Июн 27 2000

Профессиональные особенности формирования механизмов адаптации к условиям мирового океана

Опубликовано в 23:50 в категории Симпозиум

Профессиональные особенности формирования механизмов адаптации к условиям мирового океана

А.М. Войтенко, М.Л. Кирилюк, И.А. Мильман, В.Г. Дубнер

Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, медицинский центр «Андромед», Одесса

Одним из видов профессиональной деятельности человека, формирующей условия, определяющие возникновение профпатологии, является работа на водном транспорте. Хотя количество работ, посвященных изучению состояния здоровья моряков достаточно велико, что легло в основу издания соответствующих справочных пособий и руководств [2, 4, 6-8], необходимость изучения приспособительных механизмов у лиц плавсостава обусловлена универсальным и основным влиянием на механизмы адаптогенеза моряков прежде всего фактора длительности рейса, способствующего появлению профессионально обусловленных заболеваний [3, 5].

Цель настоящего исследования состояла в выявлении роли центральных вегетативных механизмов адаптивных реакций по математическому анализу ритма сердца (МАРС) у лиц плавсостава в длительном автономном плавании. Исследования проведены у 200 рыбаков в годичном рейсе в низких широтах. В выборку вошли представители всех профессиональных групп. Ежемесячно в рейсе с помощью компьютеризированной системы «Кардиоритм» у моряков производили регистрацию не менее 100-120 кардиоциклов с последующей их автоматической обработкой с вычислением статистических, автокорреляционных, спектральных показателей по Р.М. Баевскому [1].

Полученные результаты показали, что у судоводителей в рейсе статистически значимо меньше среднеквадратическое отклонение (СКО), дисперсия (Дс), эксцесс (Эк), коэффициент вариации (КВ), мощность спектра дыхательных волн (МСДВ), мощность спектра медленных волн (МСМВ), мощность спектра дыхательных волн в нулевой точке (МСДВНТ) по сравнению с матросами-рыбообработчиками, достоверно меньше КВ и МСДВ по сравнению с матросами и МСДВ по сравнению с машинистами и мотористами. У представителей радиослужбы в рейсе достоверно больше Эк по сравнению с механиками и представителями производственной службы, меньше МСМВ по сравнению с матросами и матросами-рыбообработчиками и индекс активации подкорковых нервных центров (ИАПНЦ) по сравнению с механиками и матросами. У механиков в рейсе статистически значимо меньше СКО, Дс, КВ, МСДВ по сравнению с машинистами и мотористами, представителями производственной службы, матросами и матросами-рыбообработчиками; Эк и МСДВНТ по сравнению с машинистами и мотористами, матросами и матросами-рыбообработчиками и МСМВ по сравнению с матросами и матросами-рыбообработчиками, достоверно больше амплитуда моды (АМ) по сравнению с матросами и матросами-рыбообработчиками, индекс напряжения (ИН) по сравнению с машинистами и мотористами, представителями производственной службы, матросами и матросами-рыбообработчиками; коэффициент корреляции после первого сдвига по сравнению с машинистами и мотористами, матросами и матросами-рыбообработчиками; индекс вегетативного равновесия (ИВР) и индекс централизации (ИЦ) по сравнению с матросами-рыбообработчиками и показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) по сравнению с матросами. У машинистов и мотористов в рейсе статистически значимо больше Эк и МСДВНТ по сравнению с представителями производственной службы; скорость затухания автокорреляционной функции по сравнению с матросами; мода, АМ, ИН, ИВР и ИЦ по сравнению с матросами-рыбообработчиками и меньше СКО, КВ и МСМВ по сравнению с матросами-рыбообработчиками. У матросов и матросов-рыбообработчиков между собой статистически значимых различий по всем исследуемым параметрам МАРС найдено не было.

Таким образом, показатели МАРС в рейсе у судоводителей, радистов, механиков отличаются от соответствующих данных матросов в сторону выраженной активации центрального контура регуляции, гомогенизации и уменьшения варьирования кардиоинтервалов, ослабления автономного контура регуляции сердечного ритма. Это связано, по-видимому, с эффектом лабилизации в результате специфических особенностей работы судоводителей. более высокой степенью адренергической реактивности.

У матросов в рейсе показатели МАРС свидетельствуют о стабильности и уравновешенности всех контуров регуляции ритма сердца без особого доминирования центрального либо автономного при хорошем соответствии активности регуляторных механизмов уровню функционирования системы кровообращения по сравнению с соответствующими показателями МАРС у представителей других профессий.

Обсуждаются возможные механизмы возникновения супраорганной патологии у моряков дальнего плавания.

Литература

1.Баевский Р.М., Кукушкин Ю.А., Марасанов А.В., Романов Е.А. Методика оценки функционального состояния организма человека // Медицина труда и пром. экология.- 1995.- №3.- С. 30-34.

2.Войтенко А.М., Шафран Л.М. Гигиена обитаемости морских судов.- Киев: Здоровья, 1989.- 136 с.

3.Лісобей В.О. Соціально-гігієнічні основи покращання здоров`я і медико-санітарної допомоги морякам // Автореферат дис. … доктора мед. наук.- Київ, 1994.- 42 с.

4.Лобенко А.А., Асмолов А.К. Компенсаторно-приспособительные механизмы у моряков.- К.: Здоров`я, 1991.- 181 с.

5.Лобенко А.А., Волянский В.Е. Адаптация человека к условиям мирового океана: (Нейро-вегетативные аспекты).- К.: Здоров`я, 1997.- 127 с.

6.Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков.- М.: Транспорт, 1986.- 200 с.

7.Сапов И.А, Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность моряков.- Л.: Медицина, 1980.- 192 с.

8.Справочник по гигиене и санитарии на судах / Под ред. Ю.М. Стенько и Г.И. Арановича.- Л.: Судостроение, 1984.- 632 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.