Июн 22 2000

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

Опубликовано в 23:28 в категории Симпозиум

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

И ПРОФОТБОРА УкрНИИ МЕДИЦИНЫ ТРАНСПОРТА

Э.М. Псядло

УкрНИИ медицины транспорта МЗУ, г. Одесса

Повышение безопасности человека на транспорте остается актуальной медико-психологической проблемой во всем мире. Несмотря на технический прогресс труд операторов транспортных средств остается опасным и стрессогенным, а профессиональный риск входит в структуру их деятельности. Высокая социально-экономическая значимость и ответственность труда определяет актуальность оценки профессиональной пригодности и выявления нервно-психических расстройств уже на ранних этапах их формирования в виде дезадаптивных реакций психики. Основными аргументами в пользу этого являются: неснижающаяся высокая аварийность на транспорте, распространенность психической дезадаптации операторов, низкая выявляемость данного контингента специализированными ВЭК и традиционной психиатрической службой. Невозможность быстрой адаптации человека к лавинообразному увеличению автоматизации сложных эргатических систем и средств транспорта и, соответственно, рост нервно-психического напряжения, предопределяет необходимость рационального распределения рабочей силы по тем или иным видам профессий и специальностей, которых уже сегодня насчитывается более 30 тыс.

Лаборатория психофизиологии труда и профотбора была создана в 1989г. в составе Всесоюзного НИИ гигиены водного транспорта. В этот период основные усилия были направлены на исследование физиолого-гигие-нических и психофизиологических особенностей условий и характера труда судоремонтников, докеров-механизаторов, морских лоцманов и плавсостава портофлота. После реорганизации института расширились направления научных интересов (психофизиологический профотбор, психодиагностика и психодинамика, включая психоанализ), контингенты ра-

ботников транспорта (железнодорожного и автомобильного), значительно усилилась роль использования новейших компьютерных технологий.

Научно-исследовательская работа лаборатории и ее практическая реализация осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Психофизиология труда:

– изучение функционального состояния, динамики работоспособности и надежности лиц операторских профессий на транспорте;

– профессио- и психографическая оценка характера труда, структуры и степени выраженности профессионально важных качеств, необходимых для эффективной и безопасной работы оператора;

– научное обоснование рациональных режимов труда и отдыха в соответствии с профессиональными особенностями деятельности, длительностью рабочей смены и недели, тяжестью и напряженностью труда и т.д.

2. Психофизиологический профотбор и профориентация:

– определение профессиональной пригодности операторов транспортных средств, степени их адаптации к условиям и характеру труда, эффективности и надежности;

– подбор и психометрическое обоснование комплекса методик (тестов) для определения уровня развития профессионально важных качеств работников конкретных специальностей;

– разработка и апробация новых методов исследования, автоматизированных компьютерных систем психофизиологического профотбора;

– подготовка методических рекомендаций и оказание практической помощи специалистам в подборе и расстановке кадров, психологической экспертизе при расследовании ЧП на транспорте, связанных с так называемым "человеческим фактором".

3. Психогигиена и психопрофилактика на транспорте:

– психофизиологическая и психологическая диагностика, определение врожденных индивидуально-типологических свойств нервной системы, основных черт характера и темперамента, пограничных психических расстройств и акцентуаций;

– психодиагностика развития и сохранности высших психических функций после перенесенных черпно-мозговых травм, хронических заболеваний, затяжных алкогольных эксцессов и др.;

– разработка мероприятий по сохранению психосоматического здоровья операторов, оказанию психотерапевтической помощи и психокоррекции, обучению психофизической саморегуляции.

4. Социально-психологические вопросы организации труда:

– определение стиля и методов руководства, структуры производственных и неформальных связей, ценностно-ориентационного единства первичных производственных коллективов;

– оценка удовлетворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, потенциальной текучести кадров;

– индивидуальный подбор членов экипажей и бригад относительно их психологической совместимости;

– оценка командирских и лидерских качеств руководителей, составление социально-психологического рейтинга специалистов для обоснованного комплектования резерва кадров;

– проведение социально-психологических исследований, разработка рекомендаций по улучшению психологического климата, методам разрешения конфликтных ситуаций и психологического тренинга.

Результатом выполнения 4 госбюджетных и 2 хоздоговорных НИР явилось накопление и обобщение большого объема данных физиолого-ги-гиенических, психофизиологических и психологических исследований работников различных видов транспорта. Это позволило защитить 2 кандидатские диссертации, получить авторское свидетельство и 3 авторских права, опубликовать 2 монографии, 3 методические рекомендации, опубликовать свыше 40 научных работ.

Необходимость внедрения психофизиологического профотбора работников транспорта обусловлена приказами Минздрава и Госнадзорохрантруда Украины № 263/121 от 23.09.94г. "Про затвердження Переліку робіт, де є потреба у професійному доборі" и "Про затвердження Правил визначення придатності за станом здоров\’я осіб для роботи на суднах", №347 от 19.11. 96г. Так, впервые в практику здравоохранения на водном транспорте внедрен психофизиологический профотбор плавсостава с использованием автоматизированной компьютерной системы "Мортест. К весьма перспективным направлениям работы лаборатории следует отнести научное обоснование и разработку прикладных компьютерных психодиагностических программ серий "КОНСУЛ" и "Лидер", позволяющих широко использовать в практике такие вербальные и проективные тесты, как: MMPI (ММИЛ, СМИЛ, СМОЛ), Сонди, Люшера (в т.ч. полноцветный и попарный), Кэттелла, ЛИРИ, Кейрси, Hand-test и др.

Разработанные методики и их программные версии - "Экспресс" и "БАВ" позволяют в режиме экспресс-диагностики выявлять психофизиологический и биологически активный возраст испытуемых, получать популяционные нормы и критерии профпригодности и степени адаптации работников основных профессиональных контингентов на всех видах транспорта, уровень физического развития и его сохранности в различных социально-демографических группах населения.

Таким образом, в лаборатории получили комплексное развитие основные направления психофизиологии труда и профотбора операторов, что имеет важное значение для гигиенической и профилактической медицины, безопасности движения и обоснованных кадровых решений на транспорте в целом.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.