Июл 04 2000

Особенности отбора работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов

Опубликовано в 18:06 в категории Симпозиум

Особенности отбора работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов

Каневский А.С, Антонюк С.М.,. Ахрамеев В.Б., Плаксин Е.А., Головня П.Ф., Богдан И.И.

Дорожная клиническая больница на ст.Донецк,

Кафедра хирургических болезней №2 ФПО ДонГМУ.

 

Железнодорожная система Украины имеет мощное железнодорожное здравоохранение, которое постоянно сталкивается со специальными железнодорожно-медицинскими задачами. На железнодорожном транспорте имеется много специфических медицинских проблем , которым не уделяется внимание ни в ВУЗе, ни в институтах усовершенствования. В результате нередко наблюдается недостаточная компетентность в проблемах и частных вопросах железнодорожной медицины, ошибки в практической работе. Так, например, врач железнодорожной системы без знаний специальных железнодорожных аспектов медицинской экспертизы, особенностей лечения лиц без отрыва от работы, связанных с движением поездов и некоторых других подобных вопросов, сам может способствовать снижению безопасности движения поездов, вплоть до крушений.

Кафедра хирургических болезней №2 ФПО ДонГМУ, расположенная на базе хирургического отделения дорожной клиническое больницы на ст.Донецк (гл.врач А.С.Каневский) основной задачей в своей работе считает медицинское обеспечение безопасности движения поездов, профилактику «износа организма» и заболеваний у железнодорожников через разработку и обеспечения режимов труда и отдыха, гигиену труда. Безопасность движения поездов определяется комплексом технических средств, направленных на ее обеспечение, в сочетании с надежностью работы человека. При этом человек играет существенную, а в ряде случаев и ситуаций основную роль в обеспечении безопасности. Безопасность обеспечивается соответствием состояния и способностей человека требованиям, предъявляемым профессией и должностью, связанной с движением поездов. По нашему мнению, основной деятельностью является непосредственное ведение локомотива, т.е. работа машиниста и его помощника, поездного диспетчера и др. Состояние человека мы рассчитываем на особые, в том числе экстремальные транспортные ситуации, которые могут возникнуть в процессе соответствующей работы. Состояние человека с рассмотренных позиций включает в себя состояние здоровья, физиологическое и психологическое состояние и способности, а так как речь идет на усложненные транспортные ситуации, следует учитывать резервы организма. Мы считаем, что более надежны в транспортных профессиях лица среднего возраста. В молодом возрасте нет опыта, необходимой осторожности, в пожилом - снижаются соответствующие физиологические функции, хотя в этом случае возможна компенсация за счет навыков. Основное внимание мы уделяем вопросам медицинского осмотра, который осуществляется через медицинское освидетельствование вновь поступающих и периодическое старослужащих.

При этом определяем возможность работы в профессиях и должностях, связанных с движением поездов, в зависимости от наличия и нозологии заболеваний с учетом их стадии и компенсации. Особую роль следует отводить предрейсовым осмотрам локомотивных бригад. Они должны определить состояние человека перед уходом в рейс: нет ли у него острого заболевания или обострения хронического, каково его физиологическое и психологическое состояние, достаточным ли был отдых, не находится ли он под воздействием алкоголя, под нежелательным действием лекарств. Если состояние машиниста или его помощника таково, что повышает риск безопасности движения, он отстраняется от рейса.

К хирургическим заболеваниям, представляющим наибольшую опасность для безопасности движения, следует отнести внутренние кровотечения, причём наиболее опасны профузные. Наступают они внезапно среди полного благополучия, либо у имеющего известное врачу и самому больному заболевание, но до этого нередко компенсированное. Из всех кровотечений наиболее катастрофическое - при разрыве аорты. Ведет обычно к моментальной смерти. Наиболее частая причина - аневризма аорты в результате атеросклеротического поражения. Способствуют разрывам аорты во всех случаях физическое напряжение и высокое артериальное давление. Расслаивающие аневризму аорты также могут в конечном итоге закончиться полным ее разрывом. Хотя данное заболевание не ведет обычно к такой моментальное смерти, как полный первичный разрыв, оно все же чрезвычайно опасно для жизни в ближайшее время, сразу лишает человека возможности нормально продолжать работу. В отношении рассматриваемой с позиции экспертизы у лиц, связанных с движением поездов, необходимо учитывать следующие моменты: 1) абсолютными общими противопоказаниями к допуску во все профессии и на должности, связанные с движение поездов, должны являться заболевания с высокой вероятностью разрыва аорты - аневризма аорты и аортиты; 2) в наиболее важных профессиях и на должностях, непосредственно связанных с движением, а также в профессиях тяжелого физического труда противопоказанными считаются заболевания и с меньшим риском разрыва аорты - атеросклероз аорты, подозрения на аортит, перенесенный аортит без видимых последствий; 3) если заболевания со сравнительно небольшим, но все же существующим риском разрыва аорты сочетаются с выраженной артериальной гипертензией, то это сочетание целесообразно отнести к общим абсолютным противопоказаниям.

