Июл 20 2000

МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Опубликовано в 22:39 в категории Симпозиум

МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В.П. Шано, А.С. Каневский, И.И. Богдан, Т.В. Джоджуа,

А.Н. Нестеренко

Дорожная клиническая больница Донецкой железной дороги

Современные медико-санитарные технологии оказания неотложной помощи при катастрофах на транспорте позволяют пострадавшим рассчитывать на получение эффективной помощи в ближайшее время при минимальных физических и материальных затратах, а также сократить количество отдаленных осложнений. Целью исследования явилось повышение эффективности неотложной медицинской помощи пострадавшим при железнодорожных катастрофах.

Тактика оказания неотложной медицинской помощи предусматривает: I. Диагностику и проведение сердечно-легочной реанимации (СЛР); II. Использование принципа “малых объемов” для коррекции гиповолемии; III. Транспортировку пострадавших; I. СЛР включает комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию основных жизненно-важных функций: дыхания, кровообращения, метаболизма и предотвращению необратимых изменений в центральной нервной системе.

Диагностика по доступным клиническим признакам (не более 10 секунд) проводится на основании выявления: отсутствия сознания, расширения зрачков, отсутствия фотореакции, атонии, которой может предшествовать короткий период судорог, отсутствия пульса на сонной и бедренной артериях, нарушений или остановки дыхания, изменения цвета кожи (бледность, цианоз).

При оказании неотложной помощи целесообразно придерживаться стандартного алгоритма: A, B, C, D, E, F, G, H (А - Airway (дыхательные пути); B - Breathing (дыхание); C - Circulation (кровообращение); D - D (медикаменты - дефибрилляция); E - ECG (ЭКГ); F - Fibrillation (дефибрилляция); G - Gauging (оценка); H - Human mentation (мышление человека);

1 шаг. А - В “Легочная реанимация”

А - Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей (без использования технических средств; с использованием технических средств).

В – Обеспечение искусственной вентиляции легких (ИВЛ без использования технических средств -“изо рта в рот” и “изо рта в нос”; ИВЛ с использованием технических средств -маска, дыхательный аппарат.

2 шаг. C - D - D - E - F “Сердечная реанимация”

3 шаг. G - H “Мозговая реанимация” (Сохранение мозгового кровообращения).

II. Ввиду наличия диспропорции между количеством пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи, и возможностью ее оказания необходимо широко использовать помощь парамедиков, в том числе работников железнодорожного транспорта. Целесообразно оказание помощи на месте происшествия в течение первого часа, который называется золотым –Golden hour. Устаревшая тактика транспортировки по принципу “бери и неси” не способствует снижению смертности особенно в первый час после происшествия. В связи с этим применение простых, материально доступных и моделирующих естественные защитно-приспособительные реакции организма при политравме, средств имеет важное социальное и медицинское значение. Современная стратегия неотложной инфузионной терапии у больных при катастрофах на транспорте, сопровождающихся политравмами и шоками различной этиологии (травматическим, ожоговым, геморрагическим) должна отвечать следующим требованиям: объёмы используемых инфузий должны быть применимы на догоспитальном этапе; способствовать достоверному улучшению макро- и микрогемодинамики; обеспечивать снижение риска неблагоприятных реакций. Вышеперечисленным требованиям отвечает новая концепция неотложной малообъемной инфузии гипертонического или гипертоническо-гиперонкотического раствора NaCl. В ответ на малую дозу инфузии на фоне гиповолемии практически немедленно проявляется выраженный кардиососудистый эффект без какого-либо риска передозировки жидкостью. Назначение 7,5% раствора NaCl в дозе 4 мл/кг или 250 мл 7,5% раствора NaCl в сочетании с рефортаном (М.м. 200 000) или стабизолом (М.м. 450 000) (фирма “Berlin-Chemie”) в виде болюсной инфузии 4-6 мл/кг за 2-5 минут в периферическую вену отвечает современным медико-санитарным технологиям оказания неотложной помощи при массовом поражении. Кроме присутствия гиповолемии, как абсолютной так и относительной, следствием травмы являются нарушения метаболизма воды и электролитов, что требует немедленной их коррекции растворами NaCl 0,9%, Рингера, Хартмана, 5% глюкозы (фирма “Hemofarm”), соответствующим всем современным медико-санитарным требованиям (оригинальная пластиковая упаковка, гарантированная стерильность и апирогенность, длительный срок хранения) к инфузионной терапии.

III. Транспортировку пострадавших рассматривали как экстремальную ситуацию как для пострадавшего так и для медицинского персонала. В оперативной работе по сортировке пострадавших целесообразно использовать соответствующие шкалы. Безопасность транспортировки обеспечивалась путем определения условий, критериев транспортабельности, степени риска транспортировки.

Использование современных медико-санитарных технологий при оказании неотложной помощи на железнодорожном транспорте позволит снизить летальность, количество и тяжесть возможных в последующем осложнений.

Литература:

1. Можаев Г.А., Заболотный В.Н.. Дьяконов В.П., Малыш И.Р. (1995) Неотложная помощь пострадавшим при авариях и катастрофах. Здоров’я, Киев, 272 с.

2. Кассиль В.Л. (1999) Транспортирование больных, нуждающихся в интенсивной терапии, на большие расстояния. В кн.: Теоретические и практические проблемы современной реаниматологии, Международный симпозиум, посвященный 90-летию акад. РАМН В.А. Неговского, 23-24 марта 1999 г., Москва, с.84-85.

3. Шано В.П., Нестеренко А.Н., Беликов М.И. (1999) Принципы и методы оценки тяжести состояния больных в интенсивной терапии. Методические рекомендации, Донецк, 27 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.