Июн 25 2000

К гигиенической оценке эффективности мероприятий по рационализации рабочей обстановки в условиях эксплуатации единого центра управления перевозками.

Опубликовано в 02:25 в категории Симпозиум

К гигиенической оценке эффективности мероприятий по рационализации рабочей обстановки в условиях эксплуатации единого центра управления перевозками.

В.Г. Цуркан

Санитарно- эпидемиологическая станция на Донецкой железной дороге, г. Донецк

         Переход железнодорожного транспорта на рыночные экономические отношения, потребовавший соответствующего совершенствования оперативного управления эксплуатационной  работой, предъявляет новые требования к деятельности органов государственного санитарного надзора. Создание единого дорожного диспетчерского центра управления /ЕЦУ/, представляющего особый интерес в гигиеническом отношении, вызвало необходимость изыскания более совершенных форм оценки условий труда и проведения гигиенических мероприятий в новой для железных дорог профессии дорожного поездного диспетчера /ДНЦ/. Производственная деятельность ДНЦ, основанная на комплексной системе автоматизации управления движением поездов, в процессе внедрения этой формы организации труда, потребовала учета воздействия всех факторов внешней Среды, адаптивных возможностей человека- оператора, с целью прогнозирования отдаленных последствий. Избранное направление обосновано тем, что конечным результатом успешного разрешения проблем гигиены труда при повышении уровня концентрации диспетчерского управления, наряду с увеличением производительности труда и сохранением работоспособности, является улучшение состояния здоровья за счет устранения риск-факторов и усиления факторов здоровья /1/. Проводившийся ранее /2/ широкомасштабный анализ условий труда и здоровья поездных диспетчеров, показал, что при работе на участках железной дороги, отмечаются неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в рабочих помещениях (неоптимальные параметры микроклимата, недостаточная освещенность рабочих мест, высокий уровень шума, достигающий 80-82 дБ). Общий уровень заболеваемости в среднем составил 60,4 случая и 610,1 дня временной нетрудоспособности на 100 работающих, показатель неболевших лиц ( индекс здоровья) - 51,5 %.

         При формировании более совершенной , чем на участках, структуры диспетчерского командования, в соответствии с принципами централизации и оптимизации диспетчерского управления движением поездов на направлениях большой протяженности, исходили из того, что профилактика профессионально обусловленных заболеваний возможна только за счет исследования всех факторов риска и при соблюдении гигиенических нормативов через внедрение оздоровительных мероприятий.

         В ходе проведения изучения труда ДНЦ /3,4,5,6/ исследовались особенности нервно-эмоционального напряжения в условиях ЕЦУ и общая заболеваемость. В период внедрения ЕЦУ заболеваемость с временной утратой трудоспособности составила 46,7 случаев и 1005,1 дней на 100 работающих. Данные о состоянии здоровья персонала диспетчеров, работающих со времени основания ЕЦУ, послужили основанием для перспективного и текущего планирования мероприятий по гигиенической оптимизации условий труда.

         Гигиенические исследования, проведенные в период эксплуатации ЕЦУ показали, что профессиональная деятельность диспетчеров, при реализованных  в процессе оборудования центра гигиенических мероприятиях по созданию оптимальных параметров микроклимата, звукоизоляции рабочих мест расположенных в диспетчерских залах, оснащении рабочих мест специальной мебелью, изготовленной с учетом требований эргономики и технической эстетики, проходит в условиях высокой нервно-эмоциональной напряженности труда и гиподинамии, усугубляющихся отсутствием регламентированных перерывов. Анализ состояния заболеваемости диспетчеров за последние три года показал, что в структуре заболеваемости преобладают острые респираторные инфекции и грипп /45,3%/, заболевания костно-мышечной системы и соединительных тканей /11,8%/, заболевания органов пищеварения /7,55%/ и заболевания сердечно-сосудистой системы /7,4%/. Уровень заболеваемости диспетчерского персонала, по сравнению с начальным периодом внедрения ЕЦУ, снизился в случаях в 1,49 раза, а в днях - в 3,39 раза. Индекс здоровья возрос в 1,23 раза.

         Снижение заболеваемости, наряду с улучшением показателей характеризующих уровень факторов производственной среды: нормализация акустической обстановки, содержание в воздухе помещений озона, окислов азота, пыли в концентрациях ниже предельно допустимых, подтвердили вывод, как об успешном совершенствовании рабочих мест при модернизации технологии управления перевозками и изменении организации труда, так и возможности избежать повышения уровня профессионально обусловленных трудом поездных диспетчеров /7/ хронических заболеваний системы кровообращения, нервной системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительных тканей.

          В период, истекший со времени исходных исследований, проектно-исследовательскими и дорожными организациями были разработаны и реализованы  конструктивно-технические решения целого комплекса оздоровительных мероприятий предложенных при внедрении ЕЦУ.

         Опыт внедрения научно-практических исследований, позволивших определить пути сохранения состояния здоровья и успешной профессиональной деятельности, реализован путем разработки методических рекомендаций по медико-профилактическому обеспечению оптимизации труда дорожных поездных диспетчеров, для использования в работе линейных санэпидстанций.

Литература

1. Ванханен В.Д., Денисенко В.И., Уманский В.Я. //Вестник гигиены и эпидемиологии - 1999- том 3, №2 - с.3-4.

2. Прохоров А.А., Кудрин В.А. //Гигиена труда и профзаболевания - 1984 -№1 -с.10-14.

3. Уманский В.Я., Цуркан В.Г., Дудник И.Н. и др. //Доклады четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием “Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности” - Санкт-Петербург, 1999 -том 2 -с.489-491.

4. Цуркан В.Г., Дудник И.Н., Шепотько С.Н. //Материалы дорожной научно-практической конференции по актуальным вопросам гигиены и эпидемиологии - Донецк, 1999 - с.9-11.

5. Дудник И.Н., Цуркан В.Г. //Вестник гигиены и эпидемиологии -1999 -том 3, №2 - с.43-44.

6. Цуркан В.Г., Шепотько С.Н., Малкин В.И., Дудник И.Н. Гигиеническая оценка внедрения оздоровительных мероприятий на рабочих местах дорожных диспетчеров центра управления перевозками //Информационный листок ДЦНТИ - Ясиноватая, 2000 -№1490 (0-8) -

3 с.

7. Висковатова Т.Н., Лисобей В.А., Клейнер Л.Б., Коротич В.И. //Материалы первой международной  научно-практической конференции “Проблемы гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте” - Львов, 1998 - с.31-33.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.