Частым видом кровотечений из внутренних органов является кровотечение из желудочно-кишечного тракта. Основная причина - язвенная болезнь желудка и 12п. Кишки, далее идут аррозивный геморрагический гастрит, острая язва желудка. На эти заболевания приходится более 50% всех желудочно-кишечных кровотечений, существенное место занимает рак желудка (10% всех кровотечений), варикозно расширенные вены пищевода при портальной гипертензии (7%), синдром Меллори-Вейса (3-10%). Другие причины встречаются значительно реже: рак пищевода, пептическая язва пищевода, ущемленная диафрагмальная грыжа, рак ободочной кишки, болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, геморрой и др. Кровотечению могут способствовать прием ряда лекарств, психический стресс, умственное и физическое перенапряжение, тряская езда. Из лекарственных средств наибольшее значение имеют кортикостероиды, салициты, верошпирон. По данным литературы и нашим наблюдениям у машинистов локомотивов и в ряде других железнодорожных профессий, связанных с психо-эмоциональным напряжением и работой с ночными сменами осложнения язвенной болезни, в том числе и кровотечения, развиваются значительно чаще. Таким образом, абсолютным общим противопоказанием к работе в профессиях, связанных с движением поездов, являются заболевания желудочно-кишечного тракта, протекающие с явными кровотечениями. При этом мы исходим из того, что случившееся раз кровотечение говорит о повышенном риске повторных в сравнении с риском кровотечения у больных, страдающих теми же болезнями, но без кровотечения в анамнезе. Большинство болезней легких и некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы сопровождаются кровохарканьем или кровотечением. Основные причины кровточений - туберкулез, рак, бронхоэктазы, легочные нагноения. При экспертизе лиц, связанных с движением поездов, существенно, что основные заболевания, являющиеся причиной массивных легочных кровотечений

Они сами по себе являются общими абсолютными противопоказаниями. Такие распространенные заболевания как хроническая пневмония и бронхоэктатическая болезни в недалеко зашедших стадиях являются относительными противопоказаниями, но они становятся общими абсолютными при наклонности к кровотечениям. Кроме описанных выше заболеваний противопоказана работа, связанная с движением транспорта лицам, страдающим грыжами различной локализации, тромбофлебитом глубоких вен нижних конечностей с частыми обострениями и хронической венозной недостаточностью, всеми формами облитерирующих

заболеваний артерий конечностей, злокачественными новообразованиями и др.

Требования к состоянию здоровья должны предъявляться дифференцированно к вновь поступающим и старослужащим, для первых они более жесткие. Главной основной к такому подходу является опыт и приобретенные навыки старослужащими, которые частично могут компенсировать дефекты здоровья. В результате регулярного проведения профилактических осмотров вновь поступающих и старослужащих нами разработана схема обследования, использование которой позволяет выявить явные и скрытые заболевания. В ряде случаев мы прибегаем к более углубленному обследованию в условиях стационара с использованием новых современных методов диагностики: ультразвуковая диагностика, ФГДС, фиброколоноскопия, лапароскопия и т.д. При выявлении патологии мы используем разработанные оригинальные методики коррекции патологических состояний, позволяющие с меньшей травмой в сжатые сроки восстановить работоспособность. К таким методам следует отнести: малоинвазивное пункционное лечение осложненного панкреатита под контролем сонографии, аллопластика грыж при помощи силиконового трансплантата, медикаментозное обкалывание и покрытие язв желудочно-кишечного тракта защитной пленкой, эндолимфальное введение антибиотиков, переливание крови, облученной ультрафиолетом, ксеносорбция, использование лазеротерапии и др.

Использование указанных методов позволяет существенно расширить круг лиц, допускаемых к работе, связанной с движением поездов.

Настоящее исследование было проведено на основании анализа 17405 профилактических осмотров за период с 1995 по 1999 годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коршунов Ю.Н., Цфасман А.З., Нерсесян Л.С. Безопасность движения и человеческий фактор //Железнодорожный транспорт. – 1988. - №2. – С. 23-26 (П)

2. Кравченко Г.П. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад //Научная конференция врачей Куйбышевской железной дороги: Тез.докл. – Куйбышев, 1974. – С.81-84. (Ш.4.)

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.