Июн 30 2000

Обеспечение безопасности удаления отбросов на Железных Дорогах Словацкой Республики

Опубликовано в 17:23 в категории Симпозиум

Обеспечение безопасности удаления отбросов на Железных Дорогах Словацкой Республики

И. Дубровова Институт здравоохранения работников Железных дорог Словацкой республики. Город Братислава Словакия

      В настоящее время во всем мире обращается  внимание на сохранение качества окружающей среды. Проблемы, связанные с её загрязнением, требуют разрешения ( 1,2 ).

      Влияние окружающей среды на человека многообразно. Она действует эстетически, психологически, на экономику и особенно на здоровье. Загрязнение основных составных частей окружающей среды связано с повышающейся нейропсихологической нагрузкой.

     Санитарные требования охраны окружающей среды опираются на знания о вредном влиянии различных факторов на здоровье человека.

     Удаление отбросов часто создает особенно вредные факторы, поэтому у нас и за рубежом оно регламентируется юридически.

       Самым важным для нас является Закон Чехословацкого Федерального собрания н. 238/ 1991 «Об отбросах». В нем проводится принцип  ответственности продуцента отбросов за их безопасное удаление и ликвидацию. С этим законом связан Каталог, распределяющий отбросы на группы по их происхождению:

n остатки растений и животных,

n минерального характера,

n после обработки мусора,

n химические вещества, включая текстиль,

n содержащие радиоактивные вещества,

n предприятий государственного водопровода,

n коммунальные.

По влиянию на население и на окружающую среду Каталог вводит следующиека тегори

n особые отбросы - требующие особого режима удаления по государственно-экономическим соображениям (пищевая промышленность, металлургия, химия, выгребные ямы),

n опасные отбросы  - такого характера и влияния (токсического, инфекционного, раздражающего), что представляют или могут представлять опасность для населения или окружающей среды, например, фильтры, загрязнённые нефтью, люминесцентные лампы, промасленная ветошь и т.п

n остальные отбросы, например, остатки резины, отбросыкоммунального характера, остатки от обработки питьевой воды.

     Железные дороги как развитый комплекс, обеспечивающий транспорт товаров и людей,  имеют разнообразное техническое оборудование  и на них работают люди разных профессий; их деятельность приводит к появлению отбросов почти всех категорий.

     Выберем следующие, как самые типичные и самые важные:

         станции - категория остальных (картон, бумага, мусор). Из категории особых надо упомянуть содержимое выгребных ям (на малых станциях нет канализации) и угольная зола, т.к. на малых станциях часто только угольное отопление. Необходимо обеспечение безопасности ликвидации первых из за инфекций, вторых - ввиду содержания окислов металлов. Есть и отбросы из категории опасных: гальванические элементы и люминисцентные лампы.

         паровозные депо -  отбросы, типичные для предприятий, занятых проверкой и ремонтом машин, относящиеся к категории опасных. Это загрязнённые нефтепродуктами фильтры, ветошь и рабочая одежда, а также  гальванические элементы и аккумуляторы. Из категории особых упомянем обрезки и стружку черных и цветных металлов.

         отрасль текущего ремонта линий - разные отбросы: обрезки рельсов и шпалы, резина, грунты и бетон. Их категория определяется в зависимости от загрязнения нефтепродуктами, дёгтем или смолой.

         отрасль обеспечения вагонов, располагающая рядом стационарных и мобильных объектов, обеспечивающих движение  с технической стороны и уровень санитарного состояния. Отбросы относятся к категории особых: остатки чистящих средств и содержимое выгребных ям с самостоятельной группой выбросов из туалетов в вагонах. Если в процессе очистки  применялись органические растворители, отбросы попадают в категорию опасных. Коммунальные отбросы относятся к категории остальных.

         отрасль электротехники и энергетики - отбросы часто опасные: свинцовые аккумуляторы, продукты, содержащие полихлорированные дифенилы и электролиты, содержащие цианиды. Из категории особых есть остатки кабелей, из остальных остатки черных и цветных металлов.

     За последние 3 года  на железных дорогах СР возникло:

Особых отбросов : в 1997 г. 22808,4 тонн , в 1998 г. 1567,2 тонн, в    1999г. 26573,1 тонн.

Опасных отбросов : в 1997 г. 16157,2 тонн, в 1998 г.19720,7 тонн, в    1999г. 6078,6 тонн.

Остальных отбросов : в 1997 г. 7574,2 тонн, в 1998г. 6503,3 тонн , в 1999г. 11292,1 тонн.

Большинство особых отбросов представляет содержимое выгребных ям из опасных отбросов большинство представляют загрязненые грунты и остальные отбросы касаются прежде всего остатков железа.

      На основе вышеприведенного можно сказать, что самое важное место занимают опасные отбросы; на них и сосредоточивается внимание с целью обеспечения безопасности населения и окружающей среды.

   Конкретно в практике железной дороги это означает, что в каждой отрасли ответственные работники должны вести регистрацию опасных отходов и заботиться о безопасном складировании их до вывоза на ликвидацию.

     Железные дороги не владеют собственными учреждениями для ликвидации отбросов, поэтому заключаются договора с фирмами, чаще всего частными, занимающимися этой деятельностью. Можно сказать что система действует на достаточном уровне без заметных проблем кроме шпалов и продуктов содержащих полихлорированные дифенили потому что  ещё не окончилось решание технологиии их ликвидации. До тех пор они все складываются на специальных пунктах.

     С отбросами других категорий бывают проблемы. Склады часто находятся в неразрешенных местах и при переполнении могут оказать вредное действие. Как пример, можно указать на содержимое выгребных ям, которые часто не вывозят на станции очистки, а выливают на полях.  Неудовлетворительно обстоит дело и с выбросами из туалетов в вагонах, только самые новые вагоны оборудованы контейнерами, очищаемыми на специальных пунктах.

    Мы, работники санитарно-эпидемиологических станций принимаем участие в решении этих проблем, имея в виду их влияние на здоровье железнодорожников и всего населения. Ответственные работники всех служб должны присылать нам планы работ с опасными отходами на проверку. Мы также контролируем ход работ с отбросами всех категорий.

    В общем эту работу надо считать трудной, т.к. устранение многих недостатков зависит от экономической ситуации. Положительно оценивается прокладка газопроводов и вывод из эксплуатации угольных котельных в главных и вспомогательных зданиях, а также прокладку канализации. Но, с другой стороны, канализацией не обеспечены паровозные депо и отрасль обеспечения вагонов.

    Решение многих вопросов прямо зависит от сознательности работников Мы стремимся или прямо, на месте, объяснять вредное влияние отбросов или организуем обучение. При повторных нарушениях правил приходится прибегать к штрафам.

Литература :

1. Бенцко, В. и кол. : Гигиена, Каролинум -Университет Карла,Прага 1998 с. 185.

2. Ровны, И. и кол. : Гигиена I, Освета Мартин 1998,с. 200.

3. Каталог отбросов к Закону н.238/1991 Об отбросах

4. Закон Чехословацкого Федерального собрания н. 238/1991 Об отбросах.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.