной промышленности, Донецк

Целью работы является определение значения каждого производственного фактора, воздействующего на водителей, обоснование и создание профилактического комплекса по сохранению здоровья этой профессиональной группы трудящихся. На основании проведенных исследований водителей грузовых автомобилей вся совокупность производственных факторов разделена на три группы: формирующие, предрасполагающие и отягощающие. Формирующие факторы определяют тяжесть и напряженность трудовой деятельности. Это вибрация на рабочих местах водителей, широкополосный шум, инфразвук, интермиттирующий микроклимат, вариабельная освещенность в разное время суток, аэрозоли дезинтеграции и конденсации, обуславливающие пылевой и газовый состав воздуха в кабине [1]. Типичная рабочая поза водителя за рулем автомобиля характеризуется вынужденным положением тела и выполнением основных элементов операций по управлению транспортным средством с помощью рук (главным образом) и ног (эпизодически). Постоянное эмоциональное напряжение и длительное внимание, сопровождающиеся необходимостью переработки информации и принятия правильного решения в условиях дефицита времени, определяют психофизиологические факторы водительского труда. Среди них необходимо также отметить напряженность анализаторных функций (прежде всего, органов зрения и слуха). Важным моментом у многих водителей, особенно осуществляющих перевозки грузов на большие расстояния, является необходимость выполнения поездок в различное время суток. Сменная работа предусматривает периодическое

изменение графика выхода в рейс как в первую (дневное время), так и во вторую (вечернее и ночное время суток). У части водителей поездки осуществляются вне временного графика, что приводит к нарушению циркадианного ритма физиологических функций их организма. Из совокупности отягощающих факторов необходимо отметить гиподинамию, обусловленную вынужденным положением тела человека за рулем. Однако иногда у водителей возникает необходимость проведения ремонтных работ. Последние выполняются как в полевых условиях (при аварийных ситуациях), так и в стационарных помещениях (текущие ремонты). Это, как правило, сопровождается пребыванием водителей в неблагоприятных окружающих условиях, а также наличием у них вредных привычек (например, таких как злоупотребление алкоголем или курение).

Среди предрасполагающих факторов основное значение имеет наличие хронических заболеваний основных, жизненно важных органов и систем организма, создающих ограничения, создающих ограничения или потерю способности к безопасному управлению автомобилем, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям, вследствие чего возникает травматизм среди водителей, страдающих соматическими заболеваниями. Большое внимание необходимо уделять выявлению лиц с иммунодефицитными состояниями, которые маскируются наличием у водителей длительных, вяло текущих, часто повторяющихся заболеваний с разнообразными клиническими синдромами, а в последующем – с хроническими заболеваниями, имеющими монотонные клинические проявления.

Итогом работы была разработка системы организационных, гигиенических и лечебно-профилактических рекомендаций по оздоровлению условий труда и снижению заболеваемости водителей автомобильного транспорта. Разработанная система предусматривает два типа профилактических мероприятий. Первичная профилактика включает организационно- технические и санитарно-гигиенические группы мероприятий, а вторичная – общие лечебно-профилактические и неспецифические методы коррекции иммунологической недостаточности организма водителей [2]. Среди организационно-технических мероприятий, целью которых является решение вопросов технологического ритма эксплуатации, ремонта, снабжения и технического контроля машин и механизмов, необходимо выделить соблюдение “Положения о технического обслуживания и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта”, в котором регламентируется чередование технического обслуживания с текущим и капитальным ремонтами (ежедневный осмотр, техническое обслуживание). Другие мероприятия регламентируют порядок отдельных работ, дополняющих вышеуказанный документ, и указывают пути их реализации.          В группе санитарно-гигиенических мероприятий, завершающих первичную профилактику, отдельно по каждой основной группе опасных и вредных производственных факторов (микроклимату, освещенности, виброакустическому и пылегазовому воздействию) излагаются требования, выполнение которых позволяет улучшить условия труда водителей, работающих на автотранспортных средствах. Прежде всего это необходимость соблюдения требований действующих государственных стандартов и санитарных правил, что ограничивает интенсивность производственных вредностей на рабочих местах, а также дополнительные меры по созданию безопасных для здоровья условий обитания в кабинах изученных транспортных средств, что позволяет в дальнейшем детализировать внедрение этих мероприятий на каждом отдельно взятом предприятии.

Общие лечебно-профилактические предложения, формирующие вторичную профилактику, регламентируют организацию и порядок проведения предварительных (при приеме на работу) и ежегодных периодических медицинских осмотров, учет предшествующего контакта с вредными профессиональными факторами, а также объем минимально необходимых функциональных исследований и осуществление витаминопрофилактики в зимне-весенний период года у водителей автотранспортных средств. Отличительной особенностью предложенной системы является разработка принципов организации, определение порядка проведения и сроков реализации неспецифической профилактики иммунодефицитных состояний, предусматривающая иммуннологическое обследование, выявление лиц с иммунодефицитными состояниями, формирование группы риска, а также индивидуализированную иммуномодулирующую коррекцию состояния с последующим профилактическим лечением.

Частичное внедрение разработанного комплекса профилактических мероприятий показало его достаточную эффективность.

Литература

1. Условия труда и заболеваемость водителей большегрузных автомобилей при работе в карьерах / Н.Т. Матвиенко, Л.И. Донченко, И.Н. Дудник, А.Н. Лунин // Гигиена труда. –Киев, 1992. –вып. 28. –С. 24–27.

2. Система мероприятий по оздоровлению условий труда и снижению заболеваемости водителей / И.Н. Дудник, О.В. Партас, Ю.В. Лагутина, О.В. Ермакова // Вестник гигиены и эпидемиологии: Приложение. –1999 .–Т.3, № 2. -С.44-45.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